Марина Рылина
Конспект занятия по ФЭМП «Космическое путешествие» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
Развивать познавательную активность детей, любознательность, внимание, воображение, память, логическое мышление.
Задачи по образовательным областям.
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Закрепить умение составлять и решать простые арифметические примеры и задачи на сложение и вычитание чисел.
• Совершенствовать навыки количественного счёта в прямом и обратном порядке в пределах 10 (20).
• Формировать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
• Закрепить представление о составе чисел.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
• Продолжать формировать временные представления (времена года, дни недели, части суток).
Образовательная область «Речевое развитие»
• Развивать диалогическую форму речи: участвовать в беседе, уметь аргументировать свои высказывания.
• Побуждать детей давать ответы полными распространёнными предложениями.
• Продолжать упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Образовательная область «Физическое развитие»
• Продолжать формировать правильную осанку, координацию движений, умение осознанно выполнять движения.
• Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
• Формировать умение работать в коллективе.
• Развивать интерес к математическим играм, способствовать формированию умения понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Развивать графические навыки.
Демонстрационный материал:
Карточки-символы, геометрические фигуры для постройки ракеты в конверте, картина «Звёздное небо», плакат «Планеты Солнечной системы», мяч, посылка из космоса с письмом для детей, игрушка Лунтик, карточки с цифрами, пуговицы – 9 штук, детали большого конструктора (куб, конус, цилиндр, шар, пирамида, параллелепипед).
Раздаточный материал:
Карточки-символы, карточки с примерами, рабочие тетради, простые и цветные карандаши, геометрические фигуры, раскраски на космическую тему.
Планируемые результаты развития интегративных качеств:
Дети проявляют интерес к участию в подвижно-дидактических, развивающих играх, самостоятельно решают интеллектуальную задачу во время игры, отвечают на вопросы педагога, проявляют эмоциональную отзывчивость.
Методические приё мы:
Игровые - (использование сюрпризных моментов, игра – путешествие, малоподвижные игры, проблемно-поисковые задания)
Наглядные - (использование иллюстраций, плакатов о космосе, слайдов)
Словесные - (напоминание, уточнение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, оценка детской деятельности, создание воображаемой ситуации, художественное слово, отгадывание загадок, поощрение)
Практические - (рисование плана полёта, конструирование ракеты из геометрических фигур, самостоятельная работа на карточках.
Предварительная работа: Составление и решение задач и примеров, отгадывание загадок, логические игры: «Найди закономерность», «Дорисуй узор», «Какой фигуры не хватает?», дидактические игры: «Назови соседей», «День и ночь», «Числовые домики».
Изготовление пособий, карточек, раздаточного материала. Подбор иллюстративного материала по теме «Космос». Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, глобуса. Чтение книг, разучивание стихотворений. Беседы о космосе, космонавтах, инопланетянах.
Ход занятия:
На мольберте - плакаты со звёздным небом и планетами Солнечной системы. Звучит тихая космическая музыка. Воспитатель вносит посылку.
-Ребята, к нам в группу из космоса пришла космическая посылка. Вы хотите узнать, что в ней? Давайте откроем её.
Из посылки появляется игрушка Лунтик с письмом.
Лунтик: Ой, где это я? Куда я попал?
Воспитатель: Здравствуй, Лунтик, ты попал в детский сад, в подготовительную группу. Мы с детьми занимаемся математикой.
Лунтик: А зачем вам математика? Дети отвечают. Тогда и мне надо заняться математикой, чтобы стать умнее.
Воспитатель приглашает Лунтика послушать, что знают и чему научились дети на занятиях, приглашает отправиться вместе с ребятами в космическое путешествие на ракете, уточняет, что необходимо выполнить 5 космических заданий, которые написаны в письме.
Ребята, вы хотите сегодня отправиться в космическое путешествие с Лунтиком?
А на чём мы полетим - отгадайте загадку.
Ни пера, ни крыла, а быстрее всех она.
Только выпустит хвост – понесётся до звёзд. (Ракета) Дети легко отгадывают эту загадку.
Молодцы, ребята, конечно, полетим мы с вами на ракете. Но в космос могут отправиться только самые смелые, самые дружные и сообразительные ребята. А по пути мы будем выполнять задания. Вы готовы к путешествию? Тогда ответьте мне на вопросы перед полётом.
- Кто летает на ракете? Космонавты.
- Какими должны быть космонавты? Космонавты – это мужественные, смелые, здоровые люди, умеющие работать в условиях невесомости. Ещё они должны быть умными, хорошо знать математику, уметь считать и точно выполнять все задания
-Как называют группу космонавтов, которые летят в одной ракете? Команда, экипаж.
И нам для совершения полёта нужно разделиться на 3 экипажа, а помогут нам в этом карточки-символы (книга – значит команда умных космонавтов, мячик – значит тренированные космонавты, солнце – значит здоровые космонавты).
1. Игра «Найди своё место»
Каждый из вас возьмёт любую карточку и найдёт своё место-кресло за столами. На команды вы разделились и теперь нужно выбрать командиров. Посовещавшись, дети выбирают командиров.
Сейчас проверим, готовы ли вы стать настоящими космонавтами : умеете ли правильно выполнять задания и работать в команде?
2. Игра для капитанов «Построй ракету»
Для начала капитанам нужно построить ракету из геометрических фигур, которые лежат в конверте. Капитаны достают из конверта 7 геометрических фигур и строят ракету.
Посмотрите на свои ракеты и скажите, из каких геометрических фигур построена ракета? Дети отвечают на вопрос воспитателя.
Нельзя отправляться в путь на безымянной ракете. Как вы назовёте свою ракету? «Летящая к звёздам», «Космическая», «Стрела» – предлагают дети свои варианты.
А вот какой номер будет у вашей ракеты, решите всем экипажем задачу:
Мастерскую мы открыли и ракету смастерили.
Много в ней частей больших. Сосчитайте. Сколько их?
Три отсека, три крыла и, конечно, голова.
Итак, сколько всего геометрических фигур использовали капитаны-конструкторы? Посчитайте и напишите цифру на носу корабля. (7)
Пока ракеты готовят к полёту, мы с вами выполним задания из космического письма. А Лунтик будет слушать ваши ответы и учиться.
1 задание: Игровое упражнение с мячом «Умники и умницы»
Ребята встают в круг, а воспитатель, кидая мяч, задаё т вопросы:
• Посчитай до 10.
• Назови соседей числа 7, 5, 9.
• Разложи число 5,9,6. на 2 меньших числа.
• Назови число больше на 1.
• Назови число меньше на 1.
• Число …8. уменьши на 2, увеличь на 2.
• На сколько 6 больше 5?
• На сколько 8 меньше 9?
• Сколько ушей у двух мышей?
• Сколько лап у двух медвежат?
• Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
• Какая цифра спряталась в слове семья?
• Гусь весит 2кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
• На орбитальной станции «Байконур» было 8 ракет. 2 ракеты улетели в космос. Сколько ракет осталось на станции?
• В тёмном небе 10 звёзд ярко засияли, две из них сорвались вниз – мы желанья загадали. Теперь слушайте вопрос: сколько же осталось звёзд?
• Назови времена года.
• Сколько месяцев в году?
• Назови весенние месяцы.
• Сколько дней в неделе? Назови.
• Что такое сутки? Назови части суток.
Вот какие у нас ребята умные! Всё знают! Всё умеют!
А сейчас вам необходимо загрузить необходимые предметы в ракету.
2 задание: Игра с мячом: «Погрузка необходимых предметов в ракету».
Вы должны встать в колонну друг за другом и, передавая мяч над головой назад, называть числа от 1 до 20, а затем вы передаёте мяч между ногами вперёд, называя числа в обратном порядке.
Вы так хорошо загрузили груз в ракету, что нужно отдохнуть всем. Физкультминутка.
Солнце заглянуло в группу…Раз, два, три, четыре, пять (дети маршируют).
Все мы делаем зарядку - надо нам присесть и встать (приседают и встают).
Руки вытянуть по шире, раз, два, три, четыре, пять (руки расставить широко).
Наклониться – три, четыре, и на месте поскакать (наклониться и поскакать).
На носок, потом на пятку, все мы делаем зарядку (перекаты с носка на пятку).
Я хочу стать космонавтом, надеваю я скафандр (присесть, изображать одевание).
Полечу я на ракете и открою все планеты (обвести руками большой круг).
3 задание: Игровое упражнение «Путь на космодром».
Чтобы не сбиться с пути мы всегда должны брать с собой карту полёта, маршрутную карту. Ваша задача – проложить маршрут полёта.
Дети садятся за столы и выполняют задание в тетрадях.
4 задание: «Неизвестная планета».
Чтобы узнать, на какую планету полетят наши ракеты, надо вам всем вместе, командой, решить примеры, ответы соотнести с буквами и прочитать название планеты.
Командам раздаются примеры на карточках. Дети решают пример, соотносят цифру с буквой и записывают слово в клеточки.
Затем воспитатель спрашивает у капитанов, куда полетят их ракеты?
Оказывается, все ракеты полетят на Луну.
Итак, космонавты, встали! Слушаем мою команду! Надеть скафандры! Застегнуть шлемы! Сесть в космическое кресло! Пристегнуться! Теперь ракета может взлетать. Давайте начнём обратный счё т: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Дети считают все вместе. Поехали!
С такими умными ребятами никакой полёт не страшен. Звучит космическая музыка.
Наш полёт начался. Мы оторвались от Земли, летим в космосе!
А пока летим - быстро отвечаем на вопросы.
- Солнце – это звезда или планета? Звезда.
- Какая планета самая близкая к Солнцу? Меркурий.
- Самая дальняя планета? Плутон.
- У какой из двух планет есть кольца, у Сатурна или Венеры? У Сатурна.
- Что такое созвездие? Группа звёзд, образующих фигуры в небе.
- Что такое комета? Ледяная глыба.
- Назови все планеты Солнечной системы. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Внимание! Поступил сигнал тревоги! К нашему кораблю приближаются осколки метеорита. Их много. Мы спасёмся, если правильно назовём, на какую фигуру похож каждый осколок. Воспитатель изображает «полёт метеоритов», каждый раз меняя геометрическую фигуру (детали конструктора).
5 задание «Назови, на что похоже? Дети называют геометрические тела: конус, цилиндр, шар, куб, пирамида, параллелепипед.
Уф! Повезло! Молодцы космонавты! Нам удалось избежать столкновения с осколками метеорита. Ни один метеорит не попал в наши ракеты!
Кто из вас, ребята, успел посчитать, сколько всего пролетело осколков? (6)
Давайте разрядим обстановку и поиграем в такую игру. Пока мы летели, я насобирала 9 красивых «космических» камешков – пуговиц. Вы должны определить: в какой руке, правой или левой, сколько пуговиц?
5 задание «В какой руке сколько?
Воспитатель показывает детям 9 пуговиц – «космических камешков». Дети пересчитывают пуговицы. Затем воспитатель за спиной раскладывает пуговицы в две руки, например, в правую руку - 7, в левую - 2. Дети должны определить, в какой руке сколько пуговиц(1 и 8,2 и 7, 3 и 6, 4 и 5, 5 и 4, 6 и 3, 7 и 2, 8 и 1, 9 и 0).
Скажите, космонавты, вам нравится наше путешествие? И мне с Лунтиком тоже нравится.
Внимание, ребята! Мы с вами прилетели на Луну! А кто нас встретит на Луне, мы сейчас узнаем.
6 задание: Графический диктант «Инопланетянин».
Выполняем следующее задание в тетрадках.
1 клетка вправо; 1-вверх; 3 – вправо; 1 – вниз; 1 – вправо; 1 – вниз; 1 – влево; 1 – вниз;
1 – влево; 1 – вниз; 3 – вправо, 1 – вниз; 2 – влево; 2 – вниз; 1 – вправо; 2 – вниз;
1 – вправо; 1 – вниз; 3 – влево; 2 – вверх; 1 – влево; 2 – вниз; 3 – влево; 1 – вверх;
1 – вправо; 2 – вверх; 1 – вправо; 2 – вверх; 2 – влево; 1 – вверх; 3 – вправо; 1 – вверх;
1 – влево; 1 – вверх; 1 – влево; 1 – вверх.
Кто у вас получился, ребята? Правильно, инопланетянин. Это он прислал вам посылку с заданиями и хочет дружить с вами.
Ребята, вы справились со всеми заданиями, и мы можем отправляться обратно на Землю. Начинаем отсчёт времени. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Вы чувствуете, как мы мягко опускаемся на Землю? Звучит музыка. Стоп, ракета! Прилетели! С мягкой посадкой вас, с приземлением!
Итог занятия
Путешествие наше закончилось, ребята. Что вам больше всего понравилось? Что запомнилось? Чему вы научились в полёте?
А я хочу сказать, что все команды работали хорошо и слаженно.
И в память о нашем путешествии Лунтик подарит вам раскраски. Ему очень понравилось вместе с вами выполнять задания по математике. Он тоже стал умным. Вы научили его многому.