Майя Элгуджаевна
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Воздух-невидимка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Брут»
Конспект занятия по исследовательской деятельности
«Воздух- невидимка»
Подготовила:
Воспитатель старшей группы
Алдатова Майя Элгуджаевна
2019
рограммное содержание:
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.
Путем экспериментирования расширить представления детей о свойствах воздуха : не видим, прозрачен, не имеет запаха, может двигать предметы, находится повсюду.
Развивать у детей любознательность, делать выводы, умозаключения.
Активизировать словарь детей: невидимый, безвкусный, прозрачный, упругий.
Воспитывать ценностное отношение к окружающей среде.
Материал и оборудование: Тазики с водой, трубочки на каждого ребёнка, стаканы, салфетки сухие, бутылки, мыльные пузыри, стаканчики с цветной мыльной водой, коктейльные трубочки, листы белой бумаги, кисти, гуашь. Полиэтиленовые пакеты, ленточки, карточки исследований,
Ход занятия:
Взрослых и детей не счесть, но кроме нас здесь кто-то есть, его не видно никогда, не слышен он, вот это да, ничем не пахнет он для нас, о нём узнаем мы сейчас, он окружает нас везде, он есть во мне, да и в тебе, снаружи может быть как лёд, ну а внутри он тёплый-вот!
-Догадались о чём я? (о воздухе)
-Какие вы молодцы, правильно о воздухе.
А что у меня в руке? (шарик)
- Правильно шарик, а что находится внутри шарика? (воздух)
-На что похож этот шарик? (лампочку, грушу)
- Этот воздушный шар мы прикрепим сюда, пусть он побудет на нашем занятии
А сейчас мы превратимся в настоящих ученных и будем проводить опыты
-И так господа ученные, а что же такое воздух, нужен ли он нам? (ответы детей)
-Да, я с вами согласна, а теперь поднимите руку и положите вот сюда – на грудь и постарайтесь вдохнуть воздух-вдыхаем через рот выдыхаем через нос. (2раза)
-Что же происходит? (ответы детей)
-Что мы вдыхаем? (ответы детей)
-Правильно. А что же происходило с нашей грудной клеткой, когда мы вдыхаем воздух? (высказывания детей)
-Проверим, без воздуха мы сможем жить, давайте попробуем? Вдохнём и задержим дыхание, ой-ой-ой, я больше не могу, правда, тяжело? Без воздуха мы не сможем жить.
-А сейчас я предлагаю вам стать учёными и проводить опыты, ведь все учёные проводят опыты и исследования, вот и я вам предлагаю провести опыты и, затем, все опыты в виде схемы будут заноситься на эту доску, в дневник наблюдений. Пойдёмте теперь со мной, вставайте вот сюда: что вы видите? (бутылочки)
-А что в этих бутылочках? (листья)
-Посмотрите внимательно: что с этими листьями что-нибудь происходит? (нет)
-В каком они состоянии находятся? (просто лежат)
-А теперь возьмите бутылки и попробуйте в них подуть. Что происходит с листьями? (взлетают)
-Почему они стали вдруг взлетать? (мы дули в трубочку и воздух заставлял их двигаться)
-Какой мы можем сделать вывод? (воздух может сдуть всё, что угодно)
-А теперь вот этот символ, на котором указано то, что воздух может двигать маленькие частицы. (прикрепи магнитиком к доске)
-Ребята, что у меня в руке? (Бутылочка) Правильно, а внутри неё? (мыло с водой)
-А что можно сделать, чтобы получились мыльные пузыри. (открыть и подуть в кружок)
-Хорошо, давайте я попробую, а вы будете ловить пузырьки. (затем дуют дети)
-Как получились пузырьки? Мы подули, значит, это ещё может делать воздух (делать пузырьки).
-Возьмите, пожалуйста схему и прикрепите на доску.
-А сейчас мы с вами немного поколдуем и нарисуем с помошю воздуха
Шарики. Перед вами стоят стаканчики посмотрите в них и скажите что внутри? (с мыльной крашенной водой)
Берем трубочки опускаем в стакан и начинаем дуть. Что мы видим?
(густая пена поднимается на верх) берем пенку и переносим соломкой на бумагу, откладываем трубочки в сторону и берем кисточки и дорисовываем ниточку.
-Вывод: воздух тяжелее или легче воды? (легче)
И так господа ученные продолжаем свою работу,подходим к следующему столу что же мы видим? (пакеты)
-Возьмите по одному пакету и попробуйте свернуть его в платок или как получится.
-Какой получился пакет? (плоский, маленький, комочек)
-Хорошо, а теперь разверните его и скажите-воздух какой? Мы его видим или нет?
-А как думаете, можем ли мы его поймать? А давайте попробуем. (ловим воздух в пакет)
-Посмотрите: какой был пакет, а какой стал теперь. (упругий, толстый, большой)
-А теперь выпускаем воздух и снова его набираем.
-Какой можем сделать вывод? (воздух может принимать разную форму)
-Прикрепи, пожалуйста схему на доску.
-А сейчас предлагаю поиграть.
«Физминутка»
Ленты в руки мы возьмём, и немного отдохнём.
Ленты поднимаются кружатся как бабочки.
Ленты вьются как змея, делаем дружно всё, друзья.
Ну ка встанем в хоровод, какой дружный мы народ.
Ленты в право, ленты в лево,
Ленты вниз и немного покружись.
Ленты вьются, вьются, вьются
Мы присели и сидим.
-А теперь подойдите, господа учёные, к следующему столу. Что мы видим? (таз с водой, стаканы, салфетки)
- Сейчас мы с вами проведём ещё один очень интересный опыт, берём стаканчики, затем салфеточки. Скомкайте салфетки и положите на дно стакана и быстрым движением опустим в воду и так же быстро поднимаем обратно и посмотрим, что же получится. А теперь достаньте салфетку из стакана и потрогайте, какая она – мокрая или сухая? (сухая)
- Как вы думаете, почему салфетка осталась сухой? (потому, что в стакане воздух, воздух отталкивал воду и салфетка осталась сухой.
- А теперь положите салфетки и возьмите снова свои стаканчики и опускаем в воду не прямо, а чуть с наклоном, откуда эти пузыри появились? (воздух вышел со стакана и его место занимает вода).
- Берём схему и прикрепляем к доске.
- Вот какой дневник наблюдений у нас получился, ещё раз повторим, что мы делали в первом опыте? (воздух может надуть мыльные пузыри и рисовать)
- Ещё что может сделать воздух? (может сдувать листики, ещё какой опыт мы проводили? (может надуть пакет и принять любую форму)
- Дальше, что ещё мы узнали о воздухе? (воздух легче воды и поэтому подув в трубочку появляются пузырьки на поверхности, ещё что мы узнали? (при ровном опускании стакана в воду, воздух отталкивает.
-Замечательно, ребята мне очень понравилось какими вы сегодня были отличными учёными. Все свои заключения заносили в дневник которым мы дополним нашу коллекцию. И за это я хочу подарить вам вот таких султанчиков, чтобы играть с ними на прогулке, когда ветер.
Большое спасибо вам за работу.
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности об организации познавательной деятельности
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, музыка, здоровье, безопасность с детьми 5-6 лет на тему «Воздух- невидимка».
Вид: познавательно-исследовательская.
форма проведения: подгрупповая, научная лаборатория.
Для реализации были запланированы основные задачи:
Образовательная: создать условия для знакомства детей со свойствами воздуха.
Развивающая: способствовать активизации мыслительных процессов, анализ, синтез, сравнение через организацию опытно-исследовательской деятельности.
Воспитательная: воспитывать у детей желание оберегать окружающую среду, не загрязнять атмосферу. Запланирована словарная работа в ходе деятельности была реализована.
Свойства воздуха какие : невесомый, бесцветный, прозрачный. В ходе НОД старалась максимально использовать интеграцию с образовательными областями, использовать музыкальное сопровождение, происходило речевое общение педагога с детьми, дети договаривались, делали выводы. Была дана возможность высказаться каждому ребенку. Для организации опытов было достаточно оборудования и практического материла. Данная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом, конспект был составлен самостоятельно в соответствии с задачами основной образовательной программы, согласно данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы помогающие решить в интересной и занимательной форме поставленные задачи. Практически весь процесс был выстроен на основе деятельностного подхода, создавая условия для того, чтобы сделать приобретенные знания и навыки имеющиеся у ребенка мотивированными, способствовало любознательности и активности. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Я считаю, что поставленные задачи были решены, получилось наладить контакт с детьми. Таким образом такое построение НОД дает возможность активизировать детей, способствует общению, создает условия для развития мыслительных процессов.