Людмила Макарова
Конспект занятия по Кубановедению. «Прошлое и настоящее Кубани. Казацкая станица Каневская, и Родина любимая моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по Кубановедению.
«Прошлое и настоящее Кубани. Казацкая станица Каневская, И Родина любимая моя»
Задачи:
Образовательные:
• познакомить с жизнью и бытом Каневского казачества, их традициями, обычаями, предметами обихода и одежды;
• изучить фольклор кубанского казачества;
• закрепление полученных знаний во время предварительных бесед.
Публикация «Конспект занятия по Кубановедению, „Прошлое и настоящее Кубани, Казацкая станица Каневская, и Родина любимая моя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Развивающие:
- развивать мышление, память, наблюдательность.
Речевые:
- развивать связную монологическую и диалогическую речь, обогатить лексику детей: хата, цэглынки, рушник, глэчик, крынка, полог, скрыня.
Воспитательные:
- воспитать в детях чувство патриотизма и гордости за свою Родину, уважение к прошлому, традициям и культуре казацкого рода.
Материалы и оборудование: эпизод хаты: лавки, столы, глиняная посуда, деревянная посуда, самовар, пирог для угощения, вышитые салфетки, рушники, скатерть; костюмы казаков, песни кубанских казаков, холсты бумаги для изготовления рушников, соленое тесто, картинки с изображением хаты, одежды казаков; картинка-пазл для дидактической игры «Казацкая посуда».
Подготовка к занятию : предварительные беседы на темы: «Хата казака», «Утварь», «Одежда казака». Экскурсия в Каневской краеведческий музей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы помните, как называется край, в котором мы живем?
Дети: Краснодарский край
Воспитатель: Правильно. А как называется наша станица?
Дети: Каневская
Воспитатель: Хорошо. А вы знаете, кто основал нашу станицу?
Дети: Казаки.
Воспитатель: У всех вас есть дедушки и бабушки, они все — казаки. И мы их дети и внуки тоже казаки. Когда-то давно наша станица не была такой большой. Раньше это было огромное поле. Наши прадедушки и прабабушки приехали сюда и начали строить дома.
Ребята, вы знаете как называлось казачье жилье?
Дети: Хаты-мазанки
Воспитатель: Из чего их строили казаки?
Дети: Из глины, соломы.
Воспитатель: Казаки строили стены своих домов из глиняных кирпичей, которые назывались «цэглынки», потому что их изготавливали из глины и соломы при помощи деревянных форм. Казаки очень любили свои дома и относились к ним бережно. На этот случай у них всегда было припасено несколько поговорок. Давайте-ка их вспомним.
1-й ребенок: Своя хатка — как родная матка.
2-й ребенок: Чем хата богата, тем и рада.
3-й ребенок: Порядок в хате — хозяину честь.
4-й ребенок: Не хата хозяина красит, а хозяин хату.
Воспитатель: Все люди, кто желал помочь, принимали участие в строительстве. А когда уставали, то отдыхали, рассказывали друг другу смешные истории. Давайте посмотрим, как веселились казаки.
Выходят двое детей и разыгрывают сценку-миниатюру:
- Сынок, сходи за водой.
- Да живот болит.
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать зовет, надо идти!
Другую сценку показывает следующая пара:
- Что сегодня делал?
- Рукавицы искал.
- Нашел?
- Нашел!
- Где они были?
- Да за поясом.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что вносили казак и казачка первым, когда хата была построена?
Дети: Стол с хлебом и солью, мыло, мед.
Воспитатель: Правильно. В новый дом сначала вносили стол с хлебом («Хлеб всему голова» - с солью, мылом («чтобы жили мило», медом («чтобы жизнь была сладкой», а затем уже остальные вещи.
Воспитатель: А как выглядела хата казака, когда все вещи были в доме?
Дети: В ней было две комнаты.
Воспитатель: Хорошо. Какая была главная комната и как она называ-лась?
Дети: Красная комната была главной.
Воспитатель: Что находилось в этой комнате?
Дети: Большой стол, печь, иконы.
Воспитатель: Правильно. Главной комнатой в доме служила — «красная комната (т. е. красивая)». Здесь находился большой обеденный стол. Большие скамейки. В одном углу находилась печь, а в углу напротив — святой угол, где висели иконы, украшенные венками из искуственных цветов и вышитыми полотенцами. (Воспитатель использует при рассказе демонстрационный материал — картинки с изображением комнаты (Приложение А). А где же отдыхали казаки?
Дети: В другой маленькой комнате.
Воспитатель: Как была обставлена эта комната?
Дети: здесь были деревянные скамейки — полок и сундук.
Воспитатель: Правильно. Другая комната, поменьше, предназначалась для сна и отдыха. Здесь находился деревянный настил — полок, неподалеку от него стоял сундук (скрыня) с приданным дочерей. (Воспитатель использует при рассказе демонстрационный материал — картинки с изображением комнаты (Приложение Б).
Воспитатель: Ребята, вы устали? Давайте отдохнем.
Физминутка «Хлопай, хлопай, хлопай за спиной».
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какой посудой пользовалась кубанская хозяйка для приготовления пищи и угощения семьи. Для этого нам необходимо собрать из частей картинок одно целое.
Дидактическая игра «Казацкая посуда. Собери картинку».
Описание игры:
На столе разложены фрагменты одной целой картины, изображающей какой-то предмет утвари (чугун для щей, казан — большой котел, сковорода, деревянная плошка, миска, кувшин из глины — глэчик, крынка — кувшин для молока).
Ребята собирают картинку и объясняют, что на ней изображено, при этом они должны вспомнить, как называется посуда на кубанском диалекте.
Воспитатель: Когда дом был готов и обставлен, хозяева приглашали всех на новоселье. Но прежде всего, хозяйке надо наготовить различных угощений для гостей и украсить дом. Наша казачка не успевает. Давайте ей поможем, испечь большой пирог и украсить рушники.
Воспитатель приглашает детей поучаствовать, при этом учитываются желания и интересы детей (Кто-то хочет украсить рушник, а кто-то - лепить пирог).
1 группа детей: Приготовление пирога.
Воспитатель одевает на детей передники. На голову поварские колпачки. Раскатывает тесто и все вместе лепят огромный пирог.
2 группа детей: Украшение рушников.
Дети разрисовывают рушники красным орнаментом.
После того, как все будет готово, воспитатель и ребята накрывают стол: скатерть росписная, самовар, кружки, пирог, блюдца.
Воспитатель: Ребята, казачка очень благодарна нам, что мы ей помогли, и поэтому она приглашает нас в гости на новоселье. А для этого, нам необходимо быть похожими на казаков и нарядиться в их костюмы. Давайте вспомним, какую одежду носили наши предки. Воспитатель использует дидактический материал (картинки, изображающие одежду казаков (Приложение В и Г).
Рассматривают костюм казачки (Сорочка и юбка (спидныця, кохты шили из ситца или сатина, шлычка — шапочка для косы, на ноги — чувяки или черевики, бусы) и казака (Черкеска — узкий в талии кафтан, папаха — высокая меховая шапка или шапка-кубанка из овчины с красным верхом из сукна, чувяки — или ноговицы — сапоги, брюки, ремень с кинжалом).
После беседы, воспитатель одевает на мальчиков кубанки и черкесски, а на девочек — цветные платки.
Воспитатель: Ребята, казаки очень гордились своим нарядом и поэтому хвастались им. Они никуда не выходили без своих шапок (кубанок) и даже придумали веселую игру. Называется «Кубанка». Участвовать в игре приглашаются и мальчики, и девочки.
Игра «Кубанка» (шапка казака)
Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку - кубанку. У кого кубанка подброшена выше (падает последней, тот побеждает).
Воспитатель: А женщины любили петь частушки.
Выходят три девочки и поют частушки.
1-я девочка
Мы – Кубанские девчата,
На Кубани мы живем.
Мы кубанские припевки.
По-кубански пропоем.
2-я девочка
Говорят, что я певунья
Это правда, не таю.
Много песен я пропела.
Еще больше пропою.
3-я девочка
Я плясала на три ноги,
Потеряла я сапоги.
Оглянулася назад –
Сапоги мои лежат.
Воспитатель: Ребята, хозяева дома приглашают нас отведать вкусного пирога.
После того, как дети покушали. Воспитатель включает кубанскую народную песню «Варэнэчки» и приглашает детей танцевать.
Воспитатель: Вот так работали, жили и веселились на Кубани казаки!