Елена Исайкина
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы «Путешествие по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Неделя Математики.
С 28 Ноября – по 2 Декабря 2016 года
Открытое занятие.
Инженерно – техническая школа ГБОУ Детский сад, Планетная, 43.
Дата проведения: 28 Ноября (понедельник)
Начало занятия : 10.00
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы «Путешествие по мотивам Сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»».
Задачи:
I. Образовательные.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы „Путешествие по мотивам сказки К, И, Чуковского „Муха-Цокотуха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
1. Закреплять представления детей о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки.
2. Совершенствовать у детей умение ориентироваться в окружающем пространстве:
• на плоскости листа (справа, слева, вверху, внизу, в середине, в углу);
• двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперёд, назад, налево, направо).
3. Сравнивать рядом стоящие множества на числах в пределах 7, получать равенства из неравенств на наглядных примерах.
II. Развивающие
Развивать слуховое внимание, восприятие, логическое мышление.
III. Воспитательные:
• Воспитывать интерес к сказкам, художественной литературе.
• Пробуждать в детях радостное отношение от встречи с сказочными героями.
• Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки.
• Побуждать «помогать» героям произведения.
• Учить детей быть вежливыми.
Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха».
Материалы:
• «Волшебный» сундучок.
• Портрет К. И. Чуковского.
• Картинка Муха – Цокотуха.
• Иллюстрации с изображением того, что делала муха в течении суток (утром, днём, вечером, ночью)
• Картина базарного прилавка с разными товарами.
• 2 указки.
• Ободки – маски для Тараканов, Букашек, Блошек, Пчелы.
• Самовар.
• 7 чашек.
• Картинка Паука.
• Паутина.
• Тревожная музыка на диске.
• Наклейки.
• Картинки для разукрашивания.
Провели воспитатели старшей группы :
Исайкина Е. А. ; Скрынник Е. О.
Ход занятия
(Стук в дверь. Входит сказочница, которая держит в руках «волшебный» сундучок. Встаёт рядом с уголком чтения. На полке стоит портрет К. И. Чуковского и книги с его произведениями).
СКАЗОЧНИЦА : - Здравствуйте, ребята! Слышала я, что любите вы слушать сказки. А чей портрет стоит на полке? (ответы детей)
- Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете? (ответы детей)
- Я сегодня принесла в своём волшебном сундучке одну из сказок К. Чуковского. Хотите узнать, какую сказку? Слушайте тогда загадку:
Загадка:
В этой сказке именины,
Много было там гостей,
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил,
Но коварному злодею
Кто – то голову срубил. (ответы детей)
- Правильно, это сказка К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха» (достать из сундучка Муху – Цокотуху)
- Приготовьте ушки, глазки,
Расскажу сейчас вам сказку.
Муха, Муха – Цокотуха, позолоченное брюхо!
Нынче Муха – Цокотуха именинница!
МУХА :
- Да, ребята, нынче я – именинница!
На сегодня у меня запланированы дела:
Утром на базар пойду,
К чаю что-нибудь куплю.
Днём успеть бы мне скорей
Пригласить к себе друзей.
Вечером гостей принять,
Чаем сладким угощать!
Ночью я хочу уснуть,
От веселья отдохнуть!
Как за сутки мне успеть
Всё это преодолеть?
Помогите мне, ребята,
Сутки провести со мной! (ответы детей)
СКАЗОЧНИЦА :
- На целые сутки запланировала дела муха.
- Скажите, ребята, что запланировала Муха на утро? (ответы детей)
- А когда Муха собралась звать к себе гостей? (ответы детей)
- Что будет делать Муха после того, как пригласит к себе гостей? (ответы детей) И когда это должно произойти? (ответы детей)
- А что запланировала Муха на последнюю часть суток? (ответы детей) Как называется эта часть суток? (ответы детей)
МУХА :
- Да, ребята, всё верно! Именно так я хочу провести эти сутки. Только, чтобы ничего не перепутать и всё успеть, поставьте части суток по - порядку. (4-м детям Сказочница раздаёт иллюстрации с действиями Мухи-Цокотухи, соответственно утру, вечеру, дню и ночи. Дети, держа в руках иллюстрации, должны встать в правильной последовательности. Остальные дети проверяют, так ли они встали. При необходимости исправляют ошибку).
СКАЗОЧНИЦА :
- Нам идти уже пора,
Светит солнце со двора.
Муха по полю пошла,
На базар она пришла…
(во время этих слов дети с Мухой передвигаются по группе к следующему заданию. Большой лист разбит на квадраты (9 квадратов. В них нарисованы (приклеены) товары: самовар, чашки, ложки, пирог, лимон, баранки, конфеты, сахар и печенье. У плаката лежат заранее приготовленные указки).
СКАЗОЧНИЦА :
- Вот пришли мы на базар, продаётся здесь товар.
Продаё тся он не просто:
Чтобы что-нибудь купить,
Слова нужно не забыть:
Справа, слева, вверху, внизу, в середине и в углу!
МУХА :
- Растерялась я, ребята, смысла слов я не пойму?
Как купить товар смогу?
(Дети предлагают свою помощь. Сказочница вызывает детей по два человека (3 - 6 пар –по времени) по очереди.
1-й вариант: Объясняет, что первый ребёнок про себя загадывает товар с базара. А другому объясняет, где расположен загаданный товар.
Например: (самовар) В середине или справа от сахара; (лимон) вверху слева и т. п. Второй ребёнок указкой показывает выбранный первым ребёнком товар. Остальные дети следят за ходом выполнения заданий, контролируют – принимают активное участие).
2-й вариант: Один ребёнок называет и показывает указкой понравившийся товар, а другой называет все возможные варианты его расположения – тоже указкой.
МУХА :
- Ох, как много угощенья
Предложу на День Рожденья!
День настал уже давно,
Стоит Солнце высоко.
Помогите, мне, ребята.
Позовите всех гостей:
Моих соседей и друзей!
Мне же нужно поспешить
И на стол скорей накрыть! (Муха – Цокотуха улетает)
СКАЗОЧНИЦА :
- Вечер близится.
Пора поспешить и нам, друзья!
ФИЗМИНУТКА:
К Тараканам можно смело
Повернуться всем налево,
Руки кверху потянуть,
В щёлку на полу взглянуть. (поднять руки вверх и нагнуться до пола)
Позовите Тараканов.
(Дети зовут Тараканов. Сказочница (или второй воспитатель) одевает на двух мальчиков ободки – маски тараканов)
А теперь пойдё м назад:
Под кустом там блошки спят.
Мы присядем, поглядим,
Блошек тихо пригласим:
«Блошки, Блошки, просыпайтесь
И за нами в путь пускайтесь!»
(Сказочница одевает на двух девочек ободки – маски блошек)
Развернёмся мы налево, (можно детей ввести в заблуждение: повернуться направо – на внимательность детей)
И пройдём вперёд немного.
Здесь Букашки на качелях
Веселятся день весь целый. (руки в стороны, качаем как маятник)
«Эй, Букашечки, скорей
К нам идите побыстрей!»
(Сказочница одевает на двух девочек ободки – маски букашек)
А теперь ещё вперёд,
Вправо будет разворот.
На лугу растёт цветок,
В нём пыльца и сладкий сок.
И Пчела здесь тут как тут.
(Сказочница одевает на одну девочку ободок – маску пчелы)
Слышите? Уже зовут!
(Сказочница и дети подходят к столу. На нём стоят самовар и 6 чашек).
МУХА :
- Вот и вечер,
И как раз,
гости подошли сейчас.
СКАЗОЧНИЦА :
- Тараканы прибегали,
И Букашки подбегали.
Приходили к Мухе Блошки,
И Бабушка Пчела,
Которая для Мухи мёду принесла…
(Во время произносимых строк стихотворения, гости – насекомые подходят к столу. На столе стоят самовар и 6 чашек. Остальные дети встают (или садятся на стулья) полукругом так, чтобы всем всё было видно)
СКАЗОЧНИЦА :
- Сколько к Мухе пришло гостей? (дети считают - 7)
- Семь кого? (7 гостей)
(Муха предлагает гостям чай. Дети должны заметить, что не хватает 1-ой чашки)
- Вспомните, сколько гостей? (7 гостей)
- А сколько чашек? (считают – 6 чашек)
- Чего же больше: гостей или чашек?
- Правильно, гостей больше, а чашек меньше.
- Сколько же гостей? (7 гостей)
- Семь гостей.
- А сколько чашек? (6 чашек)
- Чашек только 6.
- Что же больше: 7 гостей или 6 чашек?
- 7 гостей больше, а 6 чашек меньше.
- Правильно, число 7 больше, чем 6, а число 6 меньше, чем 7.
Какое же число больше: 6 или 7?
-А какое число меньше: 7 или 6?
- Как же сделать, чтобы чашек было столько же, сколько гостей?
- А сколько чашек у нас?
- Добавим одну чашку к шести. Сколько же чашек у нас теперь?
- Что же мы можем сказать о гостях и чашках?
- Гостей и чашек по семь, их поровну.
МУХА :
- Вот и ночь настала,
Как же я устала!
(Вдруг звучит тревожная музыка)
СКАЗОЧНИЦА :
- Вдруг какой-то старичок Паучок (Переходим к столам)
Нашу Муху в уголок поволок (поставить картинку Паука)
Хочет бедную убить, Цокотуху погубить.
- Ребята, надо спасать Муху-Цокотуху! (дети предлагают свои варианты спасения Мухи)
- Давайте скажем Пауку «волшебное» слово, чтобы он отпустил Муху!
-Слово это словно ключик.
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его «Пожалуйста».
Во дворе, в семье, в саду
Слово это трудится.
У того, кто с ним в ладу
Всё на свете сбудется!
(Дети с помощью «волшебного» слова просят Паука освободить Муху – Цокотуху. Паук соглашается, но ставит условие)
ПАУК:
- Освобожу Муху я тогда,
Когда вы, ребята,
Объясните, что всегда
«Сутки» означают?
(Дети должны объяснить, что утро, день, вечер и ночь вместе образуют сутки)
ПАУК:
- А ещё мне объясните,
Если в гости пригласите
Вы Меня, своих друзей,
Как расставите посуду,
Чтобы не обидеть нас?
(Ответы детей)
ПАУК:
Объяснили, так и быть,
Я ослаблю свою нить.
Цокотуху отпущу.
Всех пленённых распущу.
СКАЗОЧНИЦА :
- Мы сказку именинную
Прошли дорогой длинною,
Дорогой не простой.
Ребята, здесь конец пути,
И все вы были молодцы!
Кто учит математику,
Тот никогда, нигде
Как Муха, не окажется
В запутанной беде!
(Сюрприз для детей. Раздача детям после занятия наклеек насекомых и картинок для разукрашивания с героями из сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»).
Использованный материал:
1. Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Муха-Цокотуха»
Светлана Горькова
2. «Конспект проведения НОД по ФЭМП, в старшей группе «В гостях у Мухи-Цокотухи»
Ольга Заварова