Боровкова Елена Васильевна
Конспект занятия по формированию основ экологической культуры у детей подготовительной группы «Стыдно перед соловушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию основ экологической культуры у детей подготовительной группы в процессе интеграции речевого и экологического развития.
Пересказ рассказа Василия Александровича Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» .
Публикация «Конспект занятия по формированию основ экологической культуры у детей подготовительной группы „Стыдно перед соловушкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: формирование основ экологической культуры у детей подготовительной группы в процессе интеграции речевого и экологического развития.
Задачи:
1. Продолжать учить детей связно, последовательно, выразительно, грамматически правильно передавать содержание рассказа без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
2. Способствовать развитию речевых умений, передавать диалогическую речь, меняя интонационную выразительность. Обогащать и активизировать словарь.
3. Совершенствовать и развивать познавательные процессы: восприятие, представление об окружающей действительности, понимание причинно-следственных связей, воображение. Совершенствовать умение отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания.
4. Воспитывать в ребенке положительные качества личности, интерес к природе, умение видеть ее красоту, правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни. Учить сопереживать героям художественного произведения, анализировать их поступки. Формировать основы экологического сознания.
Оборудование: природоохранные, запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу», аудиозаписи «Голоса леса», изображение соловья, бумажный кулёк.
Вводная беседа.
В: Предлагаю всем тихо сесть, закрыть глаза и послушать интересные голоса.
В: Чьи голоса вы услышали?
Д: голоса птиц, голос ручья.
В: Где в природе мы могли бы услышать эти голоса?
Д: Эти голоса мы могли бы услышать в лесу.
В: А сейчас в лесу мы можем услышать эти голоса?
Д: Эти голоса в лесу мы не услышим, потому, что в лесу ещё хозяйничает зима.
В: Когда в лесу запоют птицы?
Д: Тогда, когда вернутся в лес перелётные птицы. В апреле.
В: Когда будут петь и журчать ручейки.
Д: Тогда, когда будут таять в лесу снежные сугробы.
В: Кто же так удивительно красиво, голосисто и нежно выводил трели, очаровывал нас прекрасной песней.
Д: Это соловей
На экране телевизора дети рассматривают изображение соловья.
В: Никто в лесу не поет лучше соловушки! «У соловья волшебное пение, да скромное оперение».
Серенькая птичка
Ростом невеличка
Но выводит трели – диво, Удивительно красиво!
Беседа с детьми «Правила поведения людей в лесу весной»
В: Как должны вести себя люди в лесу, когда туда прилетают перелётные птицы?
Д: Нельзя громко кричать, включать музыку.
Нельзя разорять птичьи гнёзда.
Нельзя трогать птичьи яйца и птенцов.
Нельзя мусорить в лесу.
После каждого ответа на экране телевизора появляется запрещающий знак, подтверждающий природоохранное правило. Дети комментируют изображение.
Физкультминутка (расскажи стихи руками)
Алексей Плещеев «Уж тает снег»
Уж тает снег,
(правая рука лежит на левой, опускаемся, сгибая колени.)
Бегут ручьи,
(ладони сложить лодочкой, энергичные повороты вправо, влево)
В окно повеяло весною.
(махи правой рукой к себе)
Засвищут скоро соловьи,
(правая кисть на левой, пальцы напряжены выпрямлены, взмахи вверх вниз)
И лес оденется листвою!
(разводим плавно руки, поднятые над головой в стороны)
Чиста небесная лазурь,
(руки подняты вверх,ладони в стороны, пальцы в стороны)
Теплей
(обхватить себя руками)
И ярче солнце стало,
(руки вверх, кулачки сжимать и разжимать.)
Пора метелей злых и бурь
(руки выпрямлены вперёд, чередование взмахов кистями)
Опять надолго миновала.
(толчок руками от груди, кисти сжаты в кулаки распрямляются.)
Знакомство с рассказом В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
В: Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Сухомлинского об одной истории связанной с соловьём. Рассказ называется «Стыдно перед соловушкой».
Воспитатель читает текс рассказа.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля.
-Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
Беседа по вопросам по содержанию.
• Кто пошёл в лес?
• Зачем они сели на траву?
Словарная работа:
После утомительной дороги – трудной, долгой…
• Кого услышали девочки в лесу?
• Чем были очарованы девочки?
Словарная работа:
Очаровать - привлечь, обворожить, заворожить, удивить.
Кулёк - небольшой пакетик из бумаги (показ образца).
• Как Оля поступила с мусором? А Лида?
• С каким предложением обратилась Оля к Лиде?
• Почему она не выбросила мусор в лесу как Оля?
• Чей поступок вам больше нравится? Почему?
• Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой?
Повторное чтение рассказа воспитателем.
В: Ребята, я прочитаю рассказ ещё раз, а вы слушайте его внимательно и постарайтесь запомнить содержание рассказа и разговор между девочками, чтобы потом его пересказать.
Пересказ рассказа детьми по желанию.
Итог занятия.
В: Какой вывод можно сделать из рассказа В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»?
Д: В лесу мы гости и должны соблюдать правила поведения.
Птиц нельзя обижать. В лесу нельзя мусорить. Лес нужно беречь и охранять. Лес – это наше богатство.