Татьяна Лукьянова
Конспект занятия по художественному творчеству для детей старшей группы «Русские народные полотенца»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада.
Тема: «Русские народные полотенца».
Цель: знакомство с русской народной вышивкой, роспись бумажного полотенца по мотивам русской народной вышивки.
Публикация «Конспект занятия по художественному творчеству для детей старшей группы „Русские народные полотенца“» размещена в разделах
Образовательные задачи: Познакомить детей с историей народной вышивки; расширять представление детей о композиционном построении узора; показать особенности эскизов; учить выполнять узоры на различных формах; учить понимать и использовать выразительные средства в творческих работах.
Развивающие задачи: Развивать способность наблюдать и сравнивать образцы, уметь читать символы; развивать творческую фантазию, самостоятельность в составлении композиции из знакомых элементов.
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Материалы:
Гуашевые краски, шаблоны полотенец, образцы росписи – вышивки, полотенца.
Предварительная работа:
Прорисовывание элементов в воздухе, на мольберте, на листе бумаги: волнистая линия, зигзаг, «волна», «горка», «петелька», точка, круг и т. д. Рассматривание альбомов и иллюстраций в книгах с русской народной вышивкой, анализ рисунков – символов. Экскурсия в мини-музей, в этнографический музеи «Горница», «Кладовая».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, физическая культура.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дети входят в группу. Звучит русская народная музыка. Несколько женщин в русских народных костюмах сидят и вышивают на пяльцах, напевая русскую народную песню.
Воспитатель - помощник заводит детей и говорит : «Заходите ребята. Ой, посмотрите, а куда мы с вами попали? Кажется мы с вами попали на «вечорки». Давайте послушаем, что там происходит.
(Дети внимательно слушают.)
Ведущий воспитатель тоже в национальной одежде говорит рядом сидящей женщине: «Сегодня я и щи, и киселя наварила, и пирогов напекла. Дети сыты, скотинка убрана. Мужики то наши дрова колют, сани готовят к зиме. Ой, посмотрите, кто к нам в гости пришёл. Здравствуйте ребята!». (Встаёт и подходит к детям)
2. Вступительная беседа. Актуализация знаний.
- Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? (Ответы детей)
- А какая осень ранняя, золотая, или поздняя? (Ответы детей)
- Правильно, ребята. Поздняя осень и канун долгой, холодной зимы. В старину люди в это время года уже собирали весь выросший урожай, делали заготовки на зиму.
– А что ещё делают люди в это время года? (Ответы детей)
- Ребята, а в свободное время они занимались рукоделием. Вот как раз в это время наши прабабушки начинали ткать ткани, прясть пряжу, вязать, шить, вышивать. Ткань отбеливали на морозе, в снегу, а потом долгими вечерами собирались они на посиделки и под русские народные песни занимались шитьём, вышивкой. Люди бережно относились к тому, что создавали своим трудом, кропотливой работой. Все умения и секреты мастерства часто передавались из поколения в поколение и всё это ценное воплотилось в жизненных ремё слах: в ткачестве, в шитье, в плетении, в вышивке. А скажите, пожалуйста, у кого из вас есть бабушки или прабабушки, которые шьют, вяжут, вышивают, а может быть и ткут? (Ответы детей)
3. Знакомство с новым материалом.
Вступительная беседа.
- Ребята, я сегодня предлагаю вам поговорить о вышивке. Вышивка – один из видов народного художественного творчества. Вышивали не только одежду, но и скатерти, простыни, покрывала, полотенца.
- Посмотрите, какие красивые полотенца. Ребята, а как вы думаете, что изображено на полотенцах? (Ответы детей). Наши предки, славяне, были язычниками и они поклонялись природным богам. Они были земледельцами и поэтому все их мысли были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела их жизнь. Они обожествляли Солнце, Небо, Землю, воспринимали их как живые существа.
- Ребята, давайте рассмотрим несколько образцов. Посмотрите, орнамент полотенца может рассказать нам о том, как человек в то время представлял себе мир. Мир делится на три части: на землю, подземелье и небо. Волнистые и ломаные линии сверху символизировали воду. А косые линии, как вы думаете, что обозначали? (Дождь).
Образ женщины здесь обозначал богиню весны и мать земли и всей природы. Она по матерински заботилась о человеке, поила, кормила и одевала его.
-А это что за знак, как вы думаете? (Солнце).
Солнце для земледельца – это прежде всего свет, тепло, жизнь. В народе говорят : «Не земля хлеб родит, а солнце». Лучистые круги, ромбы – солнечные значки. Также часто люди изображали птиц, животных. Голубь, курочка – символ плодородия. Конь, олень – символы мужества. Это, чтобы в семье были крепкие и сильные мужчины. Точки – это семена в земле, растения и цветы на земле – это урожай. То есть наши предки, вышивая, как бы просили, чтобы было больше дождей, почаще светило солнышко, и был хороший урожай.
Вышивать учились с 5-6 летнего возраста. Вышивали полотенца, которыми потом одаривали родню и дорогих гостей, или украшали избу, зеркала.
3. Практическая часть.
Анализ.
И сегодня мы с вами, ребята, поучимся вышивать такие полотенца. Только не нитью, а кисточкой и красками. Садитесь на места и послушайте, что мы для этого с вами должны сделать.
Алгоритм действий.
1. Орнамент располагается в нижней части полотенца. Его нужно разделить на три части: небо, воздух и земля (показ на доске).
2. Составить сюжет, что вы хотите рассказать в своём рисунке. Какие символы вы будете использовать?
3. Выполняем рисунок в красках.
-Всем понятно? Приступаем к работе.
4. Самостоятельная работа.
Во время самостоятельной работы педагог наблюдает за правильной осанкой, наблюдает за нажимом на кисть, на линии в рисунке, оказывает индивидуальную помощь, хвалит детей.
5. Физкультминутка. Пальчиковая игра.
На ладонь посадим птичку,
Кормим милую синичку.
Птичка зёрнышки клюёт,
Птичка песенку поёт
«Тень, тень, потетень,
«Я летаю целый день».
Ждут синичку пять птенцов-
Голосистых молодцов.
Детки в гнёздышке сидят
И, конечно, есть хотят.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом пальчиковой игры.
6. Оценка работ. Итог.
Посмотрите ребята, какие чудесные рисунки у вас получились. А кто мне попробует рассказать, что вы нарисовали? Кто изображён на вашем рисунке? Что вы хотели передать этим рисунком? (Ответы 2-3чел.)
Ребята, в группе «Теремок» существует мини-музей «Город мастеров». Я думаю, что ваши работы станут прекрасным украшением в музее. Вы не против? И вашими замечательными работами смогут полюбоваться все дети нашего сада и их родители.
7. Рефлексия
- О каком виде народного творчества вы сегодня узнали?
- Ребята, что мы сегодня узнали нового об орнаменте в народной вышивке
- А что вам больше всего понравилось?
- А где мы ещё можем узнать новое о жизни наших предков?
Ну, а сейчас попрощаемся, мне очень приятно было работать с вами сегодня. До свидания!