Валентина Смирнова
Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Зачем нужны деньги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Зачем нужны деньги. Дом, в котором живут деньги»
Цель: Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей.
Задачи:
Образовательные задачи
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий
- Темочки
1. Продолжать закреплять представления о понятиях «деньги», «монета», «пластиковая карта». Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»;
2. Формировать элементарные представления о деятельности людей некоторых банковских профессиях.
3. Упражнять детей в умении выделять в предметах и объектах положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни.
Развивающие задачи
1. Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к познанию.
2. Способствовать развитию речевой активности и мыслительных способностей.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, правильному отношению к деньгам, как предмету жизненной необходимости.
Предварительная работа.
Беседа с детьми об истории возникновения денег, рассказ с рассматриванием иллюстраций о профессиях, загадывание загадок, сюжетно-ролевые игры.
Методы и приемы: Игровой, метод наглядного моделирования, практическая деятельность детей, ИКТ технология, разгадывание кроссвордов, складывание оригами.
Материал к занятию :
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиапроектор, экран. Флешка с песней «Деньги-лепесточки». Кроссворд, маркеры. Копилки с заданиями, копилка с сюрпризом (шоколадные медальки,Модель банкомата из картона.
Ход
Воспитатель загадывает детям загадку:
У меня есть чудо - кошка,
На её спине - окошко.
Я кладу туда монеты,
Чтоб потом купить конфеты. Что это? (Копилка)
-Кто знает, что такое копилка? Какие бывают копилки?
-Скажите, пожалуйста, для чего нужны копилки?
-От какого слова произошло слово «копилка»(ответы детей)
- А что можно копить в копилках? (деньги).
-А нужно ли их копить (Ответы детей)
Воспитатель:- Хотите ли вы, ребята, узнать. где «живут» деньги? Мы узнаем, если прочитаем и выполним интересные задания, которые найдем в этих копилочках.
Нам предстоит выполнить задания, мы обязательно справимся, потому что мы с вами умные, дружные и будем обязательно помогать друг другу. Итак, открываем копилку номер один.
Копилка №1
Воспитатель:
1 Загадка
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные! (Деньги)
Воспитатель:- Как вы догадались, что это деньги? (Ответы детей).
Воспитатель: -Для чего людям нужны деньги? (Ответы детей.)
Воспитатель: -Где люди берут деньги? (получают заработную плату, пенсию, стипендию)
Воспитатель:- Деньги бывают разные. О каких деньгах говорится в этой загадке?
2 Загадка
Маленька, кругленька
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет
Ни к чему сама не годна
А всем нужна. (Монета)
Воспитатель:- Почему в загадке говорится, что она ни к чему не годна, а всем нужна (На нее почти ничего нельзя купить, а если не будет хватать, то вам не продадут товар….)
-Кто знает, какого достоинства бывают монеты (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, молодцы. Постарайтесь отгадать следующую загадку.
3 Загадка
Очень славный городок
Город-порт Владивосток,
Нарисован он с натуры
На двухтысячной. купюре
-Посмотрите, какие купюры находятся в обороте в нашей стране. Кто знает, какого они достоинства?
-Так что же такое деньги и для чего они нужны людям?
-Правильно, ребята, деньги – это такой предмет, за который можно что-то купить. Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно.
Нам пора размяться. Котята приглашают вас на музыкальную разминку -«Деньги-лепесточки».
1. Что такое деньги знают даже дети (махи руками влево – вправо)
Да и как же этого не знать
Деньги, как цветочки разные листочки, (маршируем на месте)
Но на них не надо рисовать.
2. Для чего нам деньги тоже знают дети (повороты в стороны)
Да и как же этого не знать
А чтобы на рынке нам ходить с корзинкой (кружимся на месте)
Спелую малину покупать.
3. Где берутся деньги, тоже знают дети (выставляем пятку)
Да и как же этого не знать
Книжечки с замочком, то есть кошелечки (щелчки пальцами)
Их оттуда просто доставать
Щелкнул и достал.
4. Почему листочки, деньги – лепесточки (маршируем на месте)
Брать без спросу детям не велят. Нельзя!
Мы расспросим маму, мы расспросим папу (махи руками влево – вправо)
И они нам это объяснят.
Воспитатель:- А сами вы как думаете, почему детям нельзя самостоятельно брать деньги? (высказывания детей).
-Молодцы, вы все правильно думаете. Открываем следующую копилку.
Копилка № 2
Воспитатель:- Что же в ней? А в копилке- сказка. Сказка про дружную семью гномов. Послушайте её. (Читает).
Жила – была дружная семья гномов. Дедушка -гном, бабушка- гном, папа -гном, мама- гном и взрослый сын сын- гном. Папа на работу ходил в шахту и за это получал зарплату. Мама работала в школе и тоже получала зарплату. Дедушка был пенсионер и получал пенсию. Бабушка тоже была пенсионеркой и получала пенсию. Сынок учился в институте и за свою хорошую учебу получал стипендию.
- Скажите, пожалуйста, из чего состоял доход семьи гномиков. (Ответы детей :
Зарплата папы- гнома, зарплата мамы -гнома, пенсия дедушки- гнома, пенсия бабушки -гнома и стипендия сына-гнома.)
Воспитатель:- Когда мы зарабатываем деньги – это называется доход, а когда мы их тратим - это называется расход. Поиграем в игру «Доход - расход»
-Я начну читать сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором мне вы отвечайте: доход это или расход.
Мама получила зарплату- это,
Бабушка заболела, ей купили лекарства – это,
Сестра выиграл денежный приз –это,
Павлик потеряла кошелёк с деньгами –это,
Бабушка напекла пирожки и продала их – это,
Родители заплатили за квартиру – это,
Ксюша нашла монетку – это,
Максиму купили самокат – ….
Воспитатель: -Молодцы, хорошо вы поняли что такое доход и что такое расход. Пора открыть следующую копилку.
Копилка № 3 : Игра по ТРИЗ «Хорошо – плохо» на ковре в кругу.
Воспитатель:- Я буду называть предметы, а вы скажите, что в этом предмете хорошо, а что плохо.
1. Деньги-это хорошо. Почему?
Деньги-это плохо. Почему?
2. Монеты-это хорошо. Почему?
Монеты- это плохо. Почему?
3. Работать –это хорошо. Почему?
Работать- это плохо. Почему?
4. Приносить доход в семью- это хорошо. Почему?
Расходовать деньги-Это плохо. Почему?
5. Пользоваться пластиковой картой- это хорошо. Почему?
Пользоваться пластиковой картой- это плохо. Почему?
6. Делать покупки в магазине- это хорошо. Почему?
Делать покупки в магазине- это плохо. Почему?
Воспитатель:- Молодцы, вы хорошо усвоили финансовую грамоту.
Воспитатель:- Ребята, вот мы с вами, успешно выполнив все задания, добрались до самой главной загадки «Где же живут деньги?» об этом мы узнаем, когда откроем третью копилку. И опять здесь загадка.
Копилка№ 4
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи?
Ответы детей. (Банк)
Воспитатель: -Кто догадался, что это?- Почему вы решили, что это банк, (Сбербанк) какие подсказки вы услышали в загадке?
(Ответы детей)
Воспитатель: -Для чего людям нужны Сбербанки? (Ответы детей)
-В нашем городе есть Сбербанк. Над входом расположен логотип Сбербанка.
Воспитатель показывает фото.
Сбербанк в нашем городе находится на улице Красной. Может, кто-то из вас с родителями был в нем? (Показ фото)
В Сбербанке работают банковские работники: кассир, охранник, инкассатор, консультант, администратор.
О какой банковской профессии вы хотели бы получить больше информации?
Дети называют профессии, воспитатель рассказывает о характере деятельности работника банка.
( Например: Кассир сидит в отдельной кабинке, т. к. он выдает и принимает деньги. Еще он меняет иностранные деньги на рубли, принимает переводы, производит оплату по квитанциям. Кассир выдает и принимает от клиентов деньги, работает с пластиковыми картами, определяет настоящие ли деньги, передает деньги инкассатору.
Инкассатор (перевозит деньги, банковские документы, банковские карты; наполняет банкоматы деньгами.)
Консультант (специалист, который с самого начала все разъяснит грамотным и понятным языком. Например, как оплатить квитанцию самостоятельно, как оформить кредит и многие другие вопросы.
В каждом банке работает администратор. Он следит за работой всех сотрудников банка и руководит ими.)
-Ребята, а как вы думаете, чем могут заняться дети, пока их родители находятся в банке? (поиграть в специальном уголке для детей)
-Кто уже видел, что есть в таком уголке для детей? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям провести физминутку.
Монетный двор
Веселые кузнечики, не покладая рук, (Круговые движения предплечьями.)
Куют монеты весело (Хлопки ладонями).
Тук, тук, тук, тук, тук, тук. (Постучать кулачками.)
Стрекозы купят платьице, (Пружинка с поворотом туловища).
А бабочки очки. (Пружинка, приставить руки к глазам как очки).
Купят себе скрипочку веселые сверчки. (Наклон вперед, прямые руки отвести назад.)
Веселые кузнечики, не покладая рук, (Круговые движения предплечьями.)
Куют монеты весело (Хлопки ладонями.)
тук, тук, тук. тук, тук, тук. (Постучать кулачками)
Воспитатель: -Вот и подошли мы к последней копилке. Что же в ней? Опять для вас задание.
Копилка№5
Воспитатель читает записку: - Чтобы найти новое задание вам надо встать спиной возле среднего окна и начать движение. Отсчитайте прямо шесть шагов, затем поверните налево и сделайте семь шагов, поверните налево, сделайте пять шагов, повернитесь направо. Что вы видите? (Кроссворд)
Воспитатель:- Догадались, какое задание нам предстоит выполнить? Послушайте: Отгадав загадки, вы узнаете, какое слово спрятано в кроссворде.
1. Говорят про нас: Мы деревянные.
Но неправда, мы— железные,
Мы тяжёлые, полновесные! (Рубли)
2. Хочешь что-то ты купить, нужно деньги заплатить
На товаре быть должна
Всегда указана (цена)
3. Наши сбережения кладем мы на хранение
Заполняем всяческие бланки
Чтоб хранить надежно деньги в (банке)
4. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт. (кассир)
5. Если хочешь в магазине, ты купить, к примеру, сок.
Отправляясь за покупкой, возьми с деньгами (кошелек)
6. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет, весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна, а всем нужна (монета)
7. Можно за все заплатить.
Хоть в выходной, хоть на 8 марта.
Пойти в кино иль в магазин сходить.
Нам пригодиться банковская … (карта)
8. И врачу, и акробату выдают за труд … (зарплату)
Воспитатель: -Какое слово получилось по вертикали? (банкомат) (Если дети затрудняются прочесть, воспитатель помогает)
-Из какого аппарата получаем мы зарплату (банкомат)
Кроссворд по финансовой грамотности для старшего дошкольного возраста
Воспитатель:- Так из какого аппарата выдается нам зарплата? (Банкомат)
Воспитатель:- В каждом Сбербанке стоят банкоматы. (Показ фото) Как вы думаете, если я подойду и нажму на кнопочки, мне банкомат выдаст деньги? (Ответы детей)
Воспитатель:- Что нужно иметь клиенту, чтобы получить деньги из банкомата? (ответы детей)
Воспитатель показывает карту. Проводится рассматривание.
Воспитатель:- У каждого клиента Сбербанка, или другого банка,есть банковские пластиковые карты. Карточка-это тоже кошелек: сколько денег вы туда положили, столько там и будет.
Вы, наверное, видели, как родители пользуются такими картами. Как вы думаете, какие правила должны знать родители-пользователи карты? (Высказывания детей)
Воспитатель:- У нас осталась ещё одна копилка, да не простая, а с сюрпризом! Открывает копилку, а там шоколадные монетки
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, узнали ли мы с вами, для чего нужны деньги и где они хранятся? Вам было сегодня интересно? Что самое интересное? Кто хочет работать в банке, когда вырастет? Я приготовила для вас листы бумаги и карандаши, и предлагаю вам нарисовать здание банка, как вы себе его представляете.
Выставка работ по теме