Анна Минасян
Конструкт занятия по патриотическому воспитанию «Наше прошлое и настоящее»
▼ Скачать + Заказать документы
Наше прошлое и настоящее
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Яблонька»
Технологическая карта (конструкт)
интегрированной НОД
«Наше прошлое и настоящее»
Составитель:
воспитатель Минасян Анна Викторовна
г. Алапаевск 2016
Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД
«Наше прошлое и настоящее»
Тема: «Наше прошлое и настоящее».
Возрастная группа: средняя группа.
Публикация «Конструкт занятия по патриотическому воспитанию „Наше прошлое и настоящее“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: подгрупповая.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Учебно-методический комплект:
1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Автор-составитель В. Н. Косарева. – Волгоград:
Учитель, 2013
2. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: конспекты занятий [Текст] / Н. В. Алешина. – М. : ТЦ «Сфера», 1999. – 112 с.
3. Скорлупова, О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий [Текст] / О. А. Скорлупова. – М. : Скрипторий-2003, 2008. – 128 с.
Средства:
• Наглядные: иллюстрации герб г. Алапаевска, планета Земля, Российский флаг; образцы элементов дымковской, хохломской, гжель росписи;
• Мультимедийные: презентация к стихотворению «Мы живем в России»; презентация достопримечательности г. Алапаевска.
• Литературные: стихотворение «Что такое Родина» И. Черницкая; «Мы живем в России».
• Оборудование: проектор, экран, ноутбук; декорация: русская печь, стол, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная посуда; русские народные костюмы, разноцветные ленточки для физминутки, матрешка, кукла.
Цель: создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с особенностями русского старинного быта, вызвать у них интерес к народному искусству; воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, малой родине, родному городу.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
• знакомить детей с историей русского старинного быта;
• приобщать детей к истокам русской культуры;
• закреплять знания детей о родном городе, его достопримечательностях, расширить кругозор детей;
2. Развивающие задачи:
• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов;
• обогащать словарь детей: Дымка, дымковская игрушка, дымковская, хохломская, гжель роспись;
• развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат;
• развивать любознательность, внимание и память.
3. Воспитательные задачи :
• воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
• воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;
• способствовать проявлению положительных эмоций;
• воспитывать чувство гордости, любви к Родине, родному городу;
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Планируемый результат:
Любознательный, активный активность в разговоре.
Эмоционально - отзывчивый проявление эмоционального отношения к литературным произведениям.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;
умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 20 мин. ;
Ход деятельности:
Этап совместной деятельности Организация совместной деятельности Деятельность педагога (методы, приемы) Действия, деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
I. Мотивация к деятельности
Цель:
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Здравствуйте, ребята. Ребята, посмотрите на изображение, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем?
- Да, наша Родина - Россия!
Воспитатель : показывает слайды к стихотворению.
Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нет краше!
Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?
Воспитатель : - А еще в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит?
- Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш город, это наш родной край, это наша малая Родина.
- Наш народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. Ребята, а в какой сказке печка сбежала и Емелю по лесу катала?
- Какие слова Емеля говорил, чтобы все желания у него исполнялись.
-Ребята, а вы хотите посмотреть и узнать, как жили в старину на Руси?
-Тогда давайте скажем волшебные слова, какие Емеля говорил, чтобы наше желание исполнилось «По щучьему веленью, по моему хотенью чтобы мы с ребятами оказались в русской избе»
Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Предлагает и корректирует выбор детей.
Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность. Приветствуют друг друга.
Сосредотачивают внимание, на теме беседы.
Слушают,
выражают собственные мысли.
Дети настроены на общение
Проявляют интерес к предстоящей деятельности.
II. Поиск, решение задачи, проблемы
Цель:
Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка Милости прошу в гости, в мою избушку. Проходите, поглядите, как я живу.
Вы пришли в горницу самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей. Дети что вы здесь видите?
Марьюшка: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?
Мартюшка: ДА, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Печь была самой главной в доме. А почему?
Мартюшка: Ребятушки, а давайте подойдем вот сюда. Кто мне скажет это что?
Дети подходят к столу: Это стол, а на столе скатерть.
Марьюшка: А что стоит на столе?
Марьюшка: Какая посуда?
Марьюшка: Ребятушки, а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали? Марьюшка: Ребятушки, ой беда, перепутала я всю посуду и игрушки. Худо мне будет от матушки. Помогите мне, разобрать ее по росписи.
Игра: разложи узоры (гжель, хохлома, дымка)
Марьюшка: ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?
Марьюшка: Отгадайте гости дорогие, что там храниться?
Марьюшка: Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!
Открывает сундук, и оттуда достаёт рубашку косоворотку, русский народный костюм, кокошник.
Марьюшка: ребятушки, посмотрите это что?
Марьюшка: Правильно, раньше таких платьев и футболочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду.
Марьюшка: Ребятки это же мой узелок. В нем лоскутки, я из них делала себе куколок, меня моя матушка научила. А вот и моя кукла Дарьюшка, самая любимая, я её сама сшила.
Марьюшка: (достает матрёшку) Ребятушки, а вы знаете, что это за игрушка расписная.
Марьюшка : Давайте поиграем в игру с матрёшкой, покажите мне свои пальчики.
Пальчиковая игра
«Матрешки»
Мы – красавицы матрешки, (Разжимают кулачки)
Разноцветные одежки. (Шевелим пальчиками)
Раз – Матрена, два – Малаша, (Начиная с большого, загибаем поочередно пальцы)
Мила – три, четыре – Маша, (на правой руке)
Маргарита – это пять,
Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки 2 раза).
Марьюшка: Ребятки посмотрите, это мои ленточки. А они какие?
Марьюшка: Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру. (раздает ленточки)
Физминутка: «Дымковские игрушки»
Мы игрушки расписные, (повороты вправо, влево)
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Мы игрушки знатные (выставляют ножки)
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся! (кланяются)
Марьюшка: Ребятки, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мою горницу.
Воспитатель : Ребята, давайте попрощаемся с Марьюшкой.
Поддерживает детскую инициативу. Выявляет «знания-незнания»
Стимулирует общение, любознательность детей.
Поощряет детей за внимательность и правильные высказывания. Решают проблемную ситуацию. Проходят, рассматривая избушку.
Дают предположительные ответы, отвечают на вопросы.
Слушают, узнают о русском старинном быте. Сортируют по цвету, росписи. Умение делать вывод и его аргументировать,
взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы.
Проявляют интерес к русскому быту.
III. Планирование деятельности.
Совместное обсуждение решения задачи, проблемы
Цель:
Совместное определение конкретных действий В гостях хорошо, а дома лучше. Пора и нам домой, давайте скажем наши волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью, вернуться нам с ребятами домой.
- У каждого из нас есть малая Родина. Как называется город, в котором мы живём? (Алапаевск).
- Да, ребята это наша «Малая Родина» - это место, где мы с вами родились и живём, Это маленький кусочек нашей огромной страны.
- Какие достопримечательности вы знаете в нашем городе. (ответы детей)
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Комментирует высказывания. Слушают; выражают собственные мысли, сосредотачивают внимание. Отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта.
IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности
Цель:
Формирование представлений о …
Развитие умений… - Давайте посмотрим на достопримечательности города?
Просмотр слайдов с видами города.
- Ребята у меня на столе лежат пазлы, давайте соберем их и посмотрим, что у нас получится.
Игра ( пазлы: герб г. Алапаевска; планета земля; флаг России)
Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания;
рассказывает, обсуждает с детьми.
Располагают предметы в определенном порядке;
осваивают последовательность.
Смотрят, слушают. Проявляют самостоятельность. Взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы. Проявляют интерес.
V. Рефлексия, анализ.
Цель:
Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. - Вот и закончилось путешествие в наше прошлое и настоящее. Где вы сегодня побывали, какие достопримечательности нашего города вы запомнили.
-Мы все должны гордиться, что живем в таком красивом городе. Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите, высаживайте цветы, деревья вместе с родителями.
Дети читают стихи:
1. Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём.
И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.
2. Что мы Родиной зовём? Пол с тонким колоском.
Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.
3. Что мы Родиной зовём? Всё что в сердце бережём.
И под небом синим, синим флаг Российский под кремлём!
4. Что такое Родина? Маму я спросила. Улыбнулась мама, повела рукой.
Это наша Родина - милая Россия, нет другой на свете Родины такой!
5. В сердце ты у каждого, Родина - Россия, белые берёзки,
колос налитой. Нет тебя привольней, нет тебя красивей.
Нет другой на свете Родины такой.
Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность. Где вы сегодня побывали, какие достопримечательности нашего города вы запомнили. Приглашает к чтению стихов.
Делятся впечатлениями Выражают собственные суждения,
рассказывают на память стихотворение. Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям.
Конспект занятия
тема: «Наше прошлое и настоящее»
Образовательная область: познание
Цель:
Дать детям представление об особенностях русского старинного быта, вызвать у них интерес к народному искусству; воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, малой родине, родному городу.
Задачи:
• Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
• Уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, расширить кругозор детей.
• Развивать любознательность, внимание и память.
• Воспитывать чувство гордости, любви к Родине, родному городу.
Предварительная работа:
1) Беседы и чтение о русском народе;
2) Знакомство детей с русскими народными сказками, закличками, поговорками, пословицами, потешками, считалками, скороговорками;
3) Слушание аудио записей русских народных сказок, песен, потешек;
6) Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.
7) Просмотр презентации: Мой город Алапаевск; Легенды Алапаевска.
8)Беседы о достопримечательностях города и символах.
Оборудование:
Мультимедийная презентация «Достопримечательности города», разрезанные на части картинки герб г. Алапаевска, планета Земля, флаг России. Декорация: русская печь, стол, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная посуда; русские народные костюмы, разноцветные ленточки для физминутки, картинки для игра: разложи узоры (гжель, хохлома, дымка).
Ход занятия.
Воспитатель : - Ребята, посмотрите на изображение, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (ответы детей)
- Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
- Да, наша Родина - Россия!
Воспитатель : показывает слайды к стихотворению.
Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нет краше!
Воспитатель : Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?
Дети.
Родной край – сердцу рай.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родину-мать учись защищать.
Жить – Родине служить
Воспитатель : - А еще в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)
- Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш город, это наш родной край, это наша малая Родина.
- Наш народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. Ребята, а в какой сказке печка сбежала и Емелю по лесу катала? (ответ детей)
- Какие слова Емеля говорил, чтобы все желания у него исполнялись (ответ).
-Ребята, а вы хотите посмотреть и узнать, как жили в старину на Руси?
-Тогда давайте скажем волшебные слова, какие Емеля говорил, чтобы наше желание исполнилось «По щучьему веленью, по моему хотенью чтобы мы с ребятами оказались в русской избе»
-Ребята, вот мы с вами и оказались в гостях у Хозяюшки горницы, здесь мы познакомимся с предметами старины. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются).
Марьюшка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут Марьюшка.
-Милости прошу в гости, в мою избушку. Проходите, поглядите, как я живу.
(дети проходят, рассматривая избушку).
Вы пришли в горницу самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей. Дети что вы здесь видите?
Дети: (печка, стол, лавки, сундук).
Марьюшка: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?
Дети: печка.
Мартюшка: ДА, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Печь была самой главной в доме. А почему? (ответы детей)
Мартюшка: Ребятушки, а давайте подойдем вот сюда. Кто мне скажет это что?
Дети подходят к столу: Это стол, а на столе скатерть.
Марьюшка: А что стоит на столе?
Дети: посуда.
Марьюшка: Какая посуда?
Дети: (ответы детей).
Марьюшка: Ребятушки, а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали? (ответ детей).
Марьюшка: Ребятушки, ой беда, перепутала я всю посуду и игрушки. Худо мне будет от матушки. Помогите мне, разобрать ее по росписи.
Игра: разложи узоры (гжель, хохлома, дымка)
Марьюшка: ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?
Дети: Это сундук.
Марьюшка: Отгадайте гости дорогие, что там храниться?
Дети: (дети дают предположительные ответы).
Марьюшка: Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!
Открывает сундук, и оттуда достаёт рубашку косоворотку, русский народный костюм, кокошник.
Марьюшка: ребятушки, посмотрите это что?
Дети: (ответ детей).
Марьюшка: Правильно, раньше таких платьев и футболочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду.
Марьюшка: Ребятки это же мой узелок. В нем лоскутки, я из них делала себе куколок, меня моя матушка научила. А вот и моя кукла Дарьюшка, самая любимая, я её сама сшила.
Марьюшка: (достает матрёшку) Ребятушки, а вы знаете, что это за игрушка расписная.
Дети: Матрёшка.
Марьюшка : Давайте поиграем в игру с матрёшкой, покажите мне свои пальчики.
Пальчиковая игра
«Матрешки»
Мы – красавицы матрешки, (Разжимают кулачки)
Разноцветные одежки. (Шевелим пальчиками)
Раз – Матрена, два – Малаша, (Начиная с большого, загибаем поочередно пальцы)
Мила – три, четыре – Маша, (на правой руке)
Маргарита – это пять,
Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки 2 раза).
Марьюшка: Ребятки посмотрите, это мои ленточки. А они какие?
Дети: (разноцветные).
Марьюшка: Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру. (раздает ленточки)
Физминутка: «Дымковские игрушки»
Мы игрушки расписные, (повороты вправо, влево)
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Мы игрушки знатные (выставляют ножки)
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся! (кланяются)
Марьюшка: Ребятки, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мою горницу.
Воспитатель : Ребята, давайте попрощаемся с Марьюшкой.
-В гостях хорошо, а дома лучше. Пора и нам домой, давайте скажем наши волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью, вернуться нам с ребятами домой.
- У каждого из нас есть малая Родина. Как называется город, в котором мы живём? (Алапаевск).
- Да, ребята это наша «Малая Родина» - это место, где мы с вами родились и живём, Это маленький кусочек нашей огромной страны.
- Какие достопримечательности вы знаете в нашем городе. (ответы детей)
- Давайте посмотрим на них?
Просмотр слайдов с видами города.
- Ребята у меня на столе лежат пазлы, давайте соберем их и посмотрим, что у нас получится.
Игра ( пазлы: герб г. Алапаевска; планета земля; флаг России)
- Вот и закончилось путешествие в наше прошлое и настоящее. Где вы сегодня побывали, какие достопримечательности нашего города вы запомнили.
-Мы все должны гордиться, что живем в таком красивом городе. Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите, высаживайте цветы, деревья вместе с родителями.
Дети читают стихи:
1. Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём.
И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.
2. Что мы Родиной зовём? Пол с тонким колоском.
Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.
3. Что мы Родиной зовём? Всё что в сердце бережём.
И под небом синим, синим флаг Российский под кремлём!
4. Что такое Родина? Маму я спросила. Улыбнулась мама, повела рукой.
Это наша Родина - милая Россия, нет другой на свете Родины такой!
5. В сердце ты у каждого, Родина - Россия, белые берёзки,
колос налитой. Нет тебя привольней, нет тебя красивей.
Нет другой на свете Родины такой.