наташа чайковская
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Научить Незнайку изображать симметричные предметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: воспитатель МБДОУ №98
Чайковская Н. М.
Научный руководитель : к. п. н. Рочева. О. И.
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе.
Тема: Научить Незнайку изображать симметричные предметы.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Научить Незнайку изображать симметричные предметы“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
1. Познакомить детей с понятиями: «симметрия», «ось симметрии», «вертикальная ось симметрии», «горизонтальная ось симметрии».
2. Учить детей определять симметричные и несимметричные буквы.
3. Учить детей определять буквы, через которые можно провести вертикальную ось симметрии, и буквы, через которые можно провести горизонтальную ось симметрии.
4. Учить детей определять симметрию несколькими способами: сгибанием изображенного предмета пополам; с помощью линейки, поставленного в центр изображенного предмета; с помощью зеркала.
5. Развивать внимание, координацию движений.
6. Развивать мыслительные процессы: анализ, синтез; психические процессы: память, внимание.
7. Воспитывать умение дослушивать педагога и отвечающих детей до конца, не перебивать. При ответе поднимать руку, а не выкрикивать.
Словарная работа: «Симметрия», «Симметрия - наличие одинаковых частей», «Ось симметрии», «Вертикальная ось симметрии», «Горизонтальная ось симметрии».
Материал:
Д. Елочка - 25 см; буквы: А, Д, Ы, Е, Ж - 15 см; зеркало; линейка; письмо от Незнайки.
Р. Краски, кисточка, белая бумажная бабочка (на каждого ребенка, стакан с водой (на каждого ребенка).
Ход занятия.
Начинается занятие по рисованию, все принадлежности лежат на столе. Неожиданно звенит звонок в дверь. Я открываю и заношу в группу конверт.
- Ребята, приходил почтальон и принес для нас конверт, интересно от кого же он? Влад, прочти ребятам, что написано на конверте.
- Кому: Ребятам из 9-ой группы 13-го детского сада. От Незнайки.
- Спасибо, Владик, садись на свое место. Итак, письмо нам прислал Незнайка. Давайте откроем его и посмотрим, что он нам написал (читаю). «Здравствуйте, ребята! Помогите мне, пожалуйста. Тюбик попросил меня нарисовать симметричных бабочек, но как их нарисовать, не объяснил, а сам я не знаю. Я даже не знаю, что такое симметрия. Ребята, научите меня. Незнайка».
- Бедный Незнайка, он так хочет выполнить просьбу Тюбика, но не знает, как. Может, мы поможем ему? Вы хотите помочь Незнайке?
-Да.
- И я очень хочу. Давайте для начала выясним, что же такое симметрия. Посмотрите все на меня. Вот это изображение елочки я аккуратно сгибаю так, чтобы левая сторона совпадала с правой. Затем разгибаю. И посмотрите, что у меня получилось. У меня получилась линия сгиба (провожу по ней рукой, она называется «ось симметрии». Давайте все вместе повторим.
- Ось симметрии.
- Хорошо. И чтобы вам хорошо было ее видно, я проведу по ней четкую линию. Вот. Ксюша, скажи, как называется эта линия сгиба (провожу по ней указкой).
- Ось симметрии.
- Умница. Даня, скажи, как называется линия сгиба, которая делит елочку на правую и левую стороны?
- Ось симметрии.
- Молодец, правильно. Ребята, теперь посмотрите внимательно на эти две половинки елочки и скажите мне, какие они?
- Одинаковые, равные.
- Да, правильно, они равные, одинаковые. А раз они одинаковые, значит, они симметричны. Симметрия - наличие одинаковых частей. Давайте все вместе повторим слово «Симметрия».
- Симметрия.
- Еще раз все скажем.
- Симметрия.
- Хорошо. Надя, скажи мне, что такое симметрия, полным ответом.
- Симметрия - наличие одинаковых частей.
- Правильно, садись. Яна, скажи, что называют наличием одинаковых частей.
- Наличие одинаковых частей - симметрия.
- Правильно. Ребята, посмотрите внимательно, наша ось симметрии проходит сверху вниз - такую ось симметрии называют «вертикальная ось симметрии». Покажите пальчиком в воздухе, сверху вниз (показывают). Давайте все вместе повторим, как называется эта ось симметрии.
- Вертикальная ось симметрии.
- Артур, скажи и покажи, как проходит эта ось.
- Сверху вниз (показывает).
- Да правильно. А теперь покажи и назови ее ребятам.
- Вертикальная ось симметрии (показывает).
- Молодец. Ребята, посмотрите все на эти буквы и скажите, какие из них можно поделить вертикальной осью симметрии? Только не выкрикивайте, а подымите руку.
- Букву А.
- Вася, почему ты решил, что через букву А можно провести вертикальную ось симметрии?
- Т. к. левая сторона равна правой.
- А давайте проверим. Выйди ко мне и попробуй согнуть букву А пополам, посмотрим, совпадают ли ее стороны.
- Да, совпадают.
- А раз совпадают, значит буква А симметрична, и через нее можно провести вертикальную ось симметрии. Ребята, а какие еще из этих букв симметричны?
- Буква Д.
- А какую ось симметрии можно через нее провести, чтоб поделить букву Д на равные части?
- Вертикальную ось симметрии.
- Хорошо. Вадим, выходи сюда, и мы вместе проверим. Ребята, букву А мы проверяли сгибая ее пополам. А симметричность буквы Д мы проверим с помощью линейки. Вадим, возьми линейку и поставь ее ровно на середину буквы. Посмотри, получились ли одинаковые стороны?
-Да.
- Покажи ребятам. Ребята, посмотрите, одинаковы ли стороны буквы Д?
- Да, одинаковы.
- А раз они одинаковы, значит, Вадим был прав: буква Д симметрична. Садись, Вадим, молодец. Ребята, посмотрите, у нас осталось еще 3 буквы, есть ли среди них симметричные?
- Да, буква Е.
- Правильно, буква Е, действительно, симметрична. Яна, выходи ко мне, и мы вместе посмотрим можно ли провести через нее вертикальную ось симметрии. Каким способом хочешь определить симметричность. С помощью линейки или сгибая букву?
- Сгибая букву.
- Хорошо, давай проверим так (Яна сгибает). Ну что получилось? Одинаковы ли стороны?
- Нет, не одинаковы.
- И, правда, нет. Ребята, посмотрите, стороны буквы Е не одинаковы, но это не значит, что она не симметрична, просто через нее нельзя провести вертикальную ось симметрии. У нас есть еще и горизонтальная ось симметрии. Она проводится слева направо. Давайте все покажем пальчиком слева направо (показывают) Это горизонтальная ось симметрии. Повторим все вместе, показывая.
- (Показывают) Горизонтальная ось симметрии.
- Молодцы. Арина, как проводится горизонтальная ось симметрии? Скажи и покажи ребятам.
- Слева неправо (показывает).
- Да, правильно. А теперь выходи ко мне и проверь, можно ли через букву Е провести горизонтальную ось симметрии. Каким способом ты хочешь проверить?
- С помощью линейки (проверяет). Они одинаковы.
- Точно, стороны буквы Е одинаковы, значит, через нее можно провести горизонтальную ось симметрии. Ребята, посмотрите все на буквы, остались ли среди них симметричные?
-Да.
- Какая из этих букв?
– Буква Ж.
- Давайте мы сейчас это проверим. Егор, выходи ко мне. Мы знаем уже 2 способа проверки симметрии, скажи, какие?
- С помощью линейки и сгибая букву пополам.
- Правильно, молодец. Есть еще и третий способ, с помощью зеркала. Возьми зеркало и поставь его ровно посередине буквы. Одинаково ли изображение с зеркала и та половинка буквы, которую ты видишь на бумаге?
- Да, одинаковы.
- Егор, какую ось симметрии можно провести через букву Ж?
- Горизонтальную ось симметрии.
- Да, правильно, а вертикальную ось симметрии можно ли провести?
- Нет.
- А давай проверим.
- (Проверяет) Можно.
- Действительно. А это значит, что через букву Ж можно провести и горизонтальную ось симметрии, и вертикальную. Молодец, садись. Итак, у нас осталась последняя буква Ы. Симметрична ли она?
-Нет.
- Нет! Давайте проверим. Полина, выходи и проверь.
- Нет, не симметрична.
- Да, ребята, буква Ы, действительно, не симметрична и, через нее нельзя провести ни горизонтальную, ни вертикальную ось симметрии.
- А теперь, ребята, все встанем и поиграем в игру «Зеркало». Отражает ли зеркало то, что в него смотрит?
-Да.
- Правильно. Итак, вы будете зеркалом, а я буду в вас смотреть. И чтоб мы были симметричны, вам нужно повторять все движения, которые я буду показывать (проводится игра).
- Молодцы, все успевали за мной повторять, садитесь на свои места.
- Итак, мы выяснили, что такое симметрия, и какие бывают оси симметрии. Теперь нам нужно научить Незнайку рисовать симметричных бабочек. Кто знает, как это можно сделать? Никто? Но ничего, я вас сейчас научу. Возьмите все своих бабочек и на одной половинке нарисуйте узор. Будьте внимательны, рисуйте только на одной стороне. Краску берите больше, чтоб она не успела высохнуть (дети рисуют). Все закончили? Хорошо, а теперь согните свою бабочку по линии сгиба, так, чтоб одна сторона соприкасалась с другой, и намного прижмите. Молодцы, теперь раскройте своих бабочек и посмотрите, симметричны ли они?
- Да симметричны.
- Вот мы и научились рисовать симметричные предметы. А теперь давайте напишем Незнайке письмо и научим его рисовать симметричные предметы. Значит, я пишу: Незнайка, симметрия - это.
- Наличие одинаковых частей.
- Хорошо, так и пишу. Дальше: Горизонтальная ось симметрии проводится.
- Слева направо.
- Отлично. Дальше: Сверху вниз проводится.
- Вертикальная ось симметрии.
- Так, хорошо, я написала. Сейчас давайте напишем Незнайке, как рисовать симметричных бабочек : для этого нужно.
- Нарисовать узор на одной стороне бабочки, краски брать много. Затем согнуть так, чтоб одна сторона соприкасалась с другой, и расправить. Получится симметричная бабочка.
- Вот и все, думаю. Теперь у Незнайки все получится. А теперь, ребята, подпишите свои бабочки и убирайте свое место.
(На следующий день приходит письмо от Незнайки с благодарностью детям: «Ребята, большое спасибо, что научили меня рисовать симметричные предметы и определять симметрию. У меня все получилось, и Тюбик был доволен моими рисунками. Незнайка».