Забирова Татьяна
Конспект занятия по ИЗО «Парадный портрет, или Цари в изобразительном искусстве» для учащихся 10–12 лет в ЦДТ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Парадный портрет или цари в изобразительном искусстве»
Состав обучающихся: школьники 10 – 12 лет
Цели и задачи:
Образовательные:
Знакомство детей с короной (венец) Российской империи
Закрепление понятий парадный портрет, царские регалии (бармы, венец, скипетр, яблоко)
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по ИЗО „Парадный портрет, или Цари в изобразительном искусстве“ для учащихся 10–12 лет в ЦДТ» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- ИЗО в школе
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Развитие кругозора, раскрытие творческого потенциала обучающихся через синтез ИЗО деятельности и театра
Воспитательные:
Воспитание уважения и интереса к изучению истории России
Методы и приемы: информационно- рецептивный, репродуктивный, театрализация, беседа
Тип занятия : итоговое
Материалы и оборудование:
декорация к театрализации:
- зал Эрмитажа парадных портретов «Династия Романовых» (выполненная детьми на предыдущих занятиях)
- диванчик «Петра I»
- корона (венец)
- тонированная бумага (разных цветов, гуашь, кисть, тряпочка, баночка с водой, стразы с клеевой основой, декоративный клей (с блесками, помощница (иллюстрация самой большой Российской короны, магнитофон, диски – Иоганн С. Бах, Vangelis
Основные источники информации:
Энциклопедия Я познаю мир История России «Издательство Астрель» Москва 2002
Энциклопедия для детей том 5 часть вторая «Аванта+» Москва 1997
Н. Платонова Искусство энциклопедия «РОСМЭН» Москва 2006
I. Вводно – подготовительная часть
- Организационный момент
• Посещаемость детей
• Готовность рабочих мест
• Правила работы с гуашью
- Сообщение темы
Педагог: Цель нашей встречи подытожить знание ребят следующих понятий:
• Парадный портрет
• Царские регалии
• Венец
Тема нашего занятия : «Парадный портрет или цари в изобразительном искусстве». Сегодня мы с вами будем работать поэтапно:
I – Ребята Вам покажут небольшую театрализованную сценку «Ночь в музее»
II – Практическая часть, где мы все вместе постараемся изобразить Корону Российской империи
III – Заключительная часть: просмотр работ
А сейчас, прошу ребят пройти на сцену и стать на время артистами, а наших гостей прошу побывать в роли доброжелательного зрителя!
II. Основная часть
- Театрализация
Сценка: «Ночь в музее» (все роли исполняют дети)
Действующие лица:
учитель
ученики (3 человека)
экскурсовод
цари (Иван IV Грозный, Алексей Михайлович, Петр Великий, Александр II)
царицы (Екатерина I, Елизавета I, Екатерина Великая)
Учитель: Здравствуйте дети и уважаемые гости! Сегодня мы с вами отправимся в музей, чтобы познакомиться с Династией Романовых, которые правили в России на протяжении 304 лет. Мы посетим в нашем Эрмитаже один из прекраснейших залов парадных портретов. Парадный портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне.
Как нужно вести себя в музее?
Ученик: Тихо, уметь слушать экскурсовода, картины только рассматривать и руками не трогать.
Учитель: Верно! Тогда скорее, в музей!
Экскурсовод: Ранее портреты писали с богатых и важных людей: цари, царицы, вельможи… Целью портрета было запечатлеть и показать власть и могущество изображенных. При писании царя обязательным было изображение символов царской власти: венец, скипетр, бармы, яблоко (держава) и животворящий крест. Парадный портрет в зависимости от атрибутов бывает:
• Коронационный
• Конный
• В образе полководца (военный)
• Охотничий портрет
• Камерный – использует поясное, погрудное, оплечное изображение
Помните, что невозможно выполнить торжественный парадный портрет в технике карандаша! Еще в эпоху Возрождения на первый план вышли портреты, выполненные маслом и до наших дней портреты маслом сохраняют первенство!
(Экскурсовод продолжает рассказывать, учитель слушает его внимательно, а в это время дети не обращая внимания на них спорят между собой)
Ученик1: А, знаешь, люди говорят, будто душа человека переходит в нарисованное изображение и однажды портрет может ожить! В Египте в это так сильно верили, поэтому художники изображая человека всегда оставляли свою работу не законченной боясь, что душа покинет тело и поселится в портрет или скульптуру. Лишь после смерти этого человека его скульптура доделывалась до конца. Так случилось с царицей Нефертити.
Ученик 2: Глупости все это и чепуха. Бабушкины сказки. Это получается, что сейчас на нас таращатся Петр I, Елизавета и все-все Романовы.
Ученик 1: Ага, они сморят на нас, правда-правда. Вон Екатерина Великая нам своим скипетром машет! Если долго на него смотреть он начинает двигаться в ее руках. А потом днем они просто картины, так чуть-чуть шевелятся. А приходит ночь – все цари и царицы оживают. Ночью всегда случается что-то странное и необъяснимое. Понятно!
Ученик 2: Нет непонятно, пока не увижу все, своими глазами не поверю.
Ученик 1: Есть идея! Надо остаться здесь, тогда и проверим, кто оживает, а кто нет!
Ученик 2: Скорее прячемся…
(Дети прячутся за диванчик «Петра I», учитель и экскурсовод уходят, наступает ночь)
Ученики 1, 2, 3: Осторожно, тихо, не разбуди сторожа.
Иван IV Грозный: Я сторож? Да я тот самый Иван Грозный, Великий князь «всея Руси» и первый русский царь, принадлежал к династии Рюриков, бывшей у власти до Романовых. Закончился наш род по моей вине, охваченный приступом гнева я убил своего сына, тем самым поставив точку на династии Рюриковичей и открыл дорогу Романовым. Я зашел сюда из соседнего зала, так немного поболтать, узнать как жила Россия после меня.
Алексей Михайлович: Я Алексей Михайлович Романов – отец Петра Великого, был прозван Тишайшим. На портрете я изображен в «шапке Мономаха», слышали о такой? По легенде, эта первая царская корона была подарком Византии киевскому князю Владимиру Мономаху. Ее носили мои прадедушки и дедушка.
Петр Великий: А «шапка Мономаха», я же ее заменил императорской короной. После все цари и царицы стали носить корону – венец. Кстати я не преставился: «Петр I». Короновался в 1721 году как царь и как император всея Руси, т. е. был первым российским императором. Мой смысл жизни это – перевернуть все с ног на голову. Самым крупным военным успехом была победа под Полтавой, которая привела в трепет всю Европу: Россия стала великой державой, с которой отныне приходилось считаться всем.
Екатерина I : Марта Скавронская! Мне улыбнулась судьба и я от простой литовской прачки вознеслась до императрицы Екатерины I. Мой муж, Великий Петр, называл меня Катенькой! Я была первой женщиной на русском престоле. Я стала царицей не благодаря своим талантам, уму и характеру, а лишь в силу ближайшего родства с Петром.
Елизавета I : Я Елизавета Петровна правила Россией целых 20 лет. Моя жизнь – бесконечная череда балов, маскарадов, увеселительных поездок, спектаклей, сплетней с подругами. После себя я оставила 15 тысяч ни разу не надетых платьев и два сундука шелковых чулок.
Екатерина Великая: Я Екатерина II больше времени уделяла просвещению, хотя тоже любила всякие утехи! Моя заслуга в том, что я способствовала распространению наук и искусств в России. За мое царствование население страны выросло в два раза, доходы государства – в четыре раза, Россия стала одной из наиболее экономически развитых стран Европы.
Ученик 3: Ой, как здорово быть царем: все тебя знают, все у тебя есть, делаешь, что хочешь и когда хочешь!
Александр II : Быть царем сложно. Надо много знать и учиться. В моем детстве не было не одной свободной минуточки. Вставал в шесть утра, а ложился спать в одиннадцать вечера. Каждая минутка была занята делом. Что это - я вижу блеснул первый луч, друзья нам пора возвращаться в картины.
Дети все вместе: Стойте, подождите, мы же еще не чего не узнали.
(Поют первые петухи, цари исчезают, дети укладываются возле диванчика, спят, наступает утро, входит экскурсовод)
Экскурсовод: Боже мой, как вы здесь оказались?
(дети просыпаются)
Ученик 3: Мы хотели больше узнать о царях, думали, что картины сами нам все расскажут.
Экскурсовод: Надо слушать внимательно экскурсовода, чаще посещать музеи, учиться на отлично в школе, слушать своих учителей, а ни сидеть всю ночь на чужом диванчике! Марш домой!
(дети покидают музей)
Ученик: Слушайте, мне кажется, ночью я видел самого Петра Великого и его отца тоже!
Ученик: А, Иван Грозный был похож на сторожа.
Ученик: Это, что же получается – ночью портреты оживают и всех Царей мы видели… или не видели? А может нам все это приснилось?
(Дети в недоумении пожимают плечами)
Педагог: А теперь прошу всех занять свои рабочие места
(Дети занимают свои рабочие места)
- Практическая часть
Педагог: Ребята, назовите мне государственные регалии Российской империи, которые были обязательны при короновании. (бармы, венец, скипетр, яблоко или держава, животворящий крест)
Цель нашего занятия изобразить корону Российской империи. Какой формы она должна быть и почему? Для этого, вначале, возьмите в руки помощницу с изображением короны и послушайте меня внимательно: я рассказываю, а вы плавно скользите глазами по рисунку.
Все вы прекрасно помните, что впервые переход от традиционных усыпанных самоцветами шапок (Шапка Мономаха) к коронам произошел при Петре I. Первая корона была изготовлена для короновании Екатерины I.
А самую большую корону Российской империи сделал известный ювелир Георг Фридрих Экарт (Ивремией Позье, перед мастером было поставлено лишь одно условие – корона должна была весить не более 2-х килограммов.
Вид спереди: две полусферы показывают соединение Востока и Запада на территории Российской империи. «Граница» в виде увенчанного красным рубином восточных земель и крестом православия усыпанного бриллиантами обода и объединяющий два континента в победе над османами. Соединенные полусферы у основания короны и обрамленные жемчугом, они изображают латинскую букву «V» (Виктория лат. Victoria – победа). Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви – символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и желуди, что символизирует крепость и прочность власти.
А теперь все вместе приступаем к работе, изобразите свою корону Российской империи уже зная какой формы и почему она должна быть. Вначале работаем карандашом и гуашью, а в завершении своей работы украшаем стразами и декоративным клеем. Помните, что в украшении должен быть ритм, выдержанность и ни какого хауса!
(Ребята приступают к работе, идет музыкальное сопровождение)
Ш. Заключительная часть
Педагог: Готовые короны мы будем рассматривать в зале парадных портретов.
(По окончании, дети выкладывают свои работы на пол выставочного зала, где мы их рассматриваем и анализируем, можно сделать фотографию на память в царской короне)