Валентина Яковлева
Конспект занятия по лексической теме «Дикие животные и их детёныши»
Лексическая тема
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ
«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»
Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками
Продает она орешки. друг о друга попеременно.)
Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Пальчиковая гимнастика
«Сказка про зайцев»
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Дикие животные и их детёныши“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
«Жили-были два зайца (пальцами изображаются зайцы). Один хвастается: «Я умею ушами шевелить быстро — вот так» (шевелим ушами). — И я умею (шевелим «ушками» на другой руке). — А я умею ушки складывать (складывает поочередно). — И я умею (показываем на другой руке). — А я умею ходить на ушах (два пальца-ушка двигаются по столу). Увидела мама-зайчиха хвастунишек и говорит: «А ну, хвастунишки, быстро чистите ушки» (два пальчика потираются друг о друга).
Примерный словарь
Существительные: названия животных и их детёнышей; дупло, берлога, логово; лапы, копыта, когти, шерсть, пух, щетина; стадо, пастух, пастбище, сено, репейник, бурьян, овёс, вьюк, кладь, упряжка, нарты.
Глаголы: бегать, прыгать, ползать, рычать, мяукать, мурлыкать, свернуться (в клубочек, сторожить, охранять, запрягать, навьючить, лягаться, хрюкать, ржать, лаять, мычать, скакать, оттолкнуться.
Прилагательные: злой, умный, хитрый, мягкий, жёсткий, кудрявый, длинный, короткий, тонкий, толстый, мозолистый, укромный, передние, задние, ветвистые, полосатый, пятнистый, крупные, мелкие (животные, яйца, хищные, травоядные.
Наречия: внутрь, назад, вниз, вверх, быстро, медленно, галопом.
Материал для рассказа может быть следующим:
Волк — хищное животное средней полосы, живёт в логове, которое страивает в труднодоступном для человека месте. Внешне похож на собаку, шерсть у него серая; он быстро бегает. Волки охотятся на оленя, крупных животных только стаями, а поодиночке — на мелких зверей.
Детёныш волчицы — волчонок, малыши-волчата похожи на щенят.
Лиса — хищное животное, ростом больше кошки, но меньше собаки, живёт в норе; на лапках когти, длинный пушистый хвост — краса гордость лисы. Тело её покрыто пушистым чёрным, серым, коричневым или рыжим мехом. У неё очень хорошее чутьё: по следам она находит мелких зверей — мышку, ежа, зайца. Когда лиса нападает на ежа, он быстро сворачивается в клубочек, подставляя свои колючки. Но если рядом есть водоём, то хитрая лиса закатывает ежа в воду, где он вынужден развернуться, чтобы не задохнуться.
Лиса любит полакомиться курочкой, поэтому часто забирается в курятник; часть добычи она отдаёт лисятам.
Люди охотятся на лису: из её шкуры шьют красивые воротники, тёплые меховые шапки и шубы.
Бурые медведи — большие (часто огромные) хищные животные, покрыты густой коричневой шерстью, на лапах длинные когти. Они хорошо лазят по деревьям и плавают, питаются мелкими животными, растениями, очень любят ягоды и мёд.
До зимы косолапый накапливает подкожный жир; находит укромное местечко — яму от вывороченного с корнем дерева, дно её прикрывает листьями, ветками и ложится спать в эту берлогу. Там он спит всю зиму. К весне просыпается худой, голодный, злой — лучше в это время ему не попадаться.
Белые медведи живут на Севере, где очень холодно. Они больше бурых, тело белого медведя покрыто толстым слоем жира и толстой шкурой с длинной щетиной, под которой растёт густая шерсть.
Белые медведи питаются тюленями, морскими птицами и рыбой, а в короткое полярное лето — ещё и ягодами.
С наступлением долгой полярной зимы они забираются под утёсы или глыбы льда. От их дыхания пещера изнутри покрывается льдом и сохраняет тепло. Там у них родятся два-три медвежонка.
Лось — таёжный великан. Рост в холке составляет свыше двух метров. Его сильные многоразветвлённые рога имеют форму гнезда, копыта на ногах широко расставлены, способны расходиться в стороны и не дают животному погрузиться в трясину. Покрыты лоси короткой шерстью. При нападении волков лось наносит сокрушительные удары передними копытами. Питается листвой, корой деревьев, кустарниками и травами. Лосиха приносит весной два-три лосёнка. Лосята питаются молоком матери.
Осёл — горное животное. Его характерные особенности: небольшой рост, длинные уши, короткая стоячая грива на шее. На ногах, как у лошади, по одному копыту, хвост метёлкой. Животное покрыто короткой темно-серой шерстью. Ослы не переносят холода, поэтому живут тёплых странах; у нас их можно встретить на Кавказе.
Питаются они грубым кормом: кустарником, бурьяном, репейником. Ослы — спокойные, но упрямые животные. Когда рассердятся, лягаются. Ревут очень громко: «иа-иа». Детёныш ослицы — ослёнок, питается молоком матери.
Осёл хоть и мал ростом, но очень сильный: он может по узкой тропинке подняться в гору с тяжёлой ношей туда, где не пройдёт ни одна лошадь. На осликах ездят верхом, запрягают их в коляску.
Ослы отличаются от лошадей не только низким ростом, но и другими особенностями: стоячей гривой, гладким хвостом с кистью длинных волос на конце; они не образуют табунов, держатся поодиночке, от ночлега далеко не уходят и т. д.
Живут лоси не стадами, а семьями; они хорошо приручаются и обитают на лосиных фермах. В неволе привыкают ходить в упряжке, на них можно ездить и верхом; лось легко передвигается в условиях таёжного бездорожья. Ещё они полезны тем, что дают жирное и целебное молоко, лосиное мясо употребляется в пищу человеком.
Белка живёт в дупле дерева. У неё длинный пушистый хвост, передние лайки короче задних. Коготками она держит шишки, орехи и грызёт их. Тело её покрыто серым или рыжим мехом. Когда белка прыгает с дерева на дерево, хвост выполняет роль руля: она прыгает вправо — хвост поворачивает налево, и наоборот.
К зиме белка запасает орехи, шишки, грибы и другие плоды. Белка не кричит, а цокает «ц-ц-ц». Детёныш у неё — бельчонок.
1. Игра «Кто у кого?»
Образец: У зайца – зайчонок, зайчата.
У лисы –
У зайца –
У волка –
У медведя –
У ежа –
У белки –
У барсука –
У рыси –
У бобра –
У лося –
У кабана –
2. Игра «Кто где живет?»
Образец: Волк живет в логове.
Белка живет в ….
Медведь живет в ….
Лиса живет в ….
Волк живёт в ….
Отвечаем полным предложением, следим за тем, чтобы ребенок произносил предлог «в».
3. Игра «Сосчитай-ка»
Образец: Один лисёнок, два лисёнка, три лисёнка, четыре лисёнка, пять лисят.
Посчитай до 5 со словами: волчонок, ежонок, бельчонок.
4. Игра «Назови ласково»
Белка — белочка,
обезьяна — обезьянка,
медведь — медведушка,
бегемот — бегемотик,
еж — ежик,
слон — слоник,
заяц — зайчик,
лев — левушка,
лось — лосик,
леопард — леопардик,
тюлень — тюленюшка,
морж — моржонок.
5. Игра «Один — много»
Белка — много белок — бельчат,
лиса — лис — лисят,
еж — ежей — ежат,
заяц — зайцев — зайчат,
волк — волков — волчат,
лось — лосей — лосят,
медведь — медведей — медвежат,
морж — моржей — моржат,
тюлень — тюленей — тюленят,
олень — оленей — оленят,
слон — слонов — слонят, зебра — зебрят.
6. Игра «Назови лишнее слово»
Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака);
лиса, волк, овца, белка (овца);
корова, заяц, кролик, лошадь (заяц).
7. Задание «Сравни»
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? (Отвечать полным предложением. Например: черепаха двигается медленнее.)
8. Построение монолога «Опиши любого зверя по плану»:
1) название;
2) где живет (Север, жаркие страны.);
3) внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки — у слона хобот и т. п.);
4) жилище (берлога, нора, дупло.);
5) повадки;
6) как добывает корм;
7) как защищается;
8) чем питается;
9) кто является его врагом;
10) как называются его детеныши.
9. Игра «Чей след?»
Образец: След лисы – лисий след.
След волка (чей) –
След медведя (чей) –
След зайца (чей) –
След белки (чей) –
След лисы (чей) –
10. Речевая игра «Кто знает больше слов?»
Цель игры: расширение словаря прилагательных.
Ход игры. Подбираются слова-определения к диким животным.
Лиса (какая) — пушистая, рыжая, хитрая, быстрая, осторожная.
Заяц (какой) — трусливый, быстрый, длинноухий, белый, быстроногий, пушистый, пугливый, боязливый.
Медведь (какой) — косолапый, неуклюжий, бурый, сильный.
11. Речевая игра «Назови животного по-разному»
Цель игры: активизация словаря.
Ход игры. Вспомнить как можно больше названий зайца и лисы (можно разделиться на команды).
Заяц — зайчонок, зайчик, зайчишка, зайка, русак, длинноухий, трусишка.
Лиса — лисичка, лисонька, лисица, рыжая, плутовка, Лиса Патрикеевна.
12. Логопедия в диалогах
Цель игры: активизация словаря.
Ход игры. Взрослый читает стихотворение, затем задает вопросы:
Объясни значение слова ЗУБАСТЫЙ.
Какие слова подходят к лисе, а какие к волку: колючий, рыжая, зубастый, серый, хитрая, злой, пушистая, косолапый?
ЛИСА И ВОЛК
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
– Лизавета, здравствуй!
– Как дела, зубастый?
– Ничего, идут дела, голова ещё цела.
– Где ты был?
– На рынке.
– Что купил?
– Свининки.
– Сколько отдал?
– Шерсти клок,
Ободрали правый бок.
Хвост отгрызли в драке.
– Кто отгрыз?
– Собаки.
– Жив ли, милый куманёк?
– Еле ноги уволок.
– Как, лиса, твои дела?
– На базаре я была.
– Что ты так устала?
– Уток я считала.
– Сколько было?
– Семь с восьмой.
– Сколько стало?
– Ни одной!
– Где же эти утки?
– У меня в желудке.