Алла Юртанова
Конспект занятия по формированию навыков повествовательной речи. Знакомство с правилами строения рассказа
▼ Скачать
Картинно-графический план к рассказу «Как бельчонок спасся от куницы»
Текст: адаптированный вариант отрывка из рассказа Анни Сван «Бельчонок и елочка»
Однажды хищная куница погналась за бельчонком. Спасаясь, бельчонок прискакал к берегу реки. На берегу реки он прыгнул на вербу. А с вербы бельчонок нечаянно полетел кувырком в реку. По реке рядом с ним проплывало бревно. На это бревно влез бельчонок. Бельчонок на бревне проплыл мимо куницы. Озадаченная куница осталась на берегу ни с чем.
КУНИЦА - БЕЛЬЧОНОК
БЕЛЬЧОНОК - БЕРЕГ РЕКИ
БЕРЕГ РЕКИ - ВЕРБА
ВЕРБА - РЕКА
Публикация «Конспект занятия по формированию навыков повествовательной речи, Знакомство с правилами строения рассказа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
РЕКА - БРЕВНО
БРЕВНО - БЕЛЬЧОНОК
БЕЛЬЧОНОК - КУНИЦА
КУНИЦА - БЕРЕГ
Словарная работа:
1. Значение слов верба, куница объяснить через наглядно- словесный метод: показ иллюстрации и объяснение.
2. Объяснение значения слова хищный:
На доске картинки: заяц, волк, тигр, куница, лиса.
-Как мы называем всех этих животных? / дикие/. Покажите животных, которые охотятся на других зверей. Правильно, волк, лиса, тигр и куница – это хищные животные. Хищники питаются другими зверями, которые слабее и меньше их. Куница - это хищное животное.
3. Объяснение слова кувырком с привлечением опыта детей.
- Кто скажет или покажет, что означает кувырком.
4. Объяснение значения слова озадаченная через подбор синонимов.
-Озадаченная - как можно сказать по- другому? / удивленная, недоуменная/
Кто повторит последнее предложение, заменив слово озадаченная на другое, которое подходит.
5. Объяснение семантики слова бревно.
На доске картинки: прут, палка, бревно.
-Кто покажет бревно? Что толще: прут или бревно? Палка или бревно?
Бревно толще, т. к. это дерево без веток и вершины.
Конспект занятия по формированию навыков повествовательной речи (знакомство с правилами строения рассказа)
Цели:
1. Продолжать знакомить детей с правилами строения рассказа цепной структуры; дать представление о том, что нарушение повторяемости картинок приводит к поломке структуры рассказа.
2. Упражнять в образовании существительных творительного и родительного падежей, обозначающих названия детенышей диких животных.
Материал: картинки к картинно - графическому плану, картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Лексический материал:
Слова сложные по слоговой структуре Слова сложные по семантике
Существительные - куница,бревно, верба
Прилагательные хищная, озадаченная хищная, озадаченная
Наречия кувырком кувырком
Ход:
I.Оргмомент:
-Сядет тот, кто назовет любое дикое животное.
II.Образование существительных, обозначающих названия детенышей диких животных в родительном и творительном падежах.
-Посмотрите, на лесную полянку вышли животные. Это лиса с…/лисенком/. Это волчица с. /волчонком/. Это медведица с …/медвежонком/. Это зайчиха с …/зайчонком/. Это белка с…/бельчонком/. Детки все разбежались, спрятались, кто куда. У лисы нет…/лисен-ка/. У белки нет …/бельчонка/. У волчицы нет … /волчонка/. У зайчихи нет…/зайчонка/.
III. Самостоятельное построение картинно- графического плана.
-Дети, вы помните случай о том, как бельчонок спасся от куницы? Хорошо. Вот у меня картинки, «запишите» ими наш случай. Кто «запишет» первое предложение? Прочитай нам его. /Дети записывают рассказ/. Не забывайте проверять глазками, дружат ли предложения. Молодцы!
IV. Пересказ рассказа с опорой на часть программы.
-Сейчас я закрою часть картинок. /Закрыть картинки справа/. Сначала мы будем рассказывать рассказ, называя по одному предложению. Сколько всего предложений в нашем рассказе? Сколько детей я спрошу, чтобы каждому было по предложению? /Спрашиваю по одному предложению/. Дети, а кто хочет рассказать случай полностью? /Выслушать и оценить рассказы детей/.
V. Моделирование поломки структуры рассказа.
-Дети, закройте глаза и послушайте звуки, которые вас окружают. /В это время создаю на плане проблемную ситуацию – нарушаю последовательность картинок/
-Кто еще хочет рассказать об этом случае? Что случилось? Почему ты остановился? Почему рассказ не получился? /Выслушать ответы детей/ Да, у нас не дружат 4-е и 5-е предложения, потому что перепутаны картинки. Кто хочет исправить порядок картинок, чтобы получился наш случай.
VI. Итог занятия.