Лебедева Мария
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «На помощь весне»
Актуальность
Занятие по теме «На помощь весне» мы решили провести в форме путешествия, т. к. нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками, способствуют создании атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослым. Кроме этого, именно при проведении подобного рода занятий наиболее эффективно идет становление субъектной позиции ребенка в наиболее специфичных для него видах деятельности - игре, общении, продуктивной деятельности.
Ценность
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию „На помощь весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет обогащать и закреплять имеющиеся знания детей, совершенствовать умения. Содержание конспекта занятия включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.
Практическая значимость
Применяя на занятиях информационные технологии, средства ИКТ, позволяют заинтересовать детей, расширить их кругозор, обогатить словарный запас, развить речь.
Содержание конспекта занятия соответствует ФГОС и включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.
I. Организационная информация
Доминирующая образовательная область: Художественно – эстетическое развитие
Вид деятельности детей:
Коммуникативная
Познавательная
Чтение художественной литературы
Двигательная
Познавательно-исследовательская
II. Методическая информация
Тема образовательной деятельности: «На помощь весне»
Методы и приемы реализации содержания занятия :
1. Приё мы постановки целей и мотивации деятельности детей: эмоциональный настрой, сюрпризный момент.
2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе занятия : создание проблемной ситуации, вопросы.
3. Приё м поддержание интереса у детей: чередование видов детской деятельности, физминутка, музыкальное сопровождение, видеоматериал.
4. Приемы оценки и самооценки: поощрение
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Возрастная группа: Группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет №11
Цель:
1. Формирование знаний о первоцветах и правил поведения в лесу.
2. Создание условий для развития творческих способностей детей нетрадиционной формы рисования в технике «рисование ватными палочками, вилками».
Задачи по областям:
Образовательные:
1. Формировать знания детей о весенних явлениях в природе, о правилах поведения в лесу;
2. Дать первоначальные представления о первоцветах.
Развивающие :
1. Активизировать словарь детей по теме «весенние цветы».
2. Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику рук.
3. Развивать умения и навыки детей нетрадиционной формы рисовании в технике «рисование ватными парочками, вилками».
Воспитательные:
1. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними;
2. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, вызвать желание помочь другим.
Планируемые результаты:
Созданы условия для развития творческих способностей детей нетрадиционной формы рисования в технике «рисование ватными палочками, вилками».
Дети задают вопросы.
Активно участвуют в выполнении заданий.
Проявляют самостоятельность.
Эмоционально реагируют.
Дети имеют представления о первоцветах, о лесе и его обитателях (животных и птицах).
Используют речь для построения высказываний
Проявляют бережное отношение к природе.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) :
Видеоматериал «Весна идет. Весна идет»; аудиозапись «Голос скворушки», картинки – отгадки; иллюстрации правил поведения в лесу, картинки первоцветов, письмо, ИКТ, картинки с изображением птиц, животных, их домиков; мольберт, пластиковые вилки, ватные палочки, гуашь
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты :
Беседы о весне, диких животных, о перелетных птицах, о первоцветах, поведении в лесу. Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением птиц, животных, первоцветов. Наблюдение весенних явлений в природе; рассматривание цветов, чтение стихотворений, художественной литературы, загадывание загадок.
Вводная часть
Дети с воспитателем играют в пальчиковую гимнастику
«Здравствуйте!»
Здравствуй, красно солнышко – руки вверх
Здравствуй, ветерок – покачивание рук
Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой
Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук
Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек
Здравствуй, шумная листва – трут ладошки
Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной
Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте
Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны
Раздается крик скворушки. Дети прислушиваются.
Воспитатель: Что это такое?
Дети: птица поет.
Воспитатель: -подойдем к окну
Дети вместе с воспитателем подходят к окну и находят конверт.
Воспитатель берет конверт.
Введение в тему (создание проблемной ситуации) :
Дети: это письмо. А для кого оно?
Воспитатель: Не знаю, давайте посмотрим. (воспитатель показывает детям письмо, а на нем фотография ребят и написано «Детский сад №143» Группе № 11»)
Дети: это же наша фотография! Это письмо, наверное, для нас!
Воспитатель: Да, это письмо для нас. На нем ваша фотография и написано «Детский сад №143» «Группе № 11»
Дети: Давайте его прочитаем!
Воспитатель: я согласна, давайте прочитаем. Вам интересно, кто написал нам письмо?
Дети: да, очень.
Мотивация деятельности детей:
Воспитатель разворачивает письмо и читает.
Воспитатель: - «Здравствуйте, ребята! У меня- красавицы Весны случилась беда. Волшебница Зима не хочет уступать мне место. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала полянку снегами, заморозила все цветы. Помогите, пожалуйста, мне выбраться, растопить снег, чтобы скорее распустились цветочки. А чтобы вам легче было меня искать, я посылаю вам картинки-загадки. Отгадаете их и поможете мне справиться с зимой. Отправляю к Вам своего помощника скворушку. Весна».
Воспитатель: - Ну, что, ребята, поможем Весне?
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) :
Дети: да. Поможем весне. Мы хотим вернуть весну, чтобы скорее распустились цветочки.
Дети: (берут конверт и находят в нем картинки-загадки о приметах весны)- вот смотрите весна нам прислала картинки
Воспитатель: - да это картинки-загадки
Дети: Мы любим загадки. Давайте их отгадаем.
Воспитатель: да, давайте отгадаем и составим цепочку, какая будет первая картинка приметы весны, а какая следующая.
Воспитатель читает загадки, а дети подбирают подходящую картинку отгадку:
Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
Дети: солнце (показывают картинку)
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу….
Дети: проталинки (показывают картинку)
К маме – речке бегу и молчать не могу,
Я ее сын родной, а родился – весной.
Дети: Ручеек (показывают картинку)
Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает.
Дети: подснежник (показывают картинку)
Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадки.
Дети: а здесь еще в конверте стрелки.
Воспитатель: Да ребята посмотрите – стрелки, это весна нам дает подсказку, для чего нужны картинки и стрелки. Что общего у этих картинок?
Дети: это приметы весны.
Воспитатель: верно! А что весной сначала происходит, а что потом? Давайте составим цепочку из наших картинок. (Дети на доске составляют цепочку)
Дети: солнышко появляется весной, оно греет сильнее и появляются первые проталинки на земле.
Дети: побежал весенний ручеек
Дети: на проталинках появились первые весенние цветы-подснежники.
Воспитатель: вот мы с Вами и составили маршрут нашего пути, цепочка весенних примет поможет нам в пути.
(Звучит голос скворушки.)
Основная часть:
Актуализация ранее приобретенных знаний:
Воспитатель: - Вы слышите голос? Наверное, скворушка нам подает сигнал, торопит нас скорее отправляться в путь. Посмотрите на нашу цепочку, куда мы сначала отправимся?
Дети: к солнышку пойдем
Воспитатель: - ну хорошо, тогда в путь. «По тропинке мы идем, что сейчас мы здесь найдем?»
Дети: а вот и солнышко (стоит знак с картинкой солнышко и записка висит, здесь записка
Воспитатель: Прочитаем, что на ней написано.
«Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.
Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,
Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.
— Ребята, правильно это. Дети: нет
Воспитатель: -А как надо вести себя в лесу? (ответы детей)
(Звучит голос скворушки)
Воспитатель: -ребята, скворушка нам помогает, посмотрите конверт нам оставил (берет конверт на окне с картинками правил поведения в лесу, здесь картинкиВоспитатель: давайте посмотрим на картинки и расскажем как надо правильно вести себя в лесу.
Дети рассматривают картинки правил поведения в лесу и обьясняют их.
Дети: Наблюдать за птичьими гнездами – можно, а вот трогать и подходить к ним – нельзя.
Дети: Наблюдать за муравейником – можно, вот разрушать его – нельзя.
Дети: В лесу старайся не шуметь, чтобы не напугать животных и птиц
Дети: Не лови насекомых, не ломай ветки кустарников и деревьев, не рви цветов.
Дети: Не разжигай костры. От огня погибают многие растения и насекомые.
Дети: Не лови и не уноси домой птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Звучит голос скворушки)
Дети: скворушка снова нас зовет. Пойдемте быстрее
Воспитатель: а куда мы пойдем дальше, давайте посмотрим на нашу цепочку
Дети: следующая картинка проталинки
Воспитатель: хорошо, идем к проталинкам. «По тропинке мы пойдем, до проталинки дойдем….»
Дети: вот она картинка-проталинки (стоит знак с картинкой проталинки, на столе индивидуальные задания «Зверушки, птицы и домишки» для детей и карандаши)
Воспитатель : - посмотрите, ребята животные и птицы перепутались. Надо их поселить в то место, где они проживают (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран и проверим правильно ли мы выполнили задание (на экране появляется картинка выполненного задания, дети проверяют)
Дети: белка живет в дупле, сорока в гнезде, лиса в норе, медведь в берлоге, еж возле пня.
Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием. Обратимся снова к нашей цепочке, куда теперь она нас ведет?
Дети: снег тает и бегут ручейки
Звучит голос скворушки)
Дети: скворушка снова нас зовет. Быстрее пойдемте весну спасать
Дети: посмотрите впереди - ручьи (стоит знак с картинкой ручеек и на полу «протекает» ручей)
Воспитатель: попробуем перепрыгнуть через ручеек (дети перепрыгивают через ручеек. На полянке сугроб)
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, что наделала волшебница зима, засыпала полянку снегами, заморозила все цветы, ни одного цветочка не пожалела.
Дети: давайте посадим на эту поляну самый первый весенний цветок.
Воспитатель: - Ребята, а какие самые первые цветы появляются?
Дети: - Подснежники.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, почему они так называются?
Дети: - Потому что они растут под снегом.
Воспитатель: - Правильно «под-снеж-ник», это символ весны. Эти растения удивительны! Маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз. Ударит мороз – цветок заледенеет, даже зазвенит, как стекло. А когда утреннее солнце растопит лёд, подснежник вновь откроет свои бутончики.
Воспитатель: - Ребята, где растёт подснежник?
Дети: - В лесу.
Игра (на столе картинки цветов, дети должны выбрать только весенние первоцветы)
Воспитатель: - А какие вы еще знаете весенние цветы? Возьмите по одному весеннему цветку и назовите его.
Дети: - мать-и-мачеха, подснежники, ландыши, одуванчик, тюльпаны и т. д.
Воспитатель: - Много цветов растет весной! Любой цветок красив и прекрасен! У каждого есть свой неповторимый запах, а как вы думаете, что у них общее? (ответы детей)
Воспитатель:- назовите части цветка.
Дети: - У каждого цветка есть корень, стебель, бутон, лепестки и листочки (дети показывают и называют части цветка)
(Звучит голос скворушки)
Воспитатель: - Детки, это же, скворушка снова нас зовет, торопит. Посмотрите на наш маршрут, какая следующая картинка?
Дети: подснежники, это последняя картинка в нашей цепочке.
Воспитатель:-Давайте пройдем за столы и нарисуем подснежники. Посмотрите, у нас нет кисточек и карандашей. Лишь вилки и ватные палочки. Что же мы сможем сделать?
Дети: – мы можем вилками изобразить: бутоны и цветочки, ватными палочками – травку, стебель, листочки
Воспитатель: - Ребята, а чем можно ещё рисовать?
Дети: - Пальчиками, ладошками, листочками, цветами, тычками, штампиками.
Рисование подснежников.
Воспитатель: А прежде чем начать рисовать, давайте приготовим к работе наши пальчики.
Упражнение «Цветы».
Наши нежные цветки (Плавно раскрывают пальцы)
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, (Помахивают руками перед собой)
Лепестки колышет.
Наши нежные цветки (Плотно закрывают пальцы)
Закрывают лепестки
Головой качают, (Плавно опускают их на стол)
Тихо засыпают (дети садятся за столы)
Дети рисуют под аудиозапись «Звуки леса»
Воспитатель: - Что у нас получилось?
Дети: поляна подснежников. какая красота!
Воспитатель: - Мы с вами настоящие волшебники, у нас получилась замечательная лесная полянка.
(Звучит голос скворушки. Включаю проектор с записью «Весна идет! Весна идет! Стали птицы песни петь и расцвел подснежник)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, все вокруг радуются, как много красивых цветов.
Воспитатель: - Какая у нас получилась полянка?
Дети: красивая, волшебная
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: - Давайте вдохнём ароматы весенних цветов.
Дети вдыхают через нос и выдыхают, произнеся «- ах».
Воспитатель: - Ребята, для, чего нужны цветы?
Дети: - Цветы украшают нашу жизнь, дают питание насекомым. (Звучит голос скворца)
Воспитатель: - вот и скворушка! Ребята, давайте попрощаемся с ним, пусть он летит к весне.
Дети: до свиданья, скворушка!
Воспитатель: -ребята, как вы думаете мы помогли весне, расколдовали ее?
Дети: да! Ура! Весна к нам пришла!
Воспитатель: -молодцы, вы сегодня хорошо поработали, сделали доброе дело- помогли весне. А домой я хочу вам подарить буклеты, чтобы вы с родителями вспомнили первые весенние цветы.
Дети рассматривают буклеты «Весенние первоцветы»
Дальнейшая разработка темы:
Выставка детских работ «Подснежники»
Работа с родителями: буклет «Весенние первоцветы»