Ольга Скобелева
Конспект занятия по лексическому развитию речи в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по лексическому развитию речи в подготовительной группе.
Тема: фразеологизмы.
Задачи:
1. Продолжить знакомство детей с фразеологическими оборотами. Их происхождением и значением.
2. Обогащать словарный запас детей.
3. Воспитывать интерес к богатому русскому языку.
Воспитатель: Дети. Незнайка прислал намписьмо, в которой он пишет:
Публикация «Конспект занятия по лексическому развитию речи в подготовительной группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
«Ребята, я вчера читал стихотворение в своей любимой книжке и не смог понять значения выражений. Помогите разобраться. Жду ответа. Ваш незнайка. (Стихотворение прилагается) :
В: Ребята, послушайте стихотворение, которое читал Незнайка:
Чтоб увидеть эту птицу,
Нужно ехать за границу.
Но сегодня Пеликан
Сам приплыл из дальних стран
Пеликан разинул рот:
- Из-под ног уходит плот!
Я – знаток морской науки,
Взять себя обязан в руки!
- Плот пожалуй не спасти
Ты, приятель, не грусти.
Не останешься в беде,
Ни в лесу, ни на воде.
- Я – бывалый капитан! –
Восклицает Пеликан –
И не то со мной бывало,
Но не бросил я штурвала.
Попадая в передряги,
Не терял своей отваги.
Даже, глядя на акул,
Не кричал я «Караул».
В: Дети, как вы думаете: какие выражения не смог понять Незнайка? (ответы детей)
В: Правильно. «Разинув рот» - ничего не понимая, удивиться, прийти в изумление. Этот фразеологизм мы уже записали с вами в наш альбом «Фразеологизмов». Но вы не заметили еще одно интересное выражение: «Взять себя в руки». Ребята, почему Незнайка не смог понять это выражение? (ответы). Да, правильно. Это выражение тоже является фразеологизмом. Кто знает, что оно обозначает и как появилось в нашем богатом русском языке? (слушает варианты детей)
В: Показывает картинку с изображением данного фразеологизма.
А вы знаете, что существует множество фразеологизмов со словом «Рука»? В русском языке слово «рука» входит в состав 200 фразеологизмов. Это связано с тем, что еще с древнейших времен «рука» была орудием труда человека, средством общения людей. Наши предки осознавали понятие «иметь» прежде всего, как то, что находится в руках. В дальнейшем это проявилось в выражениях связанных со значением «иметь» : брать в свои руки, держать в руках, прибрать к рукам, не выпуская из рук и т. п Еще в середине 19 века одно из значений слова «рука» символизировала власть. Отсюда возникли фразеологизмы, дошедшие до наших дней. Выражение «Держать себя в руках» - это не значит, что взять себя руками, а означает сохранять самообладание, сдерживать себя от проявления волнения и гнева - подчинять их своей воле. Владеть собой. Такие фразы делают нашу речь образной и красивой.
В: Давайте сейчас отдохнем, а затем попробуем составить предложения с фразеологизмом «Держать себя в руках»
Физкультминутка:
Руки ставим мы вразлет (руки в стороны)
Появился самолет («полетели» как самолеты)
Мах крылом туда-сюда (наклоны влево-вправо)
Делай «раз» и делай «два» (повороты влево-вправо)
Раз и два, раз и два (хлопаем в ладоши)
Руки в стороны держите (руки в стороны)
Друг на друга посмотрите (повороты влево-вправо)
Раз и два, раз и два (прыжки на месте)
Опустили руки вниз (опустили руки)
И на место все садись (сели на места)
В: А теперь ребята, попробуйте составить предложения с этим фразеологическим оборотом. И напишем их Незнайке в письме, чтобы ему было все понятно. (Держать себя в руках, что бы не случилось. Командир корабля всегда держит себя в руках и т. д)
В: Какие вы молодцы! У меня к вам предложение: давайте нарисуем рисунки к выражению.
Рисуют рисунки; пишут письмо; заносят новый фразеологизм в альбом.