Чанкаева
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Какие народы живут в России»
Чанкаева Индира
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе "Какие народы живут в России".
Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе „Какие народы живут в России“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображение людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости, иллюстрации или предметы национальных промыслов России.
Предварительная работа: чтение сказок народов России.
Ход занятия
Воспитатель:
-В какой стране мы живем? (Россия)
Наша страна великая, сильная, красивая. Но страна - это не только леса. поля и реки и города. Страна - это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильная дружбой разных народов, ее населяющих. а народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары - в средней полосе России, чукчи, ненцы на севере, осетины, ингуши, дагестанцы - на юге страны. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
-Что такое народные традиции? (ответы детей)
-Это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.
-Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха, Осенины и др.)
-А у татарского народа есть праздник Сабантуй - это праздник окончания посевных работ. Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
-У каждого народа свои народные традиции. но это не делает один народ лучше или хуже другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. у каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина - Россия.
-Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны. Вы уже знаете, на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди. чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень теплая, ведь на севере так холодно! Она сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть теплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
-Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? ( Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
-Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
-А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма - красивый пояс - пулай.
-Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Физминутка.
-У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский - это государственный язык России. На нем говорят на всей территории нашей страны, на нем обучают детей в школах, студентов в институтах, на нем издаются законы России.
-Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
-Все сказки похожи одна на другую.
-Как вы думаете, чем? (Ответы детей)
-Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
-Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
-Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет. никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
-Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. (Показать образцы народных промыслов.)
-Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, хохломская посуда, палехские шкатулки, жостовские подносы, матрешки.)
-Другие народы тоже занимаются народными промыслами : на севере России-резьбой по кости, шитьем одежды из меха; На юге россии осетины, ингуши, дагестанцы делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла - кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.
-У каждого народа есть свои любимые блюда. сегодня мы попробуем некоторые из них.
-Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги, блины.
-У чукчей - строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины.
-У осетин, ингушей, дагестанцев - халва, пахлава, хинкал. чуду.
-Татары делают вкуснейшие сладости - например, чак-чак.
в конце занятия - праздничное чаепитие
с национальными сладостями.
Итог занятия
-Наша страна сильна своим единством, дружбой, разных народов. Все народы России равноправны.