Наталья Ш
Конспект занятия по ФЦКМ «Такие разные деревья!» для детей младшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЦКМ «Такие разные деревья!» для детей младшей разновозрастной группы.
Цель: развитие интереса к окружающему миру; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Воспитание отзывчивости, доброты, умение сочувствовать персонажам и желание помочь. Учить детей создавать образы разных деревьев, кустов и составлять из них коллективную композицию «Осенний лес».
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ „Такие разные деревья!“ для детей младшей разновозрастной группы» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Задачи:
• расширять у детей знания и представления о деревьях;
• обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
• активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление;
Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением листьев разных деревьев. Листья, собранные на улице, ватман, клей, салфетка, клеёнка, кисточка. Игрушечный заяц с конвертом.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает ребятам закрыть глазки и читает строки из стихотворения:
Прогулка в лес.
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам –
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
Воспитатель: Откройте глазки. Что вы представили?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ой, ребята, тише, тише, что-то странное я слышу, кто-то к нам сюда спешит, кто-то к нам сюда бежит.
Воспитатель вносит в группу игрушечного зайку и конверт.
Воспитатель: К нам прискакал зайка. Как он прыгает?
Дети, стоя около стульчиков, прыгают.
Воспитатель: Садитесь, мои зайчатки. Я открою конверт.
Ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем, что в нем написано.
- «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок - хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!»
Воспитатель: Ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес?
Ответы детей.
Воспитатель: Лес - это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, - это богатство нашей Родины - России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.
Сегодня мы с вами поговорим о деревьях. Наш гость побудет с нами. Вы не против?
2. Беседа о деревьях
- Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
- Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т. д.)
- Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
- Вы можете назвать лиственные деревья? (Берёза, дуб, клён и т. д.)
- Какие хвойные деревья вы назовёте? (Ель, сосна,)
- Я покажу вам другие деревья, вы запоминайте (Осина, тополь, ива, рябина; пихта и лиственница)
Воспитатель показывает картинки незнакомых пока деревьев и характеризует их.
3. Физминутка «Ветер дует нам в лицо». (Выполняются движения, согласно тексту)
4. Закрепление Загадки о деревьях
- Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист - ладошкой, с длинной ножкой. (клен)
Весною зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
Мы попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.
(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называют и прикрепляют на доску)
5. Подбор слов-действий
Деревья - качаются, стоят, шумят, растут.
Листья - осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
6. Подбор слов-признаков
Воспитатель показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.
- Лист клена.
- Лист какой?
- Кленовый.
- Лист березы …
- Лист липы …
- Лист тополя … и т. д….
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)
7. Коллективная работа «Осенний лес»
Воспитатель: Слышите? Кто плачет? Зайка - наш гость. Что случилось?
Зайчик: Листья на деревьях были яркие, пестрые, золотые, нарядные. И вот теперь они грустные и печальные.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему они грустят?
(Потому, что у них нет листьев.)
Зайчик: Да, подул сильный ветер и оборвал все красивые листочки. Где я живу, поблизости все деревья без листочков. Я пожалел деревья, и очень хотел им помочь, поднять настроение, но одному не справиться. И поэтому я пришёл к вам в детский сад попросить помочь деревьям, украсить их красивыми осенним листочками.
Воспитатель: Ребята, поможем деревьям и зайке?
Дети: Да, поможем
Воспитатель: Но перед тем как приступать к нашей аппликации мы сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (Шагают по столу)
Воспитатель: Мы на прогулке с вами собирали листочки? Потом делали гербарий? Листочки разные? Их надо разделить по принадлежности к дереву.
Лист березы — к берёзе
Лист кленовый — к клёну
Лист дубовый — к дубу
Лист сиреневый- к кусту сирени.
( Дети отвечают на вопросы воспитателя, потом раскладывают листочки к нарисованным силуэтам, после чего приклеивают их)
Воспитатель; Молодцы, ребята. А зайчик, так обрадовался обновлённому лесу, быстро убежал домой. Передал вам, большое спасибо, и морковку оставил в подарок. Мы её с вами съедим в обед, в салате.
8. Рефлексия
Воспитатель: Ребята понравилось вам наше занятие?
Какие деревья растут у нас на участке?
Что есть у дерева?
Какого цвета листья на деревьях осенью?
Как называется явление, когда листья падают?
Помните просьбу Лесовика?
Воспитатель читает детям стихотворение:
Живой лес
(Ирина Сеньчукова)
Я вчера узнал случайно,
Есть у леса одна тайна.
Оказалось лес живой!
Дышит он, как мы с тобой.
Он не ест, но воду пьет
И от этого растет!
И ему, как нам ребята,
Солнце теплое приятно.
Лес страдает и болеет,
Разговаривать умеет!