Эльмира Юнусова
Конспект занятия по финансовой грамотности «Азбука экономики» в группе общеразвивающей направленности для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Г. Оренбург
МДОАУ «Детский сад № 173»
Старший воспитатель: Юнусова Эльмира Зуфаровна
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности
Тема: «Азбука экономики»
(подготовительная к школе группа)
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „Азбука экономики“ в группе общеразвивающей направленности для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений, способствовать формированию основ финансовой грамотности.
Задачи.
Обучающие:
Учить устанавливать соответствие между количеством монет и достоинством денег, выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;
Упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Уточнять знания детей о составе числа в пределах 10 из 2 меньших.
Упражнять в умении различать «монеты», «купюры» разных достоинств.
Закреплять знания понятий «деньги», «зарплата», «доход», «расход», «семейный бюджет», «товар», «цена», «сдача», «размен»
Развивающие:
развивать логическое мышление, навык счета,
развивать основы финансовой грамотности и первичной экономической компетентности.
продолжать формировать навык работы в коллективе;
развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат;
Воспитательные:
Воспитывать умения соизмерять реальные потребности и свои желания, применять к себе понятия «надо» и «хочу».
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Способствовать проявлению положительных эмоций во время познавательной учебной деятельности.
Оборудование: игровые «купюры», «монеты», коробочки- «сейфы», карточки с символами свойств блоков Дьенеша, набор карточек -примеров и букв для игры «Собери слово» палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, набор карточек для игры «Магазин».
Ход занятия:
Воспитатель предлагает поздороваться с гостями. Дети садятся за столы.
Педагог: Мы сейчас будем заниматься… (стук в дверь) Заходит «Рублик»
- Здравствуйте. Я - Рублик металлический, похож я на медаль. Принес вам подарок. Это непростая Азбука, а
«Экономическая!» В ней много разных экономических терминов и понятий, а чтобы вам было легче их понять, мы составили специальную подсказку из «математических» заданий. Я и мой друг, Белобок, надеемся, что вам подарок очень понравится и поможет вырасти грамотными людьми.
Рублик вручает педагогу «Азбуку» и спрашивает:
- А можно я останусь с вами?
Воспитатель: Оставайся, а мы откроем и посмотрим эту необычную «Экономическую Азбуку» (педагог демонстрирует).
ЗАДАНИЕ №1 «РАССЧИТАЙТЕ БЮДЖЕТ И РАСХОДЫ»
- Ребята, смотрите первое задание и подсказка к нему:
педагог показывает иллюстрацию «Доход семьи».
К вам обращаются за помощью три медведя и просят помочь рассчитать бюджет их семьи и расходы.
*В семье трех медведей, Михайло Потапыч работает строителем и получает зарплату 5 рублей. Настасья Петровна работает медсестрой и получает за свой труд 3 рубля. Мишутка еще маленький и ходит в д/с и ничего не получает. Назовите месячный доход семьи трех медведей. (8р) – педагог показывает все на иллюстрации.
А теперь давайте высчитаем сумму расходов в течение месяца:
если на продукты они тратят 3 рубля,
за оплату берлоги 2 рубля,
за д/с 1 рубль,
на лесной трамвай до д/с 1 рубль,
на обновки 1 рубль. Какая сумма вышла расходов? (8 р.)
Может ли семья в этом месяце купить медвежонку самокат, который стоит 1 рубль?
Почему? Что им нужно сделать? (откладывать, копить деньги)
Молодцы.
Воспитатель «открывает» следующую страницу и достает из «Азбуки» карточку «Блоков Дьенеша» .
ЗАДАНИЕ№2 «РАСКОДИРУЙ ФОРМУ ПЕЧЕНЬЯ»
- Ребята, медведи как вы знаете очень большие сладкоежки. Настасья
Петровна, когда ходит за продуктами очень внимательно изучает предложенный продавцами товар. И как у всех покупателей у медвежьей семьи есть самое любимое печенье. Вы должны внимательно изучить карточку с символами и расшифровав её, вы узнаете, какое печенье они чаще всего покупают в магазине.
Дети работают с индивидуальными карточками по свойствам блоков Дьенеша.
Воспитатель «открывает» следующую страницу и достает из «Азбуки» набор примеров и букв.
ЗАДАНИЕ №3 «СОБЕРИ СЛОВО»
- Посмотрите, теперь вам надо решить примеры, ответ соотнести с нужной буквой и из полученных букв составить слово. Если ваши действия будут выполнены правильно, то составленное вами слово, и слово в «Экономической Азбуке» совпадут.
Перед детьми педагог ставит набор примеров и букв (дети должны решить примеры и по ответам, из букв собрать слово.)
«Д Е Н Ь Г И»
10-1=? 9 буква Е
5+5=? 10 буква Д
7+1=? 8 знак Ь
6-1=? 5 буква Н
3+3=? 6 буква И
8-1=? 7 буква Г
Педагог: получилось слово «Деньги», а какое слово написано в нашей «Азбуке?» (дети читают). Слова совпали, значит мы все сделали правильно. Но ребята, на этой страничке была не одна подсказка- задание, а две. Посмотрим, какая?
Педагог достает и показывает детям «сейф».
ЗАДАНИЕ №4 «ОТГАДАЙ ШИФР СЕЙФА»
- Ребята, где хранятся деньги? (в сейфе). Правильно. У вас на столах есть «игровые сейфы», чтобы их открыть, необходимо собрать код чисел, из цветных палочек. У каждого из вас разные кодовые числа. Пожалуйста, узнайте шифр вашего сейфа.
Дети индивидуально каждый по заданной цифре выполняет «раскодировку сейфа» - работают с палочками Кюизенера по составу чисел из 2-х меньших в пределах 10 и «открывают» сейф, достают монеты и купюры.
Воспитатель: мы с вами открыли сейфы. Ребята, что находилось в ваших сейфах? ( деньги: монеты, купюры/ банкноты). Посмотрите, мы все делаем верно, и страничка в азбуке посвящена этим понятиям.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
С физкультурой я дружу
Свою спину разогну.
Руки к верху подниму,
А потом их опущу
А сейчас попрыгаю 1.2.3.
Ножками подрыгаю 1.2.3.
Ручками похлопаю 1.2.3.
Ножками потопаю 1.2.3.
Сяду я за столик стройно,
Чтоб вести себя достойно
Воспитатель: А сейчас посмотрим, какое следующее экономическое понятие есть в нашей «Экономической Азбуке»
Воспитатель «переворачивает» страницу на понятие «Покупка» и предлагает детям следующее задание
ЗАДАНИЕ № 5 «КУПИ ТОВАР ПО СПИСКУ И СО СКИДКОЙ.
СЭКОНОМЬ!»
- Мы с вами отравляемся в «Магазин» за продуктами. У вас есть в наличии определенная сумма и вам нужно купить необходимые продукты, но при этом постараться сэкономить, чтобы можно было отложить денег для покупки самоката для маленького Мишутки. В магазине будьте внимательны, на полках стоит много товара, есть одинаковый, но по разной цене.
Дети работают индивидуально, по карточкам, делают «покупки». Педагог спрашивает, у кого какая сдача получилась, кто что купил.
Воспитатель: Молодцы ребята. Не плохо сегодня мы с вами поработали, со всеми заданиями – подсказками справились. И вспомнили многие экономические термины, но наша Азбука еще на закончилась, и мы будем продолжать работать с ней в следующий раз. А сейчас я вам предлагаю еще раз, перечислить какие экономические термины мы с вами вспомнили, при помощи подсказок из Экономической Азбуки кота Белобока. Ну а ты Рублик слушай наши ответы
ЗАДАНИЕ №6 «ВЕСЕЛЫЕ ВОПРОСИКИ»
1. Куда потратить деньги, куда нет. Так распределяется (бюджет).
2. Коль трудился целый год, будет кругленький… (доход).
3. И врачу, и акробату выдают за труд (зарплату).
4. Все, что в жизни продается, одинаково зовется: и крупа, и самовар, называется (товар.
5. На товаре быть должна, обязательно (цена).
6. Мебель, хлеб и огурцы, продают нам … (продавцы).
7. За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробьет… (кассир).
8. Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
Я кладу их не в платок,
А кладу их в кошелек (деньги).
9. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет… (монета).
10. Санкт –Петербург – 50, Москва – 100, Севастополь – 200. О чем речь? (банкноты номиналом 50, 100 и 200 рублей)
Воспитатель: вы ответили на все вопросы, молодцы! Ну что, Рублик, наши ребята показали себя не только эрудированными, но и великими математиками, умеющими обращаться с деньгами. И поэтому я предлагаю им вручить медали «Юный финансист»
Рублик достает и вручает детям «медальки».