Ирина Фетисова
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие к королеве математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Квест - игра
непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей
«Познавательное развитие» (мир природы, мир человека);
(формирование элементарных математических представлений)
«Социально-коммуникативное развитие»
в старшей группе (5-6 лет)
на тему: «Путешествие к королеве математики»
Цель: Обобщить полученные представления детей в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в различении и назывании дней недели, времен года, месяцев времен года, планет солнечной системы;
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений „Путешествие к королеве математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Совершенствовать знания о геометрических фигурах;
Упражнять в счете в пределах 10 и обратно;
Совершенствовать умение решать логические и математические задачи;
Закрепить умение сравнивать 2 группы предметов, используя знаки больше, меньше, равно;
Совершенствовать знания о составе изученных чисел;
Продолжать учить детей ориентироваться по карте – схеме.
Развивающие:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
Развивать смекалку, зрительную память, воображение, мыслительные операции, умение ориентироваться в пространстве;
Способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математическим занятиям, самостоятельность, активность, любознательность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Материал:
Демонстрационный: Карта – схема, письмо детям от «Ошибки», карточки с цифрами, 2 шахматных доски с шахматными фигурами, коллаж с изображением геометрического леса, мяч.
Раздаточный: карточки с математическими заданиями, карточки с математическими знаками,3 матрешки, сундук с призами на каждого ребенка.
Оборудование: Телевизионный экран для показа карты – схемы.
Предварительная работа с детьми:
Отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, индивидуальные занятия.
Предварительная работа воспитателя:
Подготовить демонстративный и раздаточный материал. Подготовить карту– схему, коллаж с изображением геометрического леса.
Содержание НОД: Организационный момент:
(Дети стоят на ковре)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Ребята вы любите путешествовать? Нас в гости приглашает Королева Математики, живет она в волшебной стране Математики, хотите отправиться в путешествие? А чтобы мы знали свой путь, королева прислала нам карту.
Прежде чем отправиться, нам нужно захватить с собой подарок для королевы, она очень любит считать цифры от 1 до 10. Давайте их возьмем с собой. Ой, а что это происходит с цифрами, они испарились. А здесь какое-то письмо.
1. Игровой момент «Письмо детям».
«Всем привет! Чтобы получить свои цифры назад вам придется потрудиться. Я приготовила испытания на вашем пути. Надеюсь, что у вас ничего не получится, и все подарки достанутся мне. Ваша Ошибка».
Ну что, постараемся справиться со всеми трудностями? Тогда, чтобы не произошло, давайте поклянемся.
Клянемся дружными мы быть
И слезы горькие не лить.
С улыбкой трудности встречать.
Все смело преодолевать.
Дети: Клянемся!
Ребята, пора отправляться в путь!Давайте внимательно посмотрим на карту.
(Воспитатель обращает внимание детей на телеэкран, где появляется карта)
Воспитатель: Мы отправляемся в путь из нашего детского сада «Малышок»,дальше передвигаемся по стрелке, ребята, что изображено? Правильно, детская площадка и дети с мячом.
Здесь нас ожидает первое испытание. Встаньте в круг, я начну задавать вопросы, которые приготовила Ошибка.
2. Основная часть. Совместная деятельность.
Первое испытание «Детская площадка»
1. Дидактическое упражнение «Ловкий мяч»
(Мяч передается по кругу,каждый ребенок отвечает на вопрос)
• Назови дни недели?
• Сегодня вторник, а какой день недели был вчера? Какой будет завтра?
• Назови времена года?
• Назови, месяцы весны?
• Назови месяцы лета?
• Назови месяцы осени?
• Назови месяцы зимы?
• В какой стране мы живем?
• Назови столицу нашей Родины?
• В каком округе мы живем?
• Как называется наш город?
• На какой планете мы живем?
• Какие планеты солнечной системы, ты знаешь?
• Назови соседей числа 7?
• Назови соседей числа 4?
Воспитатель:Ну, молодцы! За то, что вы справились, Ошибка отдала нам 2 цифры, что это за цифры?
Дети: 4 и 7.
Воспитатель: Правильно, идем дальше. Какой второй пункт на карте (геометрический лес).
Будьте внимательны, здесь Ошибка расставила ловушки.
Второе испытание «Геометрический лес»
2. Дидактическое упражнение «Ориентировка в пространстве и счет»
(Коллаж с изображением геометрического леса)
Мы попали в загадочный геометрический лес. Посмотрите, пожалуйста, из каких фигур состоит наш лес? (прямоугольник, треугольник, круг, овал).
Давайте посчитаем:
- сколько солнышек;
- сколько грибов под высокой елкой;
- сколько грибов под низкой елкой;
- сколько елочек;
- сколько березок;
- что находится по центру;
- что находится справа вверху;
- что находится слева внизу и. т. д.
- что здесь лишнее? (это проделки Ошибки)
Воспитатель: Ура! Мы справились, за это Ошибка отдала нам еще 2 цифры, что это за цифры?
Дети: 1 и 6.
Воспитатель: Продолжаем путешествие, двигаемся по стрелке и перед нами, как вы думаете, что? Правильно это шахматный замок. Посмотрите, опять набезобразничала Ошибка и перепутала расстановку шахматных фигур. Давайте поможем навести порядок на шахматных досках, правильно расставим фигуры.
Третье испытание «Шахматный замок»
3. Дидактическое упражнение «Расстановка шахматных фигур на шахматной доске»
(Дети правильно расставляют перепутанные шахматные фигуры и называют их)
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим испытанием справились, за это Ошибка нам отдала еще 2 цифры, что это за цифры?
Дети: 3 и 8.
Воспитатель: Правильно, продолжаем путь, двигаемся по стрелке и перед нами, как вы думаете, ребята, что это? (ответы детей). Правильно, мы попали на остров Загадок и море задач. Ошибка сейчас попробует вас запутать, будьте очень внимательны.
Четвертое испытание «Остров загадок, море задач»
4. Дидактическая игра «Логические и математические задачки»
- На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе?
- Бабушка связала внукам 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки?
- На столе лежит 2 яблока, одно яблоко разрезали пополам. Сколько яблок на столе осталось? А половинок сколько?
Воспитатель: Молодцы, ребята с логическими задачками справились, а теперь решите другие задачки, слушайте внимательно:
Четыре овечки на травке лежали,
Потом две овечки домой убежали.
А ну-ка, скажите скорей:
Сколько овечек теперь? (2).
Пять пушистых кошек
Улеглись в лукошке.
Тут одна к ним прибежала,
Сколько кошек вместе стало? (6)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, за это нам Ошибка отдала еще 2 цифры, назовите их?
Дети: 2 и 9.
Воспитатель: Правильно, двигаемся дальше, смотрим на карту и перед нами (Ответы детей). Правильно, это школа знаний. Ошибка приготовила вам новые испытания. Подойдите к столам, у вас у каждого будет свое задание, вам нужно его выполнить.
Пятое испытание. «Школа знаний».
5. Дидактическое упражнение «Знаки больше, меньше, равно»
(Индивидуальная работа детей с карточками, воспитатель опрашивает 3-4 детей, почему ребенок поставил тот или иной знак, в какой группе предметов больше или меньше и на сколько).
Дидактическое упражнение «Состав числа»
Дидактическое упражнение «Придумай историю» (математическая история с опорой на картинку)
Дидактическое упражнение «Построй матрешек по росту»
Воспитатель: Ура! Вы справились с последним испытанием, и за это Ошибка вернула нам цифры, какие, назовите их?
Дети: 5 и 10.
Воспитатель: Вот мы и добрались до замка. Давайте проверим, все ли цифры нам вернула Ошибка. Расставим их по порядку и сосчитаем. Замечательно, давайте подарим их королеве Математики.
Королева благодарит нас и дарит нам подарок, сундук, но чтобы его открыть надо, посчитать от 10 до 1.
(Дети называют числа в обратном порядке). Молодцы ребята, вот ваш приз.
Рефлексия:
Понравилось вам путешествие? Какие испытания мы с вами прошли? Что, больше всего понравилось? А что вам показалось самым трудным?