Ольга Тюкина
«Лекарственные растения». Занятие по формированию целостной картины мира в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе компенсирующей направленности.
Лекарственные растения.
Цель: Дать детям представление о лекарственных растениях. Учить различать лекарственные травы и их полезные свойства. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
Публикация «„Лекарственные растения“, Занятие по формированию целостной картины мира в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Материал: компьютер, презентация «Лекарственные травы», дидактическая игра «Разложи правильно».
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных растений, чтение книги Т. А. Шорыгиной «Травы, какие они?»
Коррекционная задача: активизировать в речи детей названия лекарственных трав.
Ход организованной образовательной деятельности.
Организационный момент:
Дети стоят около воспитателя.
-Ребята, давайте поздороваемся.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу.
Дети садятся за столы.
Воспитатель задаё т детям вопросы:
-Какое наступило время года?
-Какой месяц?
Воспитатель. Пришла весна! Весна красна.
С зелёной травкой у окна.
Повесила серёжки
Берёзе – белоножке.
Весна пришла, весна везде.
-Чем пахнет весна? Вдыхаем полной грудью «живой» воздух весны. Почему так говорим? Как изменилась жизнь растений с приходом весны? (Ответы детей)
-К нам в гости пришёл доктор Айболит. (слайд № 2).
Он просит помочь ему. У него заканчиваются лекарства и он не знает, что ему делать.
Я думаю, что знаю, как ему помочь. Я расскажу вам о травах. Есть травы, которые называются лекарственные.
-Кто знает, почему они так называются? (Ответы детей).
-Правильно, они лечат людей.
Эти травы собирают, высушивают и готовят из них отвары, которые помогают при болезнях.
Итак, знакомимся с первым растением.
Выглянул цветочек
В полутьме лесной-
Жёлтенький цветочек,
Посланный весной.
Эти цветы появляются на голой земле, когда ещё нет ни одного зелёного росточка. Это цветы-первоцветы.
-Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей).
Слайд № 3
Как странно, листочек большой,
Пушистый внутри, очень гладкий снаружи,
Нашли на опушке лесной.
Он рос там, в траве, возле лужи.
«Растение это – всем нужно!» -
Сказал, очень гордо мне дед.
«Для тех, кто случайно простужен,
Лекарства безвреднее – нет!
Но, скрыта в листочках загадка,
Сейчас помогу отгадать!
Ведь с той стороны, где так гладко -
Его станут мачехой звать.
Пушистая - матерью будет!
Недаром сумели назвать,
Его мать – и – мачехой люди.
Теперь вот и ты, будешь знать!»
-Этот цветок называется мать-и мачеха. О каких целебных свойствах говорится в стихотворении? (Ответы детей).
Интересно то, что мать-и мачеха «ложиться спать вместе с солнышком. Она складывает лепестки цветка в бутон и опускает цветок. Покажите, как она это делает. (Дети показывают). А когда солнышко встаёт лепесточки распускаются. Покажите как. (Дети показывают).
-Давайте рассмотрим эти цветы. Назовите части цветка мать-и-мачеха. (Дети называют части).
Воспитатель показывает слайд № 4.
Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
-Вдоль дороги растёт травка с круглыми выпуклыми листочками. Это подорожник.
-Как вы думаете, почему его так называют? (Ответы детей).
А я - подорожник
Каждый лист мой любит тропки
И обочины дорог,
Я однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
Подорожник-растение доктор. Если чистый лист подорожника приложить к месту ушиба, то боль станет меньше. А если поранился, подорожник остановит кровь, убьёт микробов и рана быстро заживёт.
Физкультминутка.
Воспитатель чередует в любом порядке слова «кузнечик»-дети выполняют прыжки, «Трава»-дети приседают, «бабочка»-дети летают, «цветы»-дети складывают ладони.
-Посмотрите, что за растение на следующей страничке. Слайд № 5.
Одуванчика цветок- благовестник лета
И полезен людям он - для иммунитета.
Листья одуванчика в салатике полезны,
Цветы вы заварите, чтоб силы не исчезли.
Но, всего полезней в цветочке этом корень,
Подсушенный, заваренный- по свойствам как цикорий.
Лечебный одуванчик да пусть придаст вам силы.
Здоровье пусть подарит вам одуванчик милый.
-Одуванчик растёт везде : вдоль дорог, на даче, в лесу, на поляне. Почему его так много? Да он неприхотлив, у него много семян. И если подует ветерок, то разнесёт все семена по всему свету.
-Что вы узнали об об одуванчике из стихотворения? (Ответы детей).
Воспитатель показывает слайд № 6.
-Ребята, а как вы думаете, можно ли обжечься о траву? (Ответы детей)
-А как она называется?
-Что вы знаете о крапиве, почему она обжигает? (Ответы детей)
Стебли крапивы покрыты волосками. Каждый волосок, как пила. Внутри волосков едкая жидкость, если к ним прикоснуться, кончики волосков отламываются и остаются на коже, а жидкость проливается и обжигает. Это неприятно, но не страшно, ожог проходит.
Красиво выглядит крапива
А поступает некрасиво.
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем, хитрая, больней кусается.
Но зато крапива очень полезна. Из неё получаются вкусные витаминные щи, крапива заживляет раны и останавливает кровь.
-На лугу можно встретить растение, которое называют ромашкой.
Показ слайда № 7.
А я - аптечная ромашка
Нарядные платьица,
Желтые брошки
Ни пятнышка нет
На красивой одежке
Если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
-Что можно сказать о целебных свойствах ромашки из этого стихотворения? (Ответы детей).
Люди готовят настои из ромашек и лечат горло, пьют от кашля, а если полоскать волосы отваром ромашки, то волосы будут здоровыми и крепкими.
-А сейчас поиграем в игру «Разложи правильно». У вас карточки с садовыми и лекарственными растениями. Разложим их попорядку: садовые-посадим на клумбу, а лекарственные отдадим в аптеку. (Дети раскладывают карточки, объясняя свой выбор).
-Сегодня мы познакомились только с некоторыми лекарственными растениями. Их очень много. Как вы думаете, мы помогли доктору Айболиту в поиске лекарств? (Ответы детей). Но не забывайте, что, не зная трав, нельзя употреблять их в пищу или лечиться ими. Почему?
-Среди них есть и очень ядовитые травы, которые тоже надо знать. Об этом мы поговорим в другой раз.
(Дополнительные картинки в презентации можно использовать для общего ознакомления, если останется время).