АНАСТАСИЯ ПУШКАР
Конспект занятия по ФЭМП «Поможем Фиксику»
Цель: закрепить умения составлять и решать арифметические задачи на сложение.
Задачи:
1. Образовательные:
• закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
• учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число;
• упражнять в составлении и решении арифметических задач на сложение;
• учить давать развернутый ответ на вопрос задачи;
• учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам.
2. Развивающие:
• развивать связную речь, мелкую моторику, графические навыки;
• развивать внимание, память, инициативность, логическое мышление.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Поможем Фиксику“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
3. Воспитательные
• воспитывать интерес к математике;
• создавать у детей радостное настроение;
• формировать умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы;
• вызывать эмоциональный отклик от участия в разных видах деятельности.
Возрастная группа: старше – подготовительная группа, дети 5-7 лет.
Предмет: Формирование элементарных математических представлений.
Форма проведения: НОД
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Интеграция образовательных областей:
• художественно – эстетическое (Развивать эстетическое восприятие; графические навыки; развитие мелкой моторики рук);
• речевое развитие (продолжать развивать и активизировать словарный запас детей; вовлекать детей в разговор во время составления и решения задач, обучать умению вести диалог с педагогом);
• физическое развитие (способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами игры).
• социально-коммуникативное (формировать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим, оказывать взаимопомощь).
Виды детской деятельности:
• игровая;
• речевая;
• двигательная;
• познавательная;
• коммуникативная;
• продуктивная.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия, просмотр мультфильма Фиксики, дидактическая игра «Винтики».
Используемый материал: презентация к занятию, конверты с заданиями, листы бумаги с изображением домика и дорожки разного цвета и длины полоски бумаги в клетку, геометрический материал.
Планируемый результат:
В ходе реализации образовательной деятельности у детей возникает интерес к решению проблемной ситуации, и поискам выхода из нее. Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Создать условие на формирование умения составлять и решать арифметические задачи на сложение
№ Этапы занятия Задачи этапа Деятельность педагога Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно – мотивационный этап Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день – посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!
Ребята, сегодня, когда я пришла в группу, то увидела конверт. Заглянула в него и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом… (Фиксики)
Выполняют приветствие
Дети отвечают: Фиксики Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы Ввести детей в проблемную ситуацию.
Вызвать желание помочь персонажам и выполнить задания по математике Воспитатель: Правильно, Фиксики. Давайте, прочитаем письмо:
«Дорогие ребята, мы знаем, что вы любите смотреть мультфильмы о нас, поэтому надеемся на вашу помощь. Нолик растерял все винтики, которые нужны для ремонта телевизора, а помогатор сломался. Помогите Нолику отыскать винтики»
Воспитатель: Поможем Нолику найти все винтики?
Дети: Да.
Воспитатель: Но, чтобы их найти, нам необходимо справиться с испытаниями. Вы готовы? Тогда приступим.
Дети утвердительно отвечают.
У детей появляется желание помочь, а для этого они готовы участвовать в разных видах деятельности Дети введены в проблемную ситуацию.
Созданы условия для помощи любимым персонажам. Вызван интерес и желание помочь с помощью выполнения заданий по математике.
2.2. Этап практического решения проблемы Учить называть числа в прямом и обратном порядке. Закрепить понятие последующее и предыдущее число
Формировать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Развивать сообразительность, инициативность.
Развивать графические навыки.
Учить измерять длину отрезков с помощью условной мерки по клеточкам на листе бумаги.
Развивать связную речь, умение отвечать полным ответом. Учить умению вести диалог с педагогом.
Активизировать словарный запас детей.
Упражнять в составлении и решении арифметических задач на сложение.
Развивать память, мышление, умение составлять условие задачи, объяснять решение и находить ответ
Воспитывать интерес к математике, желание научиться составлять и решать арифметические задачи.
Развивать мелкую моторику
Развивать восприятие, умение слушать педагога, не отвлекаясь.
Развивать речь, активный словарь, умение отвечать на вопросы полным ответом
Развивать двигательную динамику, отдохнуть психологически.
Развивать внимание, мышление, память, количественные представления
Задание № 1. «Быстрый вопрос – быстрый ответ»
Вопросы:
-Посчитайте от 1 до 10 и обратно (по цепочке)
– Вставьте пропущенные цифры.
-Я задумала число, оно меньше 3 на одну единицу. Какое это число?
-Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?
– Назови дни недели.
– Назовите части суток?
– Сколько пальцев на одной руке?
– Сколько пальцев на правой руке, а на правой ноге? (5)
Воспитатель: Молодцы, мы справились с первым заданием, мы нашли первый винтик.
Задание № 2 Игровое упражнение «Измеряем дорожки к домику».
У детей на листах бумаги изображение домика. К домику ведут дорожки разной длины и разного цвета.
Воспитатель предлагает детям измерить длину дорожек с помощью полоски бумаги в клетку и узнать, какая дорожка короче (длиннее). Предварительно объясняет, что полоску надо приложить к началу дорожки, отметить карандашом конец дорожки на полоске, посчитать, сколько клеток уложилось в длине полоски, и обозначить результат измерения карточкой с цифрой.
Воспитатель уточняет:
– Скольким клеткам равна длина красной дорожки?
– Какой длины красная дорожка?
-Скольким клеткам равна длина зеленой дорожки?
-Какой длины зеленая дорожка?
– Какая дорожка короче: красная или зеленая?
-На сколько клеток красная дорожка короче зеленой?
-Что можно сказать о длине зеленой дорожки по сравнению с красной?
-На сколько клеточек зеленая дорожка длиннее красной?
– Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Нолик благодарит Вас.
Задание №3 «Решение и составление задач».
Воспитатель: Для того, чтобы выполнить следующее задание вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачу по картинкам.
– Давайте вспомним, из скольких частей состоит задача.
Воспитатель: как называется каждая из частей?
Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то с помощью какого арифметического действия мы будем решать задачу?
Воспитатель: Сейчас мы вместе составим задачу, а потом ответим на вопросы.
На листке сидели 5 божьих коровок. К ним прилетели ещё 3 божьи коровки. Сколько стало божьих коровок на листке?
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, условие задачи.
Воспитатель: Назовите вопрос.
Решение задачи. дети решают задачу с помощью геометрических фигур (рисуют круги на листах бумаги)
Воспитатель: Молодцы, с этим испытанием вы справились. И мы нашли третий винтик.
Воспитатель: – А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).
Физ. Минутка
Задание №4. Игровое упражнение «Найди общее название».
На доске три ряда картинок:
1-й ряд- животные;
2-й ряд- посуда;
3-й ряд- одежда;
Воспитатель: Ребята, рассмотрите картинки, найдите общее название для предметов каждого ряда, и определите их количество.
Воспитатель: Молодцы, справившись с заданием, мы помогли Нолику найти ещё один винтик. А какой он по счёту?
Вставляют цифры
Измеряют дорожки
Составляют задачу
Считают по цепочке (один начинает, по сигналу воспитателя «хлопок», продолжает следующий)
Ответы детей:
- меньше трех, число два, а больше семи, число 8
- части суток –это утро, день, вечер, ночь
- понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
- на одной руке пять пальцев
-на правой руке пять пальцев и на правой ноге тоже пять
Дети с помощью условной мерки (полоски бумаги) проводят измерительные действия
Дети измеряют дорожки, отвечают на вопросы воспитателя
Примерные ответы детей:
- моя дорожка равна 4 клеткам
- красная дорожка короче, чем зеленая
-зеленая дорожка длиннее, чем красная
- моя дорожка длиннее красной на 1 клеточку
Ребенок. Задача состоит из четырех частей.
Ребенок. Задача состоит из условия и вопроса, решения и ответа.
Ребенок. Если есть слово «стало» значит будет больше.
Будет арифметическое действие сложение.
Ребенок. На листе сидело 5 божьих коровой, прилетело еще 3 – это условие задачи
Ребенок. Вопрос в задаче сколько стало божьих коровок?
Дети внимательно слушают, настроены на восприятие условий задач.
Рассматривают картинки к задачам и отвечают на вопросы.
Дети составляют задачи, отвечают несколько детей
Дети рисуют круги на листе бумаги
Дети под музыку из мультфильма про Фиксиков выполняют движения по показу воспитателя.
Дети рассматривают картинки, определяют количество
Дети. Четвёртый Совершенствуют счет в пределах 10
Закрепление навыков называть числа в прямом и обратом порядке.
Дети запоминают названий дней недели, частей суток.
Развивается внимание, мышление, быстрота реакции, сообразительности, инициативности.
Научились измерять длину линий с помощью условной мерки по клеточкам.
Развиваются графические навыки.
Развивается связная речь, при ответе на вопросы воспитателя, умения отвечать полным ответом.
Дети учатся вести диалог с воспитателем, при этом активизируется словарный запас ребенка
Формируется умения терпеливо слушать ответы товарища, не перебивая друг друга.
Также формируется терпение и умение дослушать вопрос воспитателя.
Развивается внимание.
Дети учатся составлять и решать арифметические задачи на сложение
Развивается память, мышление, умение находить части задачи и объяснять свое решение.
Формируется положительный настрой, интерес и желание научиться составлять и решать арифметические задачи
Развивается мелкая моторика
Развивается восприятие, умение слушать воспитателя, не отвлекаясь.
Развивается речь, умение отвечать на вопросы полным ответом
Дети сменили вид деятельности, отдохнули.
Закрепляют умения соотносить наличие картинок с количеством изображенных на них предметов.
3. Заключительный этап Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль. Воспитатель: А, что нам делать? Как нам узнать у Фиксиков, помогли мы им или нет?
Давайте отправим СМС?
Рефлексия: Скажите, кому вы сегодня помогали? Что было самым интересным для вас, какое задание?
Что вы расскажете родителям о нашем путешествии?
Приходит ответ: СМС «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы помогли отыскать винтики. Теперь мы сможем починить телевизор. Большое вам спасибо! Дети отвечают на вопросы.
Примерные ответы детей: почтой в конверте, телефон, бандероль, смс, через Интернет, эл. почта.
У них возникает интерес к решению проблемной ситуации, и поискам выхода из нее. Высказывают свои мысли, слушают не перебивают друг друга.
Вызван интерес к математике и понимание того, что с помощью знаний можно помочь в беде.
Используемая литература.
1. Метлина Л. С. Математика в детском саду. М. : Просвещение, 1984. 156 с.
2. Колесникова Е. В. Математика вокруг нас. 120 игровых заданий/ Е. В. Колесникова. -Москва. : ТЦ Сфера, 2015
3. Корепанова М. В. Моя математика. Познавательное развитие / М. В. Корепанова, С. А. Козлова, О. В. Пронина. -Москва. : Баласс, 2015.-80 с.