Потепалова Наталия Константиновна
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы.
Цель: Формирование у детей умения сравнивать три предмета по ширине, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, упражнять в счете на ощупь в пределах 5 и закрепление представлений значимости слов вчера, сегодня, завтра.
Задачи:
1. Образовательные:
-Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывая по убывающий и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий. Умение считать на ощупь.
-Продолжить упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.
-Закрепить представления о значение слов вчера, сегодня, завтра
2. Развивающие задачи:
- Развивать навыки сравнения;
- Развивать у детей умение ориентироваться во времени;
- Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память, мелкую моторику рук.
3. Воспитывающие задачи:
- Воспитывать умение самостоятельной работы;
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, слушать воспитателя и умение отвечать на вопросы.
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Методы и приемы:
- наглядные (показ);
- словесные (указания, пояснения, вопросы);
- практические (физкультминутки).
Демонстрационный материал. Магнитная доска, 3 шарфа одного цвета, одинаковой длины и разной ширины, 3 прямоугольника одного цвета, одинаковой длины и разной ширины
Раздаточный материал. Карточки с пуговицами в мешочке (на карточках по 1—5 пуговиц, наборы карточек с кругами (на карточках по 1—5 кругов).
Литература: И. А. Помораева, В. А. Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Стр. 37.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель предлагает детям собраться в круг.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте ее.
На земле живут сестрички.
У сестричек – по косичке.
Четвертая косичка —
Белоснежная сестричка.
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет
И потом земле усталой
Колыбельную споет. (Зима)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно - это зима.
Воспитатель: А какая погода на улице у нас зимой: холодно или тепло?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно. Зимой на улице бывает очень-очень холодно и поэтому надо обязательно одевать: куртку, шапку, варежки, шарф и валенки.
Стук в дверь.
Воспитатель: А кто это к нам стучит? Пойдемте посмотрим.
Воспитатель вносит куклу
Кукла: Здравствуйте ребята. Меня зовут Катя. А можно я у вас погреюсь? Я очень замерзла.
Воспитатель: Здравствуй, кукла Катя, конечно проходи к нам. Ребятки, как вы считаете, почему кукла Катя замерзла?
Ответы детей: она раздета, а на улице зима.
Воспитатель:- Совершенно верно. Дети, одеваться надо по погоде и в соответствии со временем года, то есть летом надевать летнюю одежду, зимой – зимнюю и т. д.
Показ картинки. А сейчас мы расскажем кукле Кате, как нужно одеваться на прогулку в зимнее время года.
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, какого предмета нет (шапки и шарфика)
- Послушайте загадку и отгадайте, что это за предмет?
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода.
Ответы детей. Шарфик.
Воспитатель: Ребята, кукла Катя просит вас помочь ей выбрать шарфик.
Поможем ей?
(Ответы детей.)
2. Основная часть.
Воспитатель располагает на магнитной доске 3 шарфика одного цвета одинаковой длины и разной ширины и спрашивает:
- Ребята, эти шарфики похожи между собой? (ответы детей)
- Чем похожи эти шарфики? (ответы детей)
- Правильно, шарфики похожи цветом
- Ребята, давайте наложим шарфики друг на друга и сравним их по длине:
- Кто мне в этом поможет?
Вызывает одного ребенка к доске.
- Что можно сказать о длине шарфиков?
- Правильно, длина шарфиков одинаковая.
- Чем отличаются шарфики? (Шириной.)
- Кто найдет самый широкий шарфик 7
Находит путем сравнения его с другими шарфиками способами наложения или приложения.
Выбранный шарфик ребенок располагает на магнитной доске горизонтально.
Среди оставшихся шарфиков воспитатель вместе с ребенком опять находит самый широкий и помещает его рядом с первым. Ребенок заканчивает ряд самым узким шарфиком и рассказывает о ширине шарфиков, используя слова: широкий, уже, самый узкий.
- Молодцы, ребята все рассказали про шарфики. Катя решила выбрать себе самый узкий шарфик.
- А сейчас она попросила построить ей лесенку. Построим?
Игровая ситуация «Спускаемся (поднимаемся) по ступенькам».
Воспитатель показывает детям прямоугольники, выясняет, чем они похожи (цветом и длиной) и чем отличаются (шириной). Затем предлагает расположить их лесенкой: начиная с самого узкого и заканчивая самым широким (слева направо). Воспитатель уточняет ширину каждой ступеньки, прослеживая ее пальчиком снизу вверх и последовательно называя ступеньки: «Узкая, шире, самая широкая».
Кате очень понравилась ваша лесенка, и она сейчас предлагает вам немного отдохнуть. Попрыгать и поскакать.
Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Нашей гостье очень понравилось, как вы играете, прыгаете, отвечаете на вопросы, и она хочет подарить вам волшебный мешочек с сюрпризом.
Игровое упражнение «Покажи столько же».
Посмотрите у меня в руках мешочек.
- Как вы думаете, что в нем может быть? (Ответы детей)
У каждого ребенка набор карточек с разным количеством кругов. Воспитатель предлагает посчитать пуговицы на ощупь и показать карточку с таким же количеством кругов:
- Сколько кругов на карточке?
- Почему ты показал карточку с таким количеством кругов?»
Дети достают из мешочка карточки с пуговицами и проверяют правильность ответов.
Упражнение повторяется 2—3 раза.
Игровое упражнение «Наш день».
Кукла Катя очень любознательная особа. Она хочет узнать, чем еще вы занимаетесь в детском саду.
- Вспомните, во что вы играли вчера на прогулке?
- Чем вы занимались вчера в театральном кружке?
- Во что бы вы хотели поиграть сегодня?
- Что вы обычно делаете после обеда?
- В какие игры хотели бы поиграть завтра?
- А сейчас мы попрощаемся с нашей гостьей. Скажем им: «До свидания! Приходи к нам еще. Приходи к нам еще!» только обязательно одевайся правильно по погоде».
Дети прощаются с куклой.
Рефлексия
- Кто у нас был в гостях? (ответы детей)
- Мы помогли нашей гостье? (ответы детей)
- Чем мы помогли? (ответы детей)
- У нас все получилось? (ответы детей)
- Какие задания мы с вами выполняли?