МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Ранняя весна»

Малясова Елена Александровна
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Ранняя весна»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Ранняя весна»

Цели: создание социальной ситуации для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

коррекиионно-образовательная:

- обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему

коррекиионно-развиваюшие :

-расширение активного словаря, активация пассивного словаря;

-закрепление умения грамматически правильно оформлять

устные высказывания;

- упражнять детей в подборе предметов к действиям;

- упражнять в образование родственных слов от слов солнце, трава;

Темочки:

- закреплять у детей правильное употребление в речи предлогов;

- закрепление умения проводить звукослоговой анализ, составление схемы слова птицы;

- закрепление умения составлять из букв-слоги; из слогов-слова;

- развитие связной монологической речи;

- развитие ориентации детей в пространстве;

- развитие общей моторики;

- развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления;

коррекиионно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе

- приобщение детей к устному народному творчеству.

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: мольберт, наборы для звукослогового анализа,

буквы, карточки, схема «Весенний лес»,

алгоритм «Времена года», ребус, снеговик, мяч.

I Организационный момент.

1. Дети стоят полукругом около логопеда.

Учитель-логопед загадывает загадку:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут, и там,

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает

Кто это время года знает? Дети: Это время года - весна!

Учитель-логопед: Правильно ребята. Сегодня мы поговорим о весне.

2. Игра «Какой,какая,какие,какое.»

Вы займёте свои места, если правильно подберё те признак к предмету:

Весна (какая)-ранняя, теплая, дружная,долгожданная;

Ручейки (какие)-весёлые, звонкие, быстрые;

Снег (какой)- тёмный, рыхлый, талый;

Небо (какое)- чистое, ясное, голубое;

Травка (какая)-молодая, зелёная, сочная

II. Основная часть.

Учитель-логопед: Дети, посмотрите к нам пришёл неожиданный гость-

снеговик.

Собрался он на север. Здесь ему больше нельзя оставаться. Но он никогда не видел весны,а ему очень хотелось бы посмотреть на неё.

Дети, а почему снеговик не может остаться с нами?

Дети: Снеговик растает.

Учитель-логопед: Правильно, так давайте мы ему расскажем о весне. А ты снеговик внимательно слушай и запоминай.

1. Игра «До - между - за»

Учитель-логопед: Назовите весенние месяцы

За каким месяцам идет март (за февралём)

Какой месяц идет за мартом (апрель)

Какой месяц до апреля (март)

Какой месяц за апрелем (май)

Какой месяц между мартом и маем (апрель)

2. Игра «Назови признак»

Учитель-логопед: Какие признаки весны вы знаете?

Дети: пригревает солнце, тает снег, бегут ручьи, на проталинах появилась первая травка, на деревьях набухают почки, подул теплый ветер, день становится длиннее, а ночь короче и т. д.

Учитель-логопед: какой из ЭТИХ признаков самый главный, самый важный, самый первый? От какого признака зависят все остальные?

Почему тает снег, лед, бегут ручьи?

Дети: Весной солнышко ярче светит и сильнее греет.

3. Игра «Подбери похожее слово»

Учитель-логопед : Как можно назвать ласково солнце? - Солнышко.

-Как бы мы назвали зайчика, который появляется от луча солнца? - Солнечный зайчик.

-Как называется очки, защищающие от солнца? - Солнцезащитные очки.

-Как называется растение, похожее на солнце? - Подсолнух.

Учитель-логопед: Ребята, как называются все эти слова похожие по звучанию?

Дети: Слова, которые похожи по звучанию, называются родственные.

Учитель-логопед: Ещё одна из примет ранней весны, это появление первой травы, на проталинах. А слова трава и солнце родственные?

Дети: Нет.

Учитель-логопед : А давайте подберём родственные слова к слову трава

- Как ласково называют траву? – Травушка,травка.

- Как называют человека, который собирает и лечит травами?-Травник

- Чай из травы какой? - Травяной

Учитель-логопед: Слова травушка, травник, травяной как они называются?

Дети: Родственные.

4. Игра «Договори словечко» (с мячом).

Учитель-логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Договори словечко» Я бросаю вам мяч, называя слово- действие, а вы добавляете слово -предмет, подходящее по смыслу и бросаете мяч мне.

Тает снег, лед, сосулька бегут. .ручьи

Светит. солнце пригревает солнце

Пробивается. трава прилетели птицы

Закапали сосульки просыпается медведь (ёж)

Звенит. капель (ручей) набухают почки

5. Игра «Звуковые домики»

Учитель-логопед: Посмотрите, ребята, здесь спряталось слово. Прочитайте его. (разгадывание ребуса

ПТИЦЫ

Учитель-логопед: Правильно птицы! Назовите перелётных птиц?

Дети: Скворец, грач, аист, соловей и т. д.

Учитель-логопед: Молодцы!

А теперь составим звуковую схему слова «птицы». (Один ребенок выходит к доске и составляет схему.)

Учитель-логопед: Определите количество слогов (Сколько в слове гласных - столько и слогов)

Учитель-логопед: Какие гласные звуки в слове? Почему они гласные звуки? (Гласные звуки мы можем петь, тянуть и воздух во рту не встречает преград).

Учитель-логопед: Сколько звуков в слове птицы?

Учитель-логопед: Дайте характеристику звукам.

Учитель-логопед: Почему этот звук ты обозначила зелёным цветом? Назови его?

Ребё нок: Звук [ть]- мягкий, а мягкие согласные звуки мы обозначаем зелёным

цветом.

Учитель-логопед: Почему звук [ц] - ты обозначила синим цветом?

Учитель-логопед: Молодец, садись!

Учитель-логопед: Чем мы обозначаем звуки на письме?

Дети: На письме звуки обозначаем буквами.

Учитель-логопед: Скажите, чем отличаются звук от букв?

Дети : Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем, видем, читаем.

Учитель-логопед: Обозначим слово «птицы» буквами.

Дети из букв выкладываем слово «птицы»

Учитель-логопед : Вы потрудились, можно немножко отдохнуть. Покажите снеговику физминутку «Веснянка»

III. Физкультминутка.

«Веснянка» (речь с движениями)

Солнышко, солнышко, золотое донышко (идут по кругу, взявшись за руки)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло (руки вверх)

Побежал в саду ручей (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей(«летят» по кругу,

А сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх)

6. Игра «Весенний лес».

Учитель-логопед: Я предлагаю вам прогуляться по весеннему лесу. Вот схема леса,а это тропинки. В нашем лесу 4 входа (показать). По этим тропинкам вы должны дойти до лужайки, там карточка по которой вы составите предложения о весне. Свои предложения вы начнёте словами «ранней весной». А помогут вам путешествовать по «Весеннему лесу» - путеводители.

Учитель-логопед: А ты снеговик слушай, как наши дети могут составлять предложения.

Учитель-логопед: - Сергей, найдет путеводитель 1.

Ребё нок: Иду к солнышку, от солнышка к кораблику и т. д.

Дети самостоятельно составляют 1-2 предложения о весне по индивидуальным карточкам.

- В чистом голубом небе ярко светит и греет солнце. Дни стали длиннее, а ночи короче.

-Снег тает и на земле появились проталины. По земле бегут ручьи.

-На крышах домов висят длинные сосульки

- Деревья стоят голые, но на ветках уже набухли почки.

- Весной люди снимают тёплую одежду и надевают весеннюю.

- Просыпаются медведи, ежи после зимней спячки. Заяц и белка меняют шубки: заяц белую на серую, белка - серую на рыжую.

- Из тёплых стран вернулись перелётные птицы.

- Дети весной по ручейкам и лужам пускают кораблики, строят скворечники, играют в свои любимые подвижные игры

7. Предполагаемый рассказ - описание о весне по опорной схеме.

Учитель-логопед: Сейчас мы будем составлять рассказ по схеме. Один начнёт, а вы

внимательно слушайте и кто-то из вас продолжит рассказ.

«Приход весны».

Весной дни заметно стали длиннее, а ночи короче. В чистом голубом небе ярко светит и греет тёплое, весеннее солнышко. Сырой, мокрый снег почернел, начал таять. Кое-где образовались и темнеют на снегу черные проталины. По полям и лугам побежали, зажурчали весенние ручейки. На крышах домов выросли длинные, острые сосульки.

Деревья стоят ещё голые, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки.

Весной люди снимают тёплую, меховую одежду (шубы, варежки, шапки) и надевают весеннюю: куртки, плащи, вязанные шапки, обувают лёгкую кожаную обувь.

Большие изменения происходят весной и в жизни животных. Просыпаются медведи, ежи после зимней спячки. Заяц и белка меняют шубки: заяц - белую на серую, белка - серую на рыжую.

Из тёплых стран в родные края вернулись перелётные птицы. Грачи зимуют не далеко и поэтому возвращаются первыми.

Дети весной по ручейкам и лужам пускают кораблики. Готовятся к прилёту птиц и строят скворечники. Играют в свои любимые подвижные игры.

Весна - прекрасное время года!

IV. Итог занятия.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Почему вам нравится весна?

- А что вам не нравится весной? (снег тает, половодье, грязно)

- Вы знаете много пословиц и поговорок о весне. Давайте их расскажем снеговику.

* Увидал грача, весну встречай.

* Март с водой, апрель с травой.

* Весенний дождь, лишним не бывает.

* Увидал скворца - знай: весна у крыльца.

* В марте щука хвостом лёд разбивает.

* Весна красна цветами, а осень пирогами/

Учитель-логопед : Ребята, снеговик мне рассказал, что ему очень понравился ваш рассказ о весне. И пословиц с поговорками вы очень много знаете. Он с удовольствием бы с вами остался, но ему пора в дорогу. Прежде чем отправиться на север, он угощает вас леденцами.

Дети: Спасибо, до свидание снеговик!

Учитель-логопед: Занятие окончено.

Учитель-логопед: Сегодня хорошо отвечали, разгадывали ребус, сделали звуковой анализ, составляли предложения по карточкам. ,

составляли рассказ по схеме., красиво сидели и поднимали руку …

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речиДидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи Дидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи Здравствуйте, дорогие друзья и.

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматических средств языка «Волшебные домики» для детей 5–7 летДидактическая игра по развитию лексико-грамматических средств языка «Волшебные домики» для детей 5–7 лет Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обогащать словарный запас. 2. Упражнять.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки»Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки» (старшая группа) Задачи: – расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «На лесной полянке» .

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Ранняя весна»
Опубликовано: 2 мая 2022 в 20:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Ранняя весна»» (включая файлы) размещена пользователем Малясова Елена Александровна (УИ 69941) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД