любовь Чаганова
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Знатоки семян»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе
Цель: активизировать мыслительные процессы и связную речь детей, используя графические символы.
Задачи: Учить грамматически правильно строить свои ответы, используя предложенный алгоритм. Закреплять умение выделять существенные отличительные признаки семян разных растений. Развивать мелкую моторику рук. Развивать начала социальной компетентности (уметь внимательно слушать собеседника, не перебивать, дружно работать в парах).
Материал: семена разных растений, пинцеты, лупы, пустые пузырьки, презентация «Такие разные семена».
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе „Знатоки семян“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Предварительная работа: чтение главы «Плоды и семена» (Энциклопедия дошкольника. Малофеева Н. Н. М. : Росмэн, 2007); совместное придумывание графических символов для обозначения различных признаков внешнего вида семян (размер, цвет, форма); д/и «Нарисуй картину семенами».
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей в организованную им лабораторию.
- Сегодня мы, как настоящие ученые, будем с вами сравнивать и исследовать семена разных растений. Что нам для этого понадобится? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям занять места в лаборатории и проверить все ли необходимые предметы есть на столах. Отмечает, что появился новый предмет: пинцет. Объясняет его предназначение.
- Каких только семян нет на нашей планете! Хотелось бы мне узнать, хорошо ли вы разбираетесь в семенах?
- Сегодня нам будет помогать волшебный экран. Рассказывать о семенах вы будете по схемам.
- Ребята, посмотрите на волшебный экран. Сначала мы узнаем, семена какого растения появятся на экране. А потом об этих семенах вы будете составлять рассказ.
Но сначала давайте вспомним о символах, что они означают на схеме.
Чьи семена? Какого они размера? Какого они цвета?
Какую имеют форму? Какие семена на ощупь? Что еще знаете об этих семенах?
Выслушиваются рассказы детей.
Эти желтые ребятки сидели дружно все в початке.
Ответят даже карапузы: Чьи семена здесь? (кукурузы)
Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена кукурузы, рассмотреть через лупу, описать семена кукурузы по графическому алгоритму, с помощью пинцета (можно помогать руками, если не получается) положить 10 семян в пузырек (дети работают в парах, помогая друг другу).
Эти семечки вкусны
Догадайтесь, чьи они? (тыквы)
Проводится аналогичная работа. Затем детям предлагается поработать в парах: один ребенок закрывает глаза, а другой кладет ему в руку семечко кукурузы или тыквы (нужно на ощупь отгадать какое семя в руке). Дети меняются ролями.
Словно важные синьоры,
Полны семянок ….(помидоры)
Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена помидор, рассмотреть через лупу, описать семена по графическому алгоритму, с помощью пинцета в пустой пузырек положить 10 семян помидора.
Предложить сравнить пузырьки с семенами помидора и кукурузы. Каких семян кажется больше? Почему? Делается вывод (семена кукурузы крупнее семян помидора).
Из таких семян отборных
Летом вырастет … (подсолнух)
Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена подсолнуха, рассмотреть через лупу, узнать, что внутри у семени, с помощью пинцета положить 10 семян в пустой пузырек.
Проводится игровой этюд «Как росли подсолнушки» («Ветер семена кружил, да на землю опустил…»)
Желтенькие, длинненькие
Чьи семянки?. (дынькины)
Эти-то семянки тоже ведь на дынькины похожи.
Но из светлых «молодцов» взрастим мы грядку… (огурцов)
Выбирают семена дыни и огурца, сравнивают, описывают любые по желанию, кладут по 10 семян в разные пузырьки.
Очень сахарный на вкус
Вырос из семян… (арбуз)
Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена арбуза, рассмотреть через лупу, описать по алгоритму, положить 10 семян в пузырек.
Затем воспитатель предлагает детям игру «Шумелки» (нужно с закрытыми глазами отгадать, какие семена шумят)
Проводится д/и «Доскажи словечко»
• Семена кукурузы гладкие, а семена помидора… (шершавые)
• Семена дыни – желтые, а семена огурца - … (белые)
• Семена помидора шуршат, а семена кукурузы … (стучат)
• Семена арбуза тоньше, а семена кукурузы … (толще)
• У тыквы семена светлые, а у подсолнуха … (темные)
Воспитатель предлагает детям посмотреть на пузырьки с семенами и ответить на вопрос. Какие из представленных здесь семян самые крупные, а какие самые мелкие? Как можно об этом догадаться? (крупные семена занимают больше места в пузырьке, а мелкие – меньше)
Физ. минутка
Возьмем, семечко одно,
Положим в ямку мы на дно!
Ты не бойся, дорогое,
Ничего, что там темно. (Дети опускаются на корточки)
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли.
Вот весною, в ранний час,
Семечко взошло у нас. (Дети медленно встают – «вырастают»)
Из земли росток явился: (Дети потягиваются)
- Здравствуй, солнце, я - родился! (Дети поднимают руки над головой, машут кистями рук)
Мал еще росток-ребенок,
Только вышел из пеленок! (Дети опускают руки вниз)
(Дети наклоняют головы в разные стороны)
- Вам понравилось в нашей лаборатории?
- Что нового, интересного узнали?
- Что запомнили?
- А у меня для вас еще одна загадка:
«По форме, словно капелька, семечко у … (яблока)
Показывает разрезанное яблоко с семенами.
Через несколько лет это семечко может превратиться в прекрасное дерево. В какое дерево оно превратится? (в яблоню) И угостит всех вкусными… (яблоками).
Воспитатель угощает детей яблоками.