Лучший педагог года

Конспект занятия по лексической теме «Дикие животные и их детёныши»

Валентина Яковлева
Конспект занятия по лексической теме «Дикие животные и их детёныши»
▼ Скачать + Заказать документы

Лексическая тема

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками

Продает она орешки. друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Пальчиковая гимнастика

«Сказка про зайцев»

Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Дикие животные и их детёныши“» размещена в разделах

«Жили-были два зайца (пальцами изображаются зайцы). Один хвастается: «Я умею ушами шевелить быстро — вот так» (шевелим ушами). — И я умею (шевелим «ушками» на другой руке). — А я умею ушки складывать (складывает поочередно). — И я умею (показываем на другой руке). — А я умею ходить на ушах (два пальца-ушка двигаются по столу). Увидела мама-зайчиха хвастунишек и говорит: «А ну, хвастунишки, быстро чистите ушки» (два пальчика потираются друг о друга).

Примерный словарь

Существительные: названия животных и их детёнышей; дупло, берлога, логово; лапы, копыта, когти, шерсть, пух, щетина; стадо, пастух, пастбище, сено, репейник, бурьян, овёс, вьюк, кладь, упряжка, нарты.

Глаголы: бегать, прыгать, ползать, рычать, мяукать, мурлыкать, свернуться (в клубочек, сторожить, охранять, запрягать, навьючить, лягаться, хрюкать, ржать, лаять, мычать, скакать, оттолкнуться.

Прилагательные: злой, умный, хитрый, мягкий, жёсткий, кудрявый, длинный, короткий, тонкий, толстый, мозолистый, укромный, передние, задние, ветвистые, полосатый, пятнистый, крупные, мелкие (животные, яйца, хищные, травоядные.

Наречия: внутрь, назад, вниз, вверх, быстро, медленно, галопом.

Материал для рассказа может быть следующим:

Волк — хищное животное средней полосы, живёт в логове, которое страивает в труднодоступном для человека месте. Внешне похож на собаку, шерсть у него серая; он быстро бегает. Волки охотятся на оленя, крупных животных только стаями, а поодиночке — на мелких зверей.

Детёныш волчицы — волчонок, малыши-волчата похожи на щенят.

Лиса — хищное животное, ростом больше кошки, но меньше собаки, живёт в норе; на лапках когти, длинный пушистый хвост — краса гордость лисы. Тело её покрыто пушистым чёрным, серым, коричневым или рыжим мехом. У неё очень хорошее чутьё : по следам она находит мелких зверей — мышку, ежа, зайца. Когда лиса нападает на ежа, он быстро сворачивается в клубочек, подставляя свои колючки. Но если рядом есть водоём, то хитрая лиса закатывает ежа в воду, где он вынужден развернуться, чтобы не задохнуться.

Лиса любит полакомиться курочкой, поэтому часто забирается в курятник; часть добычи она отдаёт лисятам.

Люди охотятся на лису: из её шкуры шьют красивые воротники, тёплые меховые шапки и шубы.

Бурые медведи — большие (часто огромные) хищные животные, покрыты густой коричневой шерстью, на лапах длинные когти. Они хорошо лазят по деревьям и плавают, питаются мелкими животными, растениями, очень любят ягоды и мёд.

До зимы косолапый накапливает подкожный жир; находит укромное местечко — яму от вывороченного с корнем дерева, дно её прикрывает листьями, ветками и ложится спать в эту берлогу. Там он спит всю зиму. К весне просыпается худой, голодный, злой — лучше в это время ему не попадаться.

Белые медведи живут на Севере, где очень холодно. Они больше бурых, тело белого медведя покрыто толстым слоем жира и толстой шкурой с длинной щетиной, под которой растёт густая шерсть.

Белые медведи питаются тюленями, морскими птицами и рыбой, а в короткое полярное лето — ещё и ягодами.

С наступлением долгой полярной зимы они забираются под утёсы или глыбы льда. От их дыхания пещера изнутри покрывается льдом и сохраняет тепло. Там у них родятся два-три медвежонка.

Лось — таёжный великан. Рост в холке составляет свыше двух метров. Его сильные многоразветвлённые рога имеют форму гнезда, копыта на ногах широко расставлены, способны расходиться в стороны и не дают животному погрузиться в трясину. Покрыты лоси короткой шерстью. При нападении волков лось наносит сокрушительные удары передними копытами. Питается листвой, корой деревьев, кустарниками и травами. Лосиха приносит весной два-три лосёнка. Лосята питаются молоком матери.

Осёл — горное животное. Его характерные особенности: небольшой рост, длинные уши, короткая стоячая грива на шее. На ногах, как у лошади, по одному копыту, хвост метёлкой. Животное покрыто короткой темно-серой шерстью. Ослы не переносят холода, поэтому живут тёплых странах; у нас их можно встретить на Кавказе.

Питаются они грубым кормом: кустарником, бурьяном, репейником. Ослы — спокойные, но упрямые животные. Когда рассердятся, лягаются. Ревут очень громко: «иа-иа». Детёныш ослицы — ослёнок, питается молоком матери.

Осёл хоть и мал ростом, но очень сильный: он может по узкой тропинке подняться в гору с тяжёлой ношей туда, где не пройдёт ни одна лошадь. На осликах ездят верхом, запрягают их в коляску.

Ослы отличаются от лошадей не только низким ростом, но и другими особенностями: стоячей гривой, гладким хвостом с кистью длинных волос на конце; они не образуют табунов, держатся поодиночке, от ночлега далеко не уходят и т. д.

Живут лоси не стадами, а семьями; они хорошо приручаются и обитают на лосиных фермах. В неволе привыкают ходить в упряжке, на них можно ездить и верхом; лось легко передвигается в условиях таёжного бездорожья. Ещё они полезны тем, что дают жирное и целебное молоко, лосиное мясо употребляется в пищу человеком.

Белка живёт в дупле дерева. У неё длинный пушистый хвост, передние лайки короче задних. Коготками она держит шишки, орехи и грызёт их. Тело её покрыто серым или рыжим мехом. Когда белка прыгает с дерева на дерево, хвост выполняет роль руля: она прыгает вправо — хвост поворачивает налево, и наоборот.

К зиме белка запасает орехи, шишки, грибы и другие плоды. Белка не кричит, а цокает «ц-ц-ц». Детёныш у неё — бельчонок.

1. Игра «Кто у кого?»

Образец: У зайца – зайчонок, зайчата.

У лисы –

У зайца –

У волка –

У медведя –

У ежа –

У белки –

У барсука –

У рыси –

У бобра –

У лося –

У кабана –

2. Игра «Кто где живет?»

Образец: Волк живет в логове.

Белка живет в ….

Медведь живет в ….

Лиса живет в ….

Волк живёт в ….

Отвечаем полным предложением, следим за тем, чтобы ребенок произносил предлог «в».

3. Игра «Сосчитай-ка»

Образец: Один лисёнок, два лисёнка, три лисёнка, четыре лисёнка, пять лисят.

Посчитай до 5 со словами: волчонок, ежонок, бельчонок.

4. Игра «Назови ласково»

Белка — белочка,

обезьяна — обезьянка,

медведь — медведушка,

бегемот — бегемотик,

еж — ежик,

слон — слоник,

заяц — зайчик,

лев — левушка,

лось — лосик,

леопард — леопардик,

тюлень — тюленюшка,

морж — моржонок.

5. Игра «Один — много»

Белка — много белок — бельчат,

лиса — лис — лисят,

еж — ежей — ежат,

заяц — зайцев — зайчат,

волк — волков — волчат,

лось — лосей — лосят,

медведь — медведей — медвежат,

морж — моржей — моржат,

тюлень — тюленей — тюленят,

олень — оленей — оленят,

слон — слонов — слонят, зебра — зебрят.

6. Игра «Назови лишнее слово»

Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака);

лиса, волк, овца, белка (овца);

корова, заяц, кролик, лошадь (заяц).

7. Задание «Сравни»

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? (Отвечать полным предложением. Например: черепаха двигается медленнее.)

8. Построение монолога «Опиши любого зверя по плану» :

1) название;

2) где живет (Север, жаркие страны.);

3) внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки — у слона хобот и т. п.);

4) жилище (берлога, нора, дупло.);

5) повадки;

6) как добывает корм;

7) как защищается;

8) чем питается;

9) кто является его врагом;

10) как называются его детеныши.

9. Игра «Чей след?»

Образец: След лисы – лисий след.

След волка (чей)

След медведя (чей)

След зайца (чей)

След белки (чей)

След лисы (чей)

10. Речевая игра «Кто знает больше слов?»

Цель игры: расширение словаря прилагательных.

Ход игры. Подбираются слова-определения к диким животным.

Лиса (какая) — пушистая, рыжая, хитрая, быстрая, осторожная.

Заяц (какой) — трусливый, быстрый, длинноухий, белый, быстроногий, пушистый, пугливый, боязливый.

Медведь (какой) — косолапый, неуклюжий, бурый, сильный.

11. Речевая игра «Назови животного по-разному»

Цель игры: активизация словаря.

Ход игры. Вспомнить как можно больше названий зайца и лисы (можно разделиться на команды).

Заяц — зайчонок, зайчик, зайчишка, зайка, русак, длинноухий, трусишка.

Лиса — лисичка, лисонька, лисица, рыжая, плутовка, Лиса Патрикеевна.

12. Логопедия в диалогах

Цель игры: активизация словаря.

Ход игры. Взрослый читает стихотворение, затем задает вопросы:

Объясни значение слова ЗУБАСТЫЙ.

Какие слова подходят к лисе, а какие к волку: колючий, рыжая, зубастый, серый, хитрая, злой, пушистая, косолапый?

ЛИСА И ВОЛК

Серый волк в глухом лесу

Встретил рыжую лису.

– Лизавета, здравствуй!

– Как дела, зубастый?

– Ничего, идут дела, голова ещё цела.

– Где ты был?

– На рынке.

– Что купил?

– Свининки.

– Сколько отдал?

– Шерсти клок,

Ободрали правый бок.

Хвост отгрызли в драке.

– Кто отгрыз?

– Собаки.

– Жив ли, милый куманёк?

– Еле ноги уволок.

– Как, лиса, твои дела?

– На базаре я была.

– Что ты так устала?

– Уток я считала.

– Сколько было?

– Семь с восьмой.

– Сколько стало?

– Ни одной!

– Где же эти утки?

– У меня в желудке.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие на липучках «Животные леса» для обобщения лексической темы «Дикие животные»Дидактическое пособие на липучках «Животные леса» для обобщения лексической темы «Дикие животные» Данное пособие представляет собой сборник игр на липучках. В пособии девять страниц, которые посвящены девяти диким животным. На каждой.

Игровые технологии по лексической теме «Дикие животные» в старшей группе Цель: Обогатить и закрепить знания и представления детей о животныхДидактические игры:Игра «Кто у кого?» Цель: употребление родительного.

Конспект интегрированной НОД по теме «Дикие животные. Заяц» (ранний возраст) Цель: Знакомство детей с дикими животными. Задачи: Познакомить детей с дикими животными; Учить детей понимать вопрос и отвечать на него;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по лексической теме «Дикие животные и их детёныши»
Опубликовано: 3 ноября 2024 в 11:53
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по лексической теме «Дикие животные и их детёныши»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Яковлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД