Тюпанова Юлиана
Конспект занятия по ФЭМП с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну Математика. Счет до 20»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с детьми подготовительной группы
по направлению «Познавательное развитие»
(формирование элементарных математических представлений,
по теме: «Путешествие в страну Математика»
Тема: «Путешествие в страну Математика».
Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП с детьми подготовительной группы „Путешествие в страну Математика, Счет до 20“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Цель: формирование математического мышления, развитие логики.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять в ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на листе бумаги.
- Закрепить название геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, ромб, трапеция);
- Закрепить название дней недели, их последовательность;
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счета до 20, умение определять количественные отношения между числами в пределах 20, делать соответствующую «запись» при помощи цифр и знаков;
- Закреплять умение называть предыдущее и последующее число;
совершенствовать умения составлять и решать задачи.
Развивающие:
- Развивать образное и пространственное мышление; мелкую моторику рук; речь детей, упражнять в согласовании существительных с числительными.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике, настойчивость в достижении цели.
Словарь: возле, рядом, впереди, между.
Предварительная работа: в свободной деятельности играли в дидактические игры: «Какой цифры не стало?», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови скорей», «Считай дальше», «Живая неделя»; с геометрическими фигурами: «Найди фигуру», «Построй фигуру».
Материал :
-Доска, картинка с лугом, корона и мантия для Феи Математики;
-Раздаточный : карточки для цифр, по одному листу в клетку, простые карандаши, цифры и знаки.
Используемые технологии на занятии :
1. ТРИЗ
2. Технология личностно-ориентированного образования.
3. Здоровьесберегающая технология.
4. Игровые технологии.
5. Современные информационно-коммуникативные технологии.
Ход непосредственно образовательной деятельности с детьми :
I. Вступительная часть занятия.
Дети встают возле воспитателя, воспитатель показывает «волшебную» палочку и говорит:
- Ребята, у меня есть «волшебная» палочка, сейчас с ее помощью мы попадем в волшебную страну «Математика», а я превращусь в Фею Математики. Закройте глаза. Раз, два, три в волшебную страну попади. (Воспитатель надевает корону и мантию для Феи математики и продолжает занятие).
II. Основная часть занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Математика», здесь будет очень интересно.
Ребята, встаньте в круг, поиграем с вами в игру «Дни недели».
(Бросаю мяч детям, они отвечают на вопросы, по очереди.)
Вопросы:
1. назови все дни недели по порядку;
2. какой сегодня день недели;
3. какой день недели был вчера;
4. какой день недели будет завтра;
5. какой день недели после четверга;
6. какой день недели перед вторником;
7. назовите первый день недели;
8. назови последний день недели;
9. назови день недели между вторником и четвергом.
Воспитатель: Хорошо, все с заданием справились.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Встань, где я скажу».
- Саша, встань возле меня.
- Полина, встань за Сашей.
- Кирилл, встань впереди Саши.
- Настя, между Кириллом и Сашей.
- Катя, встань рядом с Полиной.
- Тимур, встань между Катей и Полиной.
- Влад, за Тимуром.
- Володя, перед Тимуром.
- Матвей, встань возле Вовы.
( Воспитатель: спрашиваю каждого ребенка: «Где ты стоишь?»)
Примерные ответы детей: Я стою за Сашей. Я стою впереди Кати. Я стою между Кириллом и Сашей и т. д.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все правильно отвечали, присаживайтесь за столы.
(Дети садятся за столы).
Воспитатель: Перед вами на столе цифры от 1 до20. Выложите на столах числовой ряд. Проверьте задание друг у друга. (Дети проверяют). Посчитайте от 1 до 20. Будьте внимательны, один начинает счет, другие дети будут продолжать, следите за счетом. Молодцы, а теперь обратный счет от 20 до 1. (Дети считают по очереди). Хорошо, с заданием все справились.
Воспитатель: А сейчас назовите предыдущее и последующее число. Вначале называем предыдущее число, затем последующее. (Называю числа, дети отвечают).
Ответы детей:
Предыдущее число 3, последующее 5.
Вы хорошо умеете считать, молодцы.
Воспитатель: Посмотрите, у меня на доске есть знаки. Как они называются?
Ответы детей: Знак больше, знак меньше.
Воспитатель: Что мы с их помощью показываем?
Ответы детей: Какое число больше, меньше.
Воспитатель: Положите числа 7 и 8 на вторую полоску, поставьте между этими числами нужный знак, прочитайте запись. ( Дети читают: семь меньше восьми). Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. ( Дети читают: восемь больше семи). Предлагаю выдвинуть числа 13 и 14, поставить между ними знак, прочитать запись. Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. Сложите цифры и знаки на место.
Воспитатель: Молодцы справились. А сейчас мы проведем веселую переменку. (Дети выходят в середину групповой комнаты.)
Физминутка «Две минутки»
Если мы чуть-чуть устанем,
Мы на две минутки встанем.
Мы потянемся сначала,
Повернемся влево - вправо.
Мы наклонимся разок
И достанем свой носок.
Раз, два присели вниз,
три, четыре – поднялись.
А теперь шагаем вместе
На одном и том же месте.
Можем тихо постоять
Отдохнуть и задачки порешать.
(Дети делают физминутку)
Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Отдохнули, а теперь решим задачи.
(Вывешиваю на доску картинку).
Задача № 1. На лугу было 5 бабочек, к ним прилетела еще 1 бабочка. Сколько бабочек стало на лугу?
Воспитатель: Назовите условие задачи. ( Дети: на лугу было 5 бабочек, к ним прилетела еще одна бабочка). Какой вопрос в задаче? ( Дети: сколько бабочек стало на лугу) Назовите решение задачи. ( Дети: 5 бабочек прибавить одну бабочку получиться 6 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (5+1=). Решите задачу. (5+1=6)
Воспитатель: Какой ответ у этой задачи?
Ответы детей: 6 бабочек.
Воспитатель: Хорошо.
Задача № 2.
Воспитатель: Подумайте и составьте задачу на вычитание по этой же картинке.
(Дети составляют задачу.)
Воспитатель: Кто составил задачу?
Ответы детей: На лугу было 6 бабочек, 1 улетела. Сколько бабочек осталось?
Воспитатель: Назовите условие задачи. ( Дети: на лугу было 6 бабочек, 1 улетела). Какой вопрос в задаче. ( Дети: сколько бабочек осталось)
Назовите решение задачи. (От 6 бабочек отнять одну бабочку получиться 5 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (6-1=). Решите задачу. (6-1=5)
Воспитатель: Какой ответ у этой задачи?
Ответы детей: 5 бабочек.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо решаете задачи.
А сейчас пальчиковая гимнастика.
(Дети делают пальчиковую гимнастику «Пчела»).
Прилетела к нам вчера, полосатая пчела (Дети машут кистями рук).
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек
Два жука и стрекоза (загибают пальцы на каждое насекомое)
Как фонарики глаза.
Полетали, пожужжали, (машут кистями рук).
От усталости упали. (кладут руки на стол).
Воспитатель: Молодцы. Возьмите лист и карандаш, сейчас мы напишем математический диктант. В середине листа стоит точка, от нее мы начнем наш диктант. Будьте внимательны, начали.
5 клеток вправо, 6 клеток вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 4 клетки вверх, 5 клеток влево, 2 клетки вверх, 6 клеток влево, 2 клетки вниз, 6 клеток вправо.
Воспитатель: Хорошо, все справились с диктантом.
А сейчас поиграем в игру, «Какой фигуры не стало?»
(На доске размещены геометрические фигуры разного цвета, дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну фигуру.)
Воспитатель: 1,2,3 – на фигуры посмотри.
Дети открывают глаза и отвечают, какой фигуры не стало.
Примерные ответы детей: Не стало красного треугольника. Не стало синего ромба, и т. д. (Играем 2-3 раза).
III. Рефлексия.
Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие по стране «Математика». Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями. Какое задание было наиболее интересным? (Дети говорят о наиболее понравившемся задании).
Воспитатель: Ребята, вы были активны, внимательны, рассудительны, молодцы. Мы еще много раз посетим эту прекрасную страну «Математика».
Список использованной литературы:
1) Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак «Формирование математических представлений», Конспекты занятий в подготовительной группе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008.
2) В. П. Новикова «Математика в детском саду 6-7 лет». Москва. «Мозаика-Синтез», 2008.
3) В. И. Коваленко «Азбука физкультминуток для дошкольников». Москва. «ВАКО», 2005.