Наталья Куликова
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию для детей 5–6 лет «Культура и быт татарского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малышок» г. Советский»
КОНСПЕКТ
по непосредственно образовательной деятельности
по гражданско-патриотическому воспитанию
с интеграцией образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»
для старшей группы «Солнышко» (5-6 лет)
на тему «Культура и быт татарского народа»
Выполнила: воспитатель
старшей группы «Солнышко»
Публикация «Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию для детей 5–6 лет „Культура и быт татарского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика Татарстан
- Старшая группа
- Темочки
Куликова Н. О.
г. Советский 2022 г.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»
Образовательная область Виды детской деятельности
«Социально-коммуникативное развитие» Игровая
Коммуникативная
«Познавательное развитие» (мир человека, мир природы) Познавательно - исследовательская
Игровая
Формы работы с детьми:
Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Познавательно – исследовательская
Игровая Игровые упражнения;
Рассматривание иллюстраций;
Дидактические игры;
Отгадывание загадок
Чтение стихотворений
Коммуникативная
Игровая Игровая ситуация;
Беседа;
Игровые упражнения;
Физ. минутка (танец)
Цель: Познакомить детей с культурой татарского народа.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с культурой татарского народа : традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан : герб, флаг;
Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине;
Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь.
Развивающие:
Развивать умение свободно общаться с детьми и взрослыми; умение поддерживать беседу;
Формировать умение отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями;
Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя татарскую народную музыку, танцы.
Воспитательные :
Обогащать речь детей словами по теме образовательной деятельности;
Воспитывать в детях уважение к национальностям, населяющим Россию и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре. Прививать любовь к Родине.
Словарная работа:
республика Татарстан, россияне, калфак, камзол, тюбетейка, юрта, чак-чак,бишбармак, бешбармак.
Материал: Демонстрационный:
детский фотоаппарат, интерактивная доска; презентация «Казань – столица Татарстана» вокзал города Советский, вокзал города Казань, герба и флага Татарстана, площадь. национальных костюмов, видов Казани; глобус, указка, картинки с видами по теме национальные блюда: чак-чак, бешбармак; магнитофон, фланели граф, диск
с татарской национальной музыкой, гудок паровоза, татарские национальные женские костюмы, русский костюм.
Раздаточный: пайетки, картинки: камзол, тюбитейка, клей, салфетки.
Методы и приё мы:
игровые: игровая ситуация, дети в национальных костюмах, путешествие;
словесные: художественная литература: стихи, рассказ, беседа, объяснения;
наглядные: иллюстрации с изображениями по теме, на интерактивной доске изображения по теме.
Предварительная работа:
знакомство детей с народными традициями и обычаями. Расширение представления об искусстве, традициях и обычаях. Знакомили детей с народными песнями и плясками.
Место проведения: группа.
Количество: 14 детей.
Ход занятия : (Дети стоят в кругу).
Организационный момент
Все вместе в кругу:
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, я!
Дети присаживаются на стульчики.
(девочка в русском костюме читает стихотворение)
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
Воспитатель : Ребята, в какой стране мы живём?
Дети: Россия
Воспитатель : Покажите Россию на глобусе.
- Как можно назвать жителей России?
Дети: россияне
Воспитатель : Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: О людях, которые живут в нашей стране.
Воспитатель : Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. Люди, каких национальностей живут в нашей стране?
Дети: Русские, татары, таджики, калмыки, ханты….
Воспитатель : Значит эти народы, мы можем назвать россиянами? А почему их так можно назвать?
Дети: Потому что все живут в России.
2. Работа по теме:
Воспитатель : Мы уже знаем традиции и обычаи некоторых народов. А хотите, сегодня мы с вами узнаем побольше об одном из народов– о татарах?
Дети: Да
Воспитатель : У татар, как и многих других народов, есть свои традиции, свои обычаи, праздники, быт, даже вера своя. Но чтобы лучше об этом узнать, нам необходимо куда-то отправиться. Посмотрите на эти предметы и скажите, кому они могут принадлежать?
( показываю предметы: компас, карта, рюкзак)
Дети: Путешественникам, туристам.
Воспитатель : Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде с нашего железнодорожного вокзала.
(Звучит гудок поезда) (слайд 1 вокзала города Советский)
Вот мы и приехали в столицу Татарстана. Может быть кто-нибудь знает, как она называется?
Дети: город Казань (слайд 2 вокзал города).
Воспитатель : Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал. Отсюда мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю (слайд 3). Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки.
Давайте сфотографируем на память (даю картинку и дети прикрепляют на фланелеграф)
Отправляемся дальше по городу Казань. У каждого города есть свой флаг и герб
(слайд 4).
Воспитатель : Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный) Как вы, думаете, что они обозначают?
Дети: Зелёный цвет означает цвет весны,
Белый – цвет чистоты;
Красный – это жизнь, сила.
На гербе изображен крылатый барс на фоне красного солнца. Барс считаетсяпокровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие. Чтобы нам это запомнить, давайте запечатлим на нашем памятном альбоме (прикрепляют герб и флаг)
Путешествуем дальше. Вот мы на площади города. (слайд 5)
Ребята, вы слышите, какая-то музыка раздается с площади Казани. У татарского народа весной есть праздник, что означает восточный новый год. Навруз Байрам – древнейший земледельческий праздник, праздник весеннего равноденствия. В Татарстане Навруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами. В этот праздник люди веселятся, так как существует поверье: если Новый год встретить не веселясь, то весь год будет плохой. Главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в кругу семьи (слайд6)
Давайте послушаем, что же происходит там…
Сюрпризный момент: (Звучит татарская музыка и Лера показывает элемент татарского танца, дети повторяют)
Воспитатель : Спасибо большое за прекрасный танец. Ребята, вам понравилось? Чтобы запомнить татарский народный танец. Оставим фото на нашем альбоме (дети прикрепляют)
Воспитатель : Ребята, обратите внимание на то, как необычно одета Лера? Какое у нее красивое платье. Посмотрите на Злату и на Леру, одинаковые у них костюмы?
Дети: Нет.
Воспитатель :Давайте подробнее остановимся на татарских костюмах. (слайд 7)
Воспитатель :Женским национальным костюмом было платье КЮЛЬМЕК, по низу шла оборка и вышивка. На грудь вешалось украшение расшитое вышивкой или бисером - КУКРЕК. В основном в вышивке использовался растительный орнамент. Так как по вере татарского народа нельзя было использовать рисунки животных. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется Камзол (закрепляю на магнитной доске). Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. На голове молодые девушки носили КАЛФАК. Татарские девушки и женщины заплетали две косы и украшали их НАКОСНИКОМ. В семье, где рождалась девочка, ей дарили украшение с камнем сердолик - символом красоты. (слайд 8) Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (закрепляю на магнитной доске, которая тоже украшалась вышивкой.
3. Творчество детей. Аппликация. Дети украшают пайетками женский камзол и мальчики тюбитейку.
Дети прикрепляют картинку на альбом.
Воспитатель :Ой, ребята, чувствуете чем-то вкусным пахнет?
Главное блюдо татарского народа – это БИШБАРМАК. Кто знает, что это означает?Это означает пять пальцев, поэтому и ели его пятью пальцами – руками.
А еще для детей готовили чак-чак. Вы, знаете, что это такое?
(слайд 9) Дети прикрепляют картинку в альбом.
В заверении нашего путешествия поиграем в татарскую игру «Тюбитейка» (под национальную музыку передают тюбитейку, на ком остановится, тот выполняет задание. Проигрывается 3раза)
Задания:
1. Загадка народов Севера : Вниз ляжет-калач, встанет-скамейка (собака)
2. Назвать головной убор русской девушки (кокошник)
3. Назвать жилище татар (юрта)
На этом наше путешествие закончилось, пора возвращаться обратно в Советский. (слайд 10 вокзала города Казань) гудок и (слайд детского сада)
4. Итог.
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам вспомнить с помощью нашего альбома какие места мы посещали. (дети рассказывают)
Что вам больше всего понравилось? Куда бы вы хотели съездить в путешествие в следующий раз?
А после занятия мы оформим наш альбом на память.
5. Рефлексия.
Теперь давайте дружно сделаем теплое солнышко из наших рук и произнесем:
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!
- Я желаю вам, быть дружными, ведь наша родина Россия, а она многонациональная.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малышок» г. Советский»
КОНСПЕКТ
по непосредственно образовательной деятельности
по гражданско-патриотическому воспитанию
с интеграцией образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»
для старшей группы «Солнышко» (5-6 лет)
на тему «Культура и быт татарского народа»
Выполнила: воспитатель
старшей группы «Солнышко»
Куликова Н. О.
г. Советский 2022 г.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»
Образовательная область Виды детской деятельности
«Социально-коммуникативное развитие» Игровая
Коммуникативная
«Познавательное развитие» (мир человека, мир природы) Познавательно - исследовательская
Игровая
Формы работы с детьми:
Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Познавательно – исследовательская
Игровая Игровые упражнения;
Рассматривание иллюстраций;
Дидактические игры;
Отгадывание загадок
Чтение стихотворений
Коммуникативная
Игровая Игровая ситуация;
Беседа;
Игровые упражнения;
Физ. минутка (танец)
Цель: Познакомить детей с культурой татарского народа.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с культурой татарского народа : традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан : герб, флаг;
Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине;
Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь.
Развивающие:
Развивать умение свободно общаться с детьми и взрослыми; умение поддерживать беседу;
Формировать умение отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями;
Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя татарскую народную музыку, танцы.
Воспитательные :
Обогащать речь детей словами по теме образовательной деятельности;
Воспитывать в детях уважение к национальностям, населяющим Россию и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре. Прививать любовь к Родине.
Словарная работа:
республика Татарстан, россияне, калфак, камзол, тюбетейка, юрта, чак-чак,бишбармак, бешбармак.
Материал: Демонстрационный:
детский фотоаппарат, интерактивная доска; презентация «Казань – столица Татарстана» вокзал города Советский, вокзал города Казань, герба и флага Татарстана, площадь. национальных костюмов, видов Казани; глобус, указка, картинки с видами по теме национальные блюда: чак-чак, бешбармак; магнитофон, фланели граф, диск
с татарской национальной музыкой, гудок паровоза, татарские национальные женские костюмы, русский костюм.
Раздаточный: пайетки, картинки: камзол, тюбитейка, клей, салфетки.
Методы и приё мы:
игровые: игровая ситуация, дети в национальных костюмах, путешествие;
словесные: художественная литература: стихи, рассказ, беседа, объяснения;
наглядные: иллюстрации с изображениями по теме, на интерактивной доске изображения по теме.
Предварительная работа:
знакомство детей с народными традициями и обычаями. Расширение представления об искусстве, традициях и обычаях. Знакомили детей с народными песнями и плясками.
Место проведения: группа.
Количество: 14 детей.
Ход занятия : (Дети стоят в кругу).
Организационный момент
Все вместе в кругу:
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, я!
Дети присаживаются на стульчики.
(девочка в русском костюме читает стихотворение)
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
Воспитатель : Ребята, в какой стране мы живём?
Дети: Россия
Воспитатель : Покажите Россию на глобусе.
- Как можно назвать жителей России?
Дети: россияне
Воспитатель : Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: О людях, которые живут в нашей стране.
Воспитатель : Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. Люди, каких национальностей живут в нашей стране?
Дети: Русские, татары, таджики, калмыки, ханты….
Воспитатель : Значит эти народы, мы можем назвать россиянами? А почему их так можно назвать?
Дети: Потому что все живут в России.
2. Работа по теме:
Воспитатель : Мы уже знаем традиции и обычаи некоторых народов. А хотите, сегодня мы с вами узнаем побольше об одном из народов– о татарах?
Дети: Да
Воспитатель : У татар, как и многих других народов, есть свои традиции, свои обычаи, праздники, быт, даже вера своя. Но чтобы лучше об этом узнать, нам необходимо куда-то отправиться. Посмотрите на эти предметы и скажите, кому они могут принадлежать?
( показываю предметы: компас, карта, рюкзак)
Дети: Путешественникам, туристам.
Воспитатель : Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде с нашего железнодорожного вокзала.
(Звучит гудок поезда) (слайд 1 вокзала города Советский)
Вот мы и приехали в столицу Татарстана. Может быть кто-нибудь знает, как она называется?
Дети: город Казань (слайд 2 вокзал города).
Воспитатель : Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал. Отсюда мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю (слайд 3). Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки.
Давайте сфотографируем на память (даю картинку и дети прикрепляют на фланелеграф)
Отправляемся дальше по городу Казань. У каждого города есть свой флаг и герб
(слайд 4).
Воспитатель : Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный) Как вы, думаете, что они обозначают?
Дети: Зелёный цвет означает цвет весны,
Белый – цвет чистоты;
Красный – это жизнь, сила.
На гербе изображен крылатый барс на фоне красного солнца. Барс считаетсяпокровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие. Чтобы нам это запомнить, давайте запечатлим на нашем памятном альбоме (прикрепляют герб и флаг)
Путешествуем дальше. Вот мы на площади города. (слайд 5)
Ребята, вы слышите, какая-то музыка раздается с площади Казани. У татарского народа весной есть праздник, что означает восточный новый год. Навруз Байрам – древнейший земледельческий праздник, праздник весеннего равноденствия. В Татарстане Навруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами. В этот праздник люди веселятся, так как существует поверье: если Новый год встретить не веселясь, то весь год будет плохой. Главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в кругу семьи (слайд6)
Давайте послушаем, что же происходит там…
Сюрпризный момент: (Звучит татарская музыка и Лера показывает элемент татарского танца, дети повторяют)
Воспитатель : Спасибо большое за прекрасный танец. Ребята, вам понравилось? Чтобы запомнить татарский народный танец. Оставим фото на нашем альбоме (дети прикрепляют)
Воспитатель : Ребята, обратите внимание на то, как необычно одета Лера? Какое у нее красивое платье. Посмотрите на Злату и на Леру, одинаковые у них костюмы?
Дети: Нет.
Воспитатель :Давайте подробнее остановимся на татарских костюмах. (слайд 7)
Воспитатель :Женским национальным костюмом было платье КЮЛЬМЕК, по низу шла оборка и вышивка. На грудь вешалось украшение расшитое вышивкой или бисером - КУКРЕК. В основном в вышивке использовался растительный орнамент. Так как по вере татарского народа нельзя было использовать рисунки животных. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется Камзол (закрепляю на магнитной доске). Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. На голове молодые девушки носили КАЛФАК. Татарские девушки и женщины заплетали две косы и украшали их НАКОСНИКОМ. В семье, где рождалась девочка, ей дарили украшение с камнем сердолик - символом красоты. (слайд 8) Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (закрепляю на магнитной доске, которая тоже украшалась вышивкой.
3. Творчество детей. Аппликация. Дети украшают пайетками женский камзол и мальчики тюбитейку.
Дети прикрепляют картинку на альбом.
Воспитатель :Ой, ребята, чувствуете чем-то вкусным пахнет?
Главное блюдо татарского народа – это БИШБАРМАК. Кто знает, что это означает?Это означает пять пальцев, поэтому и ели его пятью пальцами – руками.
А еще для детей готовили чак-чак. Вы, знаете, что это такое?
(слайд 9) Дети прикрепляют картинку в альбом.
В заверении нашего путешествия поиграем в татарскую игру «Тюбитейка» (под национальную музыку передают тюбитейку, на ком остановится, тот выполняет задание. Проигрывается 3раза)
Задания:
1. Загадка народов Севера : Вниз ляжет-калач, встанет-скамейка (собака)
2. Назвать головной убор русской девушки (кокошник)
3. Назвать жилище татар (юрта)
На этом наше путешествие закончилось, пора возвращаться обратно в Советский. (слайд 10 вокзала города Казань) гудок и (слайд детского сада)
4. Итог.
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам вспомнить с помощью нашего альбома какие места мы посещали. (дети рассказывают)
Что вам больше всего понравилось? Куда бы вы хотели съездить в путешествие в следующий раз?
А после занятия мы оформим наш альбом на память.
5. Рефлексия.
Теперь давайте дружно сделаем теплое солнышко из наших рук и произнесем:
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!
- Я желаю вам, быть дружными, ведь наша родина Россия, а она многонациональная.