Ирина Иванова
«Осенний калейдоскоп». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Ознакомление детей с осенней поэзией Сергея Есенина. Создание условий для закрепления знаний детей о времени года осени.
Задачи.
Образовательные: уточнение и закрепление знаний о признаках осени и осенних месяцах; закрепление навыков создания правополушарных разнонаправленных фонов с помощью схем – подсказок; выполнение тычка щетинной кистью 2 красками одновременно; формирование видения целостного образа картины.
Развивающие: развитие творческих способностей детей через правополушарное рисование; развитие речи, фантазии, воображения, мелкой моторики руки.
Воспитательные: формирование эмоционально – волевых качеств: любознательности, отзывчивости, сопереживания, желания помочь малышам; повышение самооценки через результат продуктивной деятельности; получение заряда хорошего настроения посредством арт терапии.
Словарная работа.
Активизация словаря по лексической теме «Осень». Образование новых существительных, с помощью суффиксов
Образовательные области: художественно – эстетическое развитие, познание, речевое развитие, коммуникативное, физическое.
Материалы и оборудование: наглядные картинки с изображением признаков осени, дидактическая игра «Разрезные картинки», карты – схемы правополушарных фонов, лист акварельный 20*20см, закреплённый малярным скотчем на клеёнке, кисти щетинные - №24, 14, кисть синтетическая №2, баночка с водой, тряпочки, гуашь, аудиоплеер.
Предварительная работа.
Ежедневные наблюдения за изменениями в природе, чтение стихотворений С. Есенина на осенние темы. Прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского «Времена года». Пальчиковые упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, упражнения с «видоискателем», д/и «Собери пейзаж». Рисование правополушарных фонов – горизонтальных, вертикальных, диагональных, круговых, смешанных.
Ход занятия.
Вводная часть. Мотивация.
Дети стоят в кругу вместе с воспитателем, взявшись за руки.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Очень рада нашей встрече! Хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Сергея Есенина!
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Как вы думаете, о каком времени года идёт речь?
Ответы детей. Осень.
Я пригласила вас сюда обсудить со мной одну проблему: дети из средней группы никак не могут запомнить названия осенних месяцев, путают их с названиями времен года. Например, спрашиваю, какой первый месяц, а они говорят – зима. Вы, наверное, уже не путаете?
Возможные ответы детей. Нет! (если начнут перечислять, выслушать 1 - 2, похвалить и сказать, что я тебя услышала).
Воспитатель. Хорошо, друзья! Смотрите, у меня есть один цветок, любопытная «ромашка». На её лепестках написаны осенние приметы. Нужно оторвать лепесток и быстро дать ответ на вопрос.
Проводится игра блиц – турнир.
Предлагаемые вопросы на лепестках ромашки.
1. Который по счёту месяц октябрь?
2. Какой праздник 1 сентября?
3. Почему улетают перелётные птицы осенью?
4. Почему мы называем осень «золотой»?
5. Затаился под сосёнкой круглый стол на ножке тонкой?
6. Льёт весь день, как из ведра, что же это за вода?
Если ребёнок отвечает правильно, то воспитатель хвалит его (молодец, умник, здорово, отлично, супер). Если затрудняется с ответом, то подбадривает (не расстраивайся, ребята, подскажите, давайте вместе подумаем).
Воспитатель. Молодцы! А теперь давайте вместе обсудим, что можно придумать интересного, чтобы малыши легко запомнили осенние приметы и названия осенних месяцев! (если дети затруднятся с ответом, спросить, какие изменения в природе они увидели на прогулке, во что играли, как готовятся к осеннему празднику).
Возможные ответы детей. Можно прочитать стихотворение или рассказ об осени, спеть песню, станцевать, поиграть, рассказать, нарисовать картину. (Поощрить ответы детей).
Основная часть.
1. Воспитатель.
Подходит к столу и берёт коробочку. Ребята, а я нашла у себя картинки с изображениями времён года, давайте посмотрим, может они нам пригодятся? Ещё я хочу почитать вам осенние стихи Сергея Есенина.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
Давайте вспомним, как называется это природное явление – листопад.
(«Случайно» роняет коробку, картинки рассыпаются. Ой, какая я неловкая. Реакция детей – побыстрее всё собрать и отдать воспитателю.) Подождите, не спешите, мы соберём сюда только осенние картинки, а остальные положим на стол. (Дети пытаются положить картинки в коробочку, а она не открывается). Ой, тут что – то написано! Ребята, коробочка с секретом! Чтобы её открыть, надо произнести волшебные слова: «Осени не бывает без (и назвать ласково то, что нарисовано на картинке, например, дождя».
Дети говорят «волшебные» слова и кладут картинки в коробочку.
Воспитатель. Здорово, да у нас целая игра получилась для малышей! Они смогут легко повторить осенние приметы, заглянув в нашу коробочку.
2. Воспитатель. Ещё я нашла красивые пейзажи. (Уточнить у детей, что такое пейзаж). Ой, их кто – то разрезал, как же быть?
Возможные ответы детей. Собрать, склеить, выбросить, самим нарисовать.
Работа детей в подгруппах по 4 человека, собирают 2 разрезные картинки (можно на ковре собрать).
Очень жаль, что такие красивые картины испорчены, они бы очень понравились малышам! Что придумаем? (Подвести детей к ответу, что можно нарисовать картины в подарок малышам). Что – то грустно стало, прямо, как в стихах.
Осень! Небо тучно.
Дождик льёт. Печально, скучно время идёт.
Как поднимем настроение, чтобы хорошо поработать?
Ответы детей – спеть, станцевать.
Танцевальная физкультминутка «Кап, кап, кап, дождик идёт».
3. Продуктивная деятельность.
Воспитатель приглашает детей пройти в творческую мастерскую и обсудить порядок работы.
Воспитатель. Ребята, подумайте, что бы вы хотели нарисовать. Как можно нарисовать красивый восход солнца, как в стихотворении Есенина?
Загорелась зорька красная
В небе тёмно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своём блеске золотом.
Обсуждается порядок работы с детьми (лист грунтуют белой краской, ставят точки внизу фиолетовые, дальше красные, наверху синие, и горизонтальными мазками щетинной кистью растирают краску, получая «полосатый» фон).
На мольберте есть схемы – подсказки фонов, выберите себе тот, какой вам больше нравится. Спрашивает 2 – 3 человек, как сделать красивый тычок для изображения деревьев. После обсуждения, воспитатель предлагает сделать кинезиологические упражнения «Хвалим наши руки» (одна рука сжата в кулак большой палец вверх, а другая, сжата в кулак, указательный палец направлен в сторону, далее смена положений, включает музыку. Далее, самостоятельная работа детей.
Заключительная часть. Дети вывешивают готовые рисунки на магнитную доску – позитивная оценка деятельности. Они садятся в круг на ковёр или встают в круг.
Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, какая у нас сегодня была цель, для чего мы вместе собрались?
Возможные ответы детей. Поговорить об осени, порисовать и др. (Постараться наводящими вопросами подвести к тому, что главная цель – оказание помощи младшим ребятам в изучении признаков осени и осенних месяцев).
Воспитатель. Что мы придумали? (Ответы: рассказали о приметах осени, придумали игру, нарисовали осенний пейзаж). Мы молодцы? Да! (Вытягивают руки вперёд, большой палец вверх).
Я хочу всех поблагодарить и пригласить в гости к малышам, чтобы вы подарили свои картины и поиграли в игру с ребятами. Ещё, я хочу подарить вам осенние кленовые листочки на память. Они очень «любопытные» и любят задавать вопросы. Дети рассматривают листочки из картона, в серединке изображен смайлик с разными эмоциями, например, улыбка означает, что тебя рассмешило сегодня – ребёнок должен ответить на вопрос; открытый рот – о чём расскажешь своим друзьям? Слёзы – что тебя огорчило, было трудно или совсем не получилось. Два сердечка – очень понравилось чем то заниматься. Нам пора прощаться, до скорой встречи!