Приложение МААМ

Конспект занятия по Кубановедению. «Прошлое и настоящее Кубани. Казацкая станица Каневская, и Родина любимая моя»

Людмила Макарова
Конспект занятия по Кубановедению. «Прошлое и настоящее Кубани. Казацкая станица Каневская, и Родина любимая моя»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по Кубановедению.

«Прошлое и настоящее Кубани. Казацкая станица Каневская, И Родина любимая моя»

Задачи:

Образовательные:

• познакомить с жизнью и бытом Каневского казачества, их традициями, обычаями, предметами обихода и одежды;

• изучить фольклор кубанского казачества;

• закрепление полученных знаний во время предварительных бесед.

Публикация «Конспект занятия по Кубановедению, „Прошлое и настоящее Кубани, Казацкая станица Каневская, и Родина любимая моя“» размещена в разделах

Развивающие:

- развивать мышление, память, наблюдательность.

Речевые:

- развивать связную монологическую и диалогическую речь, обогатить лексику детей: хата, цэглынки, рушник, глэчик, крынка, полог, скрыня.

Воспитательные:

- воспитать в детях чувство патриотизма и гордости за свою Родину, уважение к прошлому, традициям и культуре казацкого рода.

Материалы и оборудование: эпизод хаты: лавки, столы, глиняная посуда, деревянная посуда, самовар, пирог для угощения, вышитые салфетки, рушники, скатерть; костюмы казаков, песни кубанских казаков, холсты бумаги для изготовления рушников, соленое тесто, картинки с изображением хаты, одежды казаков; картинка-пазл для дидактической игры «Казацкая посуда».

Подготовка к занятию : предварительные беседы на темы: «Хата казака», «Утварь», «Одежда казака». Экскурсия в Каневской краеведческий музей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы помните, как называется край, в котором мы живем?

Дети: Краснодарский край

Воспитатель: Правильно. А как называется наша станица?

Дети: Каневская

Воспитатель: Хорошо. А вы знаете, кто основал нашу станицу?

Дети: Казаки.

Воспитатель: У всех вас есть дедушки и бабушки, они все — казаки. И мы их дети и внуки тоже казаки. Когда-то давно наша станица не была такой большой. Раньше это было огромное поле. Наши прадедушки и прабабушки приехали сюда и начали строить дома.

Ребята, вы знаете как называлось казачье жилье?

Дети: Хаты-мазанки

Воспитатель: Из чего их строили казаки?

Дети: Из глины, соломы.

Воспитатель: Казаки строили стены своих домов из глиняных кирпичей, которые назывались «цэглынки», потому что их изготавливали из глины и соломы при помощи деревянных форм. Казаки очень любили свои дома и относились к ним бережно. На этот случай у них всегда было припасено несколько поговорок. Давайте-ка их вспомним.

1-й ребенок: Своя хатка — как родная матка.

2-й ребенок: Чем хата богата, тем и рада.

3-й ребенок: Порядок в хате — хозяину честь.

4-й ребенок: Не хата хозяина красит, а хозяин хату.

Воспитатель: Все люди, кто желал помочь, принимали участие в строительстве. А когда уставали, то отдыхали, рассказывали друг другу смешные истории. Давайте посмотрим, как веселились казаки.

Выходят двое детей и разыгрывают сценку-миниатюру:

- Сынок, сходи за водой.

- Да живот болит.

- Сынок, иди кашу есть!

- Что ж, раз мать зовет, надо идти!

Другую сценку показывает следующая пара:

- Что сегодня делал?

- Рукавицы искал.

- Нашел?

- Нашел!

- Где они были?

- Да за поясом.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что вносили казак и казачка первым, когда хата была построена?

Дети: Стол с хлебом и солью, мыло, мед.

Воспитатель: Правильно. В новый дом сначала вносили стол с хлебом («Хлеб всему голова» - с солью, мылом («чтобы жили мило», медом («чтобы жизнь была сладкой», а затем уже остальные вещи.

Воспитатель: А как выглядела хата казака, когда все вещи были в доме?

Дети: В ней было две комнаты.

Воспитатель: Хорошо. Какая была главная комната и как она называ-лась?

Дети: Красная комната была главной.

Воспитатель: Что находилось в этой комнате?

Дети: Большой стол, печь, иконы.

Воспитатель: Правильно. Главной комнатой в доме служила — «красная комната (т. е. красивая)». Здесь находился большой обеденный стол. Большие скамейки. В одном углу находилась печь, а в углу напротив — святой угол, где висели иконы, украшенные венками из искуственных цветов и вышитыми полотенцами. (Воспитатель использует при рассказе демонстрационный материал — картинки с изображением комнаты (Приложение А). А где же отдыхали казаки?

Дети: В другой маленькой комнате.

Воспитатель: Как была обставлена эта комната?

Дети: здесь были деревянные скамейки — полок и сундук.

Воспитатель: Правильно. Другая комната, поменьше, предназначалась для сна и отдыха. Здесь находился деревянный настил — полок, неподалеку от него стоял сундук (скрыня) с приданным дочерей. (Воспитатель использует при рассказе демонстрационный материал — картинки с изображением комнаты (Приложение Б).

Воспитатель: Ребята, вы устали? Давайте отдохнем.

Физминутка «Хлопай, хлопай, хлопай за спиной».

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какой посудой пользовалась кубанская хозяйка для приготовления пищи и угощения семьи. Для этого нам необходимо собрать из частей картинок одно целое.

Дидактическая игра «Казацкая посуда. Собери картинку».

Описание игры:

На столе разложены фрагменты одной целой картины, изображающей какой-то предмет утвари (чугун для щей, казан — большой котел, сковорода, деревянная плошка, миска, кувшин из глины — глэчик, крынка — кувшин для молока).

Ребята собирают картинку и объясняют, что на ней изображено, при этом они должны вспомнить, как называется посуда на кубанском диалекте.

Воспитатель: Когда дом был готов и обставлен, хозяева приглашали всех на новоселье. Но прежде всего, хозяйке надо наготовить различных угощений для гостей и украсить дом. Наша казачка не успевает. Давайте ей поможем, испечь большой пирог и украсить рушники.

Воспитатель приглашает детей поучаствовать, при этом учитываются желания и интересы детей (Кто-то хочет украсить рушник, а кто-то - лепить пирог).

1 группа детей: Приготовление пирога.

Воспитатель одевает на детей передники. На голову поварские колпачки. Раскатывает тесто и все вместе лепят огромный пирог.

2 группа детей: Украшение рушников.

Дети разрисовывают рушники красным орнаментом.

После того, как все будет готово, воспитатель и ребята накрывают стол: скатерть росписная, самовар, кружки, пирог, блюдца.

Воспитатель: Ребята, казачка очень благодарна нам, что мы ей помогли, и поэтому она приглашает нас в гости на новоселье. А для этого, нам необходимо быть похожими на казаков и нарядиться в их костюмы. Давайте вспомним, какую одежду носили наши предки. Воспитатель использует дидактический материал (картинки, изображающие одежду казаков (Приложение В и Г).

Рассматривают костюм казачки (Сорочка и юбка (спидныця, кохты шили из ситца или сатина, шлычка — шапочка для косы, на ноги — чувяки или черевики, бусы) и казака (Черкеска — узкий в талии кафтан, папаха — высокая меховая шапка или шапка-кубанка из овчины с красным верхом из сукна, чувяки — или ноговицы — сапоги, брюки, ремень с кинжалом).

После беседы, воспитатель одевает на мальчиков кубанки и черкесски, а на девочек — цветные платки.

Воспитатель: Ребята, казаки очень гордились своим нарядом и поэтому хвастались им. Они никуда не выходили без своих шапок (кубанок) и даже придумали веселую игру. Называется «Кубанка». Участвовать в игре приглашаются и мальчики, и девочки.

Игра «Кубанка» (шапка казака)

Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку - кубанку. У кого кубанка подброшена выше (падает последней, тот побеждает).

Воспитатель: А женщины любили петь частушки.

Выходят три девочки и поют частушки.

1-я девочка

Мы – Кубанские девчата,

На Кубани мы живем.

Мы кубанские припевки.

По-кубански пропоем.

2-я девочка

Говорят, что я певунья

Это правда, не таю.

Много песен я пропела.

Еще больше пропою.

3-я девочка

Я плясала на три ноги,

Потеряла я сапоги.

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

Воспитатель: Ребята, хозяева дома приглашают нас отведать вкусного пирога.

После того, как дети покушали. Воспитатель включает кубанскую народную песню «Варэнэчки» и приглашает детей танцевать.

Воспитатель: Вот так работали, жили и веселились на Кубани казаки!

Публикации по теме:

Фотоотчет к проекту «Моя малая Родина-Станица Бриньковская»Фотоотчет к проекту «Моя малая Родина-Станица Бриньковская» «Без прошлого нет будущего». К. Д. Ушинский В результате проведенной работы по патриотическому воспитанию дети стали больше интересоваться.

Православие-образование-воспитание: прошлое и настоящееПравославие-образование-воспитание: прошлое и настоящее 24 октября у нас прошли Кирилло-Мефодиевские чтения на тему "1917-2017: уроки столетия". Данная тема чтений требует глубокого и вдумчивого.

Конспект НОД для средней группы «Моя малая Родина-станица Ленинградская» Интегрируемые области: - «Социально-коммуникативное развитие», - «Познавательное развитие», - «Речевое развитие», - «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД «Прошлое и настоящее нашей Родины»Конспект НОД «Прошлое и настоящее нашей Родины» Цель: формирование импрессивной речи через знакомство с прошлым и настоящим нашей Родины. Задачи: • Формировать представление детей о прошлом.

Конспект НОД в логопедической подготовительной группе детей с ОНР «Моя любимая Родина!» Конспект непосредственной образовательной деятельности в логопедической подготовительной группе с ОНР. Тема: «Моя любимая Родина!»Цели.

Конспект ООД для детей подготовительной группы «Историческое прошлое Кубани. Екатеринодар-столица Кубани» Программные задачи: Формировать бережное отношение к историческому прошлому и традициям Кубани; формировать целостное представление о Кубани.

Конструкт занятия по патриотическому воспитанию «Наше прошлое и настоящее» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Яблонька» Технологическая карта (конструкт).

Краткосрочный практико-ориентированный проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Моя любимая станица Грушевская» «Моя любимая станица Грушевская» «Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той, путеводной звездой, которая на.

Образовательный проект «Посёлок Оленино: прошлое и настоящее» (подготовительная группа) 1. Тип проекта: 1.1. По доминирующему методу: информационный. 1.2. По характеру содержания: ребёнок – общество и его культурные ценности.

Проект «Мини музей: «Поздравительная открытка: Прошлое. Настоящее. Своими руками» Познавательно-исследовательский, творческий проект «Мини-музей «Поздравительная открытка: Прошлое. Настоящее. Своими руками» Цель: вызвать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по Кубановедению. «Прошлое и настоящее Кубани. Казацкая станица Каневская, и Родина любимая моя»
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 14:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по Кубановедению. «Прошлое и настоящее Кубани. Казацкая станица Каневская, и Родина любимая моя»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Макарова (УИ 1070811) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД