Виктория Дарбаева
Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, распространение нетрадиционных методов и форм в работе с детьми.
Задачи:
-познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
-вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;
-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
-побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный настрой и интерес к занятию.
Методы и приёмы: упражнения, воспроизведение действий по показу ведущего мастер-класса, игровой метод, слайдовые презентации.
Материалы и оборудование: карты-схемы, карандаши, фломастеры, листы А4,карточки с заданиями для рук, мячи, ортоковрики и иные материалы.
Вводный.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы будем рады поделиться с вами своим опытом работы и проведем небольшой мастер-класс по теме: «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста». Начну свое выступление словами величайшего ученого России Ивана Петровича Павлова – «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И так, что же такое нейроигры и нейроупражнения?
Нейроигры – это эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику. Это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают по мнению психологов в следствии недостаточного развития межполушарных связей.
Межполушарное взаимодействие — это особый механизм объединяющий левое и правое полушарие в единую интегративную систему. Развитие межполушарных связей в основном строится на упражнениях и играх. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия — это работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и движений глаз, а если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука — то еще и согласованность языка. Так же сюда относятся и кинезиологические упражнения: «Колечко», «Лезгинка», «Кулак — ребро — ладонь», «Оладушки» и т. д.
Кинезиология — это наука о движении, которая относится к здоровьесберегающей технологии, она так же направлена на улучшение взаимодействия полушарий мозга, использование кинезиологических упражнений позволяет: укреплять здоровье снижать усталость
Нейроигры являются доступным средством, которое позволяет создать новый нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Многим известно, что правое полушарие мозга — отвечает за творческое мышление. Эти люди более чувствительны, а так же склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений. Левое полушарие — логическое мышление. Ведущая его роль означает наличия у человека более сильных аналитических способностей. А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?
Практический.
Я предлагаю вам пройти 4 легких теста, для которых вам понадобится только ваша память, чтобы запомнить последовательность букв.
Тест №1.
Для начала необходимо сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П.
Тест №2.
Давайте представим, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.
Тест №3.
Теперь я предлагаю вам сложить руки на груди, в так называемой позе «Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху? Запоминаем!
Тест №4.
А сейчас поаплодируйте друг другу. Вы молодцы, Но какая, же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.
И, что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое. Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры.
А сейчас я предлагаю поиграть.
1 задание. «Игры с мячом». Мяч – это универсальная игрушка, друг из детства каждого из нас, игра с мячом активизирует весь организм.
Упражнение 1. Игроки находятся друг против друга передаем шарики друг другу, перекрестные движения или по диагонали, левая рука потом правая, и усиливаем скорость – это упражнение направлено на межполушарное развития, концентрации внимания.
Следующее задание. «Игры с карандашами» направлены на развитие: разных видов восприятия, внимания, памяти, формирование пространственных представлений, умение прогнозировать свои результаты.
Первое упражнение. Нужно поднять 5 карандашей (одинаковой длины) удерживая пальцами обеих рук. Это не так просто как кажется на первый взгляд. Но как только мозг понимает как, последующие попытки становятся легче.
Следующее у вас на столах лежат листы разными узорами и рядом в чашах материал из которого мы будем выкладывать на этот узор обеими руками одновременно.
Следующее задание рисование двумя руками одновременно. Нарисовать нужно одной рукой круг, а другой треугольник. Это упражнения очень увлекательны и полезны, они развивают мелкую моторику, пространственное мышление, способность ребенка к самоконтролю.
Следующее на листочках изображены круги и на них линии нужно одновременно нарисовать линии которые указаны сверху двумя руками.
Упражнение с ортоковриками. Для тренировки баланса, согласовоности движений, пересечения срединной линии тела. Учим детей владеть своим телом и управлять движениями. Сейчас кто то один встает перекладывает шарик с одной руки в другую и при это поднимает ногу и я убераю коврик и так чередуем право в лево.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе нейроигр и упражнений, которые вы можете с успехом применять в своей работе.
А сейчас пожалуйста поднимите вверх большой палец (класс) — если вам было интересно и вы будете применять эту методику в своей практике.
Сожмите пальцы в кулак, если для вас было не достаточно информативно.
Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) если вы уже используете продемонстрированные методы.
Спасибо за внимание!