Ольга Фархутдинова
Конспект занятия по финансовой грамотности «Путешествие с Тетушкой Совой «Что такое деньги?» в подготовительной группе
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с понятием «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.
- Формировать умение детей практически осуществлять процесс обмена.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Закрепить представление о составе числа 10.
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „Путешествие с Тетушкой Совой „Что такое деньги?“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы и оборудование: коробочка с монетами, картинки с изображениями первобытных людей, первых денег и денег настоящего времени, сюжетные картинки, сумочки с предметами, монеты разного достоинства: 1, 2, 5, 10 рублей.
Организаторский момент
Игра «Совушка», дети находят перышко,
Воспитатель : Интересно, что за перышко у нас, откуда оно взялось? Воспитатель показывает перышко с разных сторон. Дети замечают надпись на обратной стороне перышка, читают.
Здравствуйте дети, я Тетушка Сова приглашаю вас в путешествие, а какое вы узнаете, если отгадаете загадку.
Воспитатель: Ребята вы готовы отправиться в путь? Тогда принимаем приглашение? Чтоб узнать какое путешествие нас ждет, нужно отгадать загадку, будьте внимательны:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Что это?» (Ответы детей).
Воспитатель :Тетушка Сова приглашает нас в путешествие «Что такое деньги?». Готовы отправиться в путь? Кто нам скажет, что такое деньги? Давайте поиграем с мячом «Для чего нужны нам деньги». Объясняю, как нужно играть: я буду бросать мяч по очереди, и спрашивать вас: «Для чего нужны нам нужны деньги?», а вы будете отвечать, хорошо? Начинаем: «Для чего нужны нам деньги?» :
-чтобы покупать игрушки;
-чтобы покупать продукты;
-чтобы платить за квартиру;
-чтобы сходить в игровой центр;
-чтобы заплатить за проезда на транспорте;
-чтобы покупать подарки и т. д.
Если ребенок затрудняется с ответом, задает наводящие вопросы: Когда мы едем в автобусе, нам нужны деньги? А когда пришли в аптеку, за что мы платим? Дома мы пользуемся светом, интернетом, газом, за это нужно платить деньги? А если разговариваем по мобильному телефону, нужно пополнять счет? и т. д.
Молодцы! Вспомнили, для чего нужны нам деньги, оказывается без них невозможно обойтись.
Воспитатель: Посмотрите, незнакомый конверт с часами, но цифры у часов расположены в обратном порядке, что бы это могло быть? Кажется, я догадалась, это тетушка Сова приготовила для нас следующее задание «Путешествие по времени». Давайте рассмотрим картинки. Что мы видим? (древние люди, старина, современные люди и разные деньги, предметы) Как вы думаете, ребята, что нужно сделать в этом задании? (подобрать картинки с изображением денег к людям разного времени) Тогда давайте возьмем картинки и определим, к какому времени относится данный вид денег.
Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Были ли деньги у древнего человека.
Дети: Нет. Древние люди менялись.
Воспитатель: Это был древний мир. Попробуем и мы поменять один товар на другой. Предлагаю вам поиграть в игру «Обмен», дети меняются товарами друг с другом. Молодцы! Справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, я нашла кошелек, случайно никто из вас его не терял? Интересно кому оно принадлежит? Давайте посмотрим, что в нем, вдруг мы сможем определить хозяина кошелька. Находим перышко с заданием. Ребята, Тетушка Сова приготовила для вас следующее задание, нужно подобрать пару деньгам.
Игра «Подбери пару».
Воспитатель: Посмотрите, на какие две группы можно разделить деньги? (Металлические и бумажные). А вы знаете, как называются металлические деньги? Правильно монеты. А бумажные деньги? Правильно купюры.
Воспитатель: Как вы думаете, какими деньгами лучше пользоваться : купюрами или монетами? Давайте проведем исследование и проверим. Приглашаю вас в мини-лабораторию. Результаты наших исследований мы будем записывать на карту. Так как купюры у нас бумажные, мы вместо них возьмем что? (Бумагу)
1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (Бумага мнётся, рвется; монета нет.)
ВЫВОД: плюс монетке
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент: Что будем дальше? Посмотрите в карту.
Ответы детей
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Ответы детей
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.
ВЫВОД: плюс монетке.
3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Ответы детей
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД: Что выигрывает? Ставим плюсик.
4 Эксперимент
Воспитатель: Положите купюру и монету в кошелек. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Ответы детей
Воспитатель: А что значит ничья?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Ответы детей
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. В наше время люди придумали использовать вместо денег банковскую карту (показывает) Она легкая и не занимает много места. И деньги можно совсем не использовать.
Воспитатель: - А вы как думаете, откуда берутся деньги? (выслушать ответы детей).
Их платят взрослым людям за работу – заработная плата за труд.
Следующее задание от Тетушки Совы «Кто, за что получает зарплату?» Здесь представлены люди разных профессий. Назовите сначала любую профессию из представленных, затем скажите, за что человек данной профессии получает заработную плату. (Например, повар готовит еду; врач лечит людей и т. д. Высказывания детей.)
Воспитатель: Следующее задание от Тетушки Совы «Не ошибись!». На столе лежат несколько монет разного достоинства: 1, 2, 5, 10 рублей. Какие монеты у вас лежат на столе? Какая из монет большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас монет? Покажите монету самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Монеты какого достоинства у вас нет? Какие монеты можно сложить, чтоб получить 3,4,6,7,8, 9.
1. задание: в один ряд положите все монеты достоинством в 2 рубля; в другой — в 5 рублей; в третий — в 10 рубль.
2. задание: на столе оставить только 4 рубля (2+2 или 1+ 1+1+1) (2+1+1)
3. задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной монетой, а несколькими (2+2+1, 1+1+1+1+1).
4. задание: оставить на столе 10 рублей, но разными монетами.
Воспитатель: Тетушка Сова благодарит вас за интересное приключение и дарит вам кошельки, с которыми мы будем играть в сюжетно-ролевых играх
Рефлексия:
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием, расскажите, что вам понравилось в нашем путешествии, воспитатель выслушивает ответы детей.
- Что сегодня узнали нового о деньгах?
- Для чего они нужны?
- За что люди получают деньги?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Что можно купить за деньги?
- Что бы вы купили, если бы у вас было много денег?