Чиклова Наталья Сергеевна
Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «Колокольчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 47»
Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы
«Колокольчик»
в группе общеразвивающей направленности 4- 5 лет
2020 уч. год
Тема занятия : «Обереговая кукла Колокольчик».
Публикация «Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы „Колокольчик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Колокольчик
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: научить детей делать тряпичную куклу Колокольчик.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историей возникновения народной куклы Колокольчик
Формировать у детей умение поэтапно изготавливать народную куклу-оберег Колокольчик;
Продолжать формировать навык работы с различными материалами и инструментами.
Развивающие:
Развивать творческое воображение, фантазию на основе ознакомления с традициями своего народа;
Развивать мелкую моторику рук, глазомер путем трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, уважение к труду другого человека.
Формировать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к продуктам своего труда.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседа по содержанию, заучивание пословиц
Продолжительность занятия : 25 минут
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.
Оборудование и материалы:
1. Три лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см.
2. Лоскуток белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук.
3. Лоскуток треугольной формы для платка.
4. Кусочек ваты или другой наполнитель.
5. Нитки.
6. Ножницы.
7. Тесьма для украшения (по желанию).
8. Мультимедиа.
9. Презентация кукол.
10. Иллюстрации народных кукол.
11. Сундучок с обереговыми куклами.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу под веселую музыку, садятся на стульчики за столы.
Воспитатель:
Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям. А что мы будем делать вы узнаете, отгадав загадку:
Кого ты наряжаешь,
Кормишь, весело играешь?
Спать укладываешь, нянчишь.
Если заболеет - лечишь.
Кто же это такая,
Нарядная и смешная? (Кукла.)
Ребята посмотрите, сколько у нас в группе девочек и они любят играть в куклы. Посмотрите, сколько в нашей группе имеется кукол. Маша, как твою куклу зовут? (Ответ ребенка.)
А ты, Настя, как назвала свою куклу? (Ответ ребенка.)
Когда я была маленькой, тоже любили играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а какими… мы узнаем сейчас.
(Рассматриваем иллюстрации тряпичных кукол)
Воспитатель: Это тряпичные куклы. Ребята, а почему они называются тряпичными?
Дети: Их делали из тряпочек.
Воспитатель: Правильно. Тряпичные куклы – это самодельные куклы, которые на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла - неизменный его спутник. Малым деткам тряпичных кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки при всей занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы.
Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.
У кукол не было имен. Их называли просто куклами, ляльками. Чаще кукол называли по их назначению.
Сегодня мы изготовим с вами куклу «Колокольчик». Кукла «Колокольчик» - кукла добрых вестей.
Но для начала давайте разомнёмся и подготовимся к работе.
Физкультминутка:
Ребята, я буду Меланья, вы все мои ребятишки, поиграем? :
У Меланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
С такими глазами (показываем круглые глаза)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Приступим к изготовлению кукол. Для этого нам понадобятся три разноцветных лоскутка круглой формы: большой средний и маленький, белая материя для туловища и рук, косынка, яркие нити и кусочек ваты.
Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой.
В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.
Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.
У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.
Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.
На голову кукле повязываем платок.
Всё, кукла готова. Можно оформить рукава, пояс декоративной тесьмой.
Итог занятия
Воспитатель:
• О чем мы с вами говорили? (Ответ ребенка.)
• О каких куклах вы сегодня узнали? (Ответ ребенка.)
• Какую куклу смастерили? (Ответ ребенка.)
Воспитатель:
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за работу вашу, за старание.
(Звучит русская народная музыка «сошью Дуне сарафан», дети разглядывают свои куклы и делятся своими впечатлениями о проделанной работе)