Елена Костылева
Конспект занятия по лепке «Архангельская козуля»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с народной культурой и традициями Архангельской области. Знакомство с традиционными архангельскими пряниками-«Архангельской козулей» посредством художественного творчества –лепки.
Задачи:
Образовательные: Дать представление о традиционном архангельском прянике «Козуля», его истории. Закрепить знания о городе, стране, области. Закрепить основные приемы и способы лепки.
Публикация «Конспект занятия по лепке „Архангельская козуля“» размещена в разделах
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Коза, козлята. Лепка, пластилин
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Темочки
Воспитательные: Прививать любой к народной культуре, народным традициям и обрядам. Воспитывать интерес к народно-прикладному творчеству.
Развивающие:Развивать творчество и воображение, мелкую моторику пальцев и координацию движения рук. Развивать активный словарь детей.
Материал:музей- «Русская изба»; пряники- «Козули», готовые фигуры из картона -«Козули» на каждого ребенка; пластилин, стеки, доски для лепки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами, снова встречаемся в нашей «Русской избе», чтобы поговорить о русской народной культуре, познакомиться с новыми традициями и обрядами русского народа.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называетсястрана в которой мы с вами живём.
Дети: Россия.
Воспитатель:А как называется город, в котором мы живём?
Дети: Северодвинск.
Воспитатель: А как называется область, в которой расположен наш город?
Дети: Архангельская.
Воспитатель: Правильно, Архангельская область. Давайте вспомним, чем знаменита наша область?
Ответы детей: роспись, резьба по кости, народные игрушки.
Воспитатель: Все правильно это роспись (уточняет какая,это и игрушки, например, глиняная Каргопольская игрушка, деревянная игрушка –птица счастья. Но есть еще что-то, чем знаменита наша Архангельская область. А чем именно она знаменита, вы сейчас сами догадаетесь. Отгадайте загадку, она вам поможет догадаться.
Очень ароматный,
Сладкий и мятный.
Сверху в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце.
Как вы думаете, что же это? (Пряник)
- Конечно,пряник!
Дети: Пряник
Воспитатель:- Конечно, пряник!Внаши днипряникиможно купить в любом магазине и есть их хоть каждый день. Продаются пряникиразной формы и размеров, с разными начинками. Но так было не всегда. Когда-то были времена, когдапряникисчитали большой ценностью и ели их только в особые дни. Историяпряничногодела уходит вглубь веков. По происхождению пряник почти также стар, как и хлеб. В IX веке на Русипряникбыл известен под названием медовый хлеб. Первыепряникипекли из ржаной муки, меда и ягодного сока.
В разных городах и деревнях изготавливалисвои особые пряники
Появилисьпряники «тульские»,«городецкие»,«вяземские»- получали они своё название по названиямрусских городов: Тула, Городец, Вязьма.
А у нас в Архангельской области пекли - свои сладкие, ароматные, расписные, фигурные пряники –«Козули». «Козуля» - это необычное слово. Его название сохранено с давних времён - так как козёл являлся символом плодородия и его считали духом хлеба. Их пекли перед новогодним праздником, Рождеством. Фигурками украшали Рождественскую ёлку. Ими обменивались в Рождество в качестве подарков. Древние Поморы считали свои пряники обрядовыми и выпекали их всей семьёй, тесто помогали вымешивать мужчины, женщины вырезали, лепили, выпекали фигурки, детки помогали украшать. Чаще всего «Козули» пеклись в виде диких и домашних животных
В наше время «Козули» - это фигурки из тёмного теста, украшенные сладкой цветной глазурью в форме зверюшек и птичек, человечков, Деда Мороза, Снегурочки и др. из тёмного теста, украшенные сладкой цветной глазурью.
Расписывают «Козули» сладкой глазурью. Издревле цветовую палитру «Козуль» составляли белый и розовый цвета. Белый цвет - это снег, розовый - северное сияние, цвет пряника - цвет земли и дерева.
Посмотрите, какие красивые бывают «Козули» (вос-ль показывает пряники,и изображение «козулей»).
Я знаю, что вы умеете рисовать, лепить и мастерить разные поделки. Поэтому сегодня я предлагаю вам сделать «Козулю», слепить красивые пряники.
Но сначала, мы немного отдохнем –физкультминутку проведем.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок,
Прямо спину ты держи
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.
/Дети берут пластилин, досочки и садятся за столы/
Воспитатель: Нам с вами понадобится пластилин коричневого, белого и розового цвета. Сначала мы слепим пряник из темного теста,т. е фигурку облепим коричневым пластилином, а потом украсим ее цветным пластилином, т. е глазурью. (Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель помогает детям советом, показом, хвалит детей).
Воспитатель : Молодцы! Вот вы и украсили все пряники. Давайте с вами посмотрим, кто, как украсил пряник.
Воспитатель: Мы ещё не мастера,
Мы пока что учимся.
Если будем мы стараться,
Многому научимся.
Воспитатель: Все хорошо постарались очень красивые пряники получились, давайте подарим их нашим гостя. Дети раздают подарки.
Занятие проводилось в рамках цикла «Знакомство с региональным компонентом» в целях приобщения детей к культуре и традициям жителей архангельской области.