Елена Двуреченская
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «Весна, поди сюда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЦКМ. Средняя группа.
«Весна, поди сюда».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
- Расширить представления детей о признаках весны.
-Закрепить знания детей о перелетных птицах, весенних цветах, умение отгадывать загадки.
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе „Весна, поди сюда“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
-Активизировать словарь детей по теме «Весна» : первоцветы, детёныши диких животных, мать и мачеха, подснежники, ландыши, одуванчики.
-Развивать мелкую моторику рук.
- Создать атмосферу радости и добра.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
наглядный-рассматривание картинок с изображением первоцветов и перелетных птиц.
словесный- беседа о весне, отгадывание загадки.
практический- подвижная игра, физкультминутка
Предварительная работа: Чтение стихов про весну, отгадывание загадок, рассматривание картин с первоцветами, весенним лесом и дикими животными.
Материалы и оборудование: музыкальная композиция на весеннюю тему, изображения времён года, перелетных птичек, весеннего леса, первоцветов, иллюстрации на тему весна.
Ход занятия:
Оргмомент
Дети и воспитатель входят в музыкальный зал.
Звучит музыкальная композиция на весеннюю тему (шумит ручей, звенит капель, поют птицы и т. д.)
Воспитатель. Ребята, что обычно говорят, чтобы поприветствовать друг друга?
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель. Верно, ребята! Люди не зря говорят друг другу это слово, ведь произнося его, мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия. Хотите узнать, как раньше люди на Руси в особых случаях здоровались? Тогда смотрите на меня и повторяйте.
Здравствуй, небо (поднять руки вверх)
Здравствуй, земля (присесть, показать руками вниз)
Здоровы будьте, мои друзья! (сделать поклон по - русски, от сердца).
-Ребята, прислушайтесь. Скажите, какие звуки вы слышите? (поют птички, капают сосульки, играет красивая музыка).
- Сегодня утром я шла в детский сад и промочила ноги. Откуда же столько воды под ногами? (тает снег)
- Да. А почему он тает? (На улице стало теплее, солнце греет)
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
- Как вы догадались, что это весна, о каких признаках говорится в загадке?
- Ребята, а вы рады весне?
-Чтобы весна пришла быстрее, дети зовут её и играют в «Веснянку». Давайте и мы поиграем.
2. Основная часть
Подвижная игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори Ясно,
Чтобы не погасло. На мольберте жёлтый круг.
Воспитатель обращает внимание на него. Говорит от лица солнца.
«Я - весеннее солнце. Послало я свои солнечные лучики землю согреть, а они потерялись. Помогите мне, пожалуйста, их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонёк.
В:- Ребята, а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?
( Предположения детей: исчезнут растения, животные, погибнут птицы, будет темно и холодно, людям будет плохо)
В:- Вы хотите помочь солнцу?
Д:- Да!
В:- Тогда отправляемся в путешествие за лучиками солнца.
Волшебный огонёк, помоги, нам дорогу укажи!
Дети идут с воспитателем по группе, воспитатель. светит маленьким фонариком, свет падает на картинки с временами года) сесть на стулья
1. Воспитатель: - Ребята, посмотрите на какой волшебной поляне мы оказались! Посмотрите на эти картины и расскажите, что на них нарисовано. Какое время года на этой картинке? (Зима.)
Воспитатель: Что на ней видим? (Много снега, дети катаются на санках, деревья голы, дети тепло одеты и т. д.)
Воспитатель: Назовите, что за время года нарисовано на второй картинке? (Весна.)
Воспитатель: По каким предметам вы догадались, что это весна? (Солнце светит ярко, сосульки, ручейки, проталины, птицы прилетели и т. д.)
В. - А сейчас какое время года?
Д. - Весна!
В. - А вы помните стихотворение о весне? Давайте прочитаем.
(мнемотаблицы)Плещеев А. Н
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
В. - Молодцы. Вот мы и нашли первый лучик, идём дальше.
2. Воспитатель: Волшебный огонёк, помоги, нам дорогу укажи Это лесная полянка. Как только растаял снег, появляется зеленая травка и первые весенние цветы.
Дыхательная гимнастика «Аромат цветов» Спокойный вдох и выдох А - ах
А какой самый первый цветок появляется весной в лесу?
Дети: Подснежники.
Прорастает сквозь снежок
К солнечным лучам цветок
Маленький и нежный
Беленький подснежник
Воспитатель: Молодцы, а какие еще первые цветы вы знаете?
Дети:
Одуванчик, мать-и-мачеха, ландыш.
- Когда появляются первые цветы? (Весной)
- Как называются первые цветы? (Первоцветы)
В:- Молодцы, вот мы еще один лучик нашёлся.
3. Воспитатель: Волшебный огонёк, помоги, нам дорогу укажи (светит на капельку воды)
В. - ребята, угадайте, что согрел следующий луч:
«В голубой рубашке бежит по дну овражка»
Д. - ручей.
Включить музыку ручеёк
В. - Назовите ласково наш ручей (ручеёк, ручеёчек)
А откуда появился ручей?
физминутка
К ручейку мы все спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
5. В: продолжаем наше путешествие.
Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи.
Ребята, а кого согрел луч?
Что с животными происходит весной?
Дети: Поменяли зимние шубки на летние.
Воспитатель: Заяц был зимой какой?
Дети: Белый.
Воспитатель: А весной?
Дети: Серый.
Воспитатель: Медведь зимой что делал?
Дети: Спал.
Воспитатель: А весной?
Дети: Проснулся.
Воспитатель: Весной почти у всех зверей появляются.
Дети: Детёныши.
- С приходом весны изменилась и жизнь животных. У всех зверей весной происходит линька :густая шерсть меняется на более редкую. Изменяют окраску заяц и белка. Заяц был белым, стал серым. Белка была серая – стала рыжая.
В:- Молодцы, еще один луч нашли.
6. В: Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи.
(В. светит на картинку с изображением скворечника)
Звучит пение скворца
В:- ребята, а что это за домики? (скворечники)
В. : А какие птицы живут в скворечниках?
Д: Скворцы.
- С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто они (птицы)
- Какая птица возвращается первой из тёплых стран (Дети отгадывают загадки, после каждой отгадки обращать внимание на экран с картинками птиц)
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь,
А зовётся птица….(Грач)
На дереве дворец,
Во дворце живёт певец,
А зовут его (Скворец)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Воспитатель. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что её из далёких краёв приносят перелётные птицы. Одними из первых возвращались из тёплых стран жаворонки. Поэтому в народе верили, что именно жаворонки приносят весну на своих крылышках. В конце марта отмечали праздник, который так и назывался - Жаворонки.
В этот день дети и взрослые украшали ветви деревьев ленточками, тряпичными птичками (слайд с изображением деревца, украшенного лентами). Давайте тоже украсим веточки разноцветными лентами. Выбирайте ленточку любого цвета, а я вам расскажу, что каждый цвет обозначает. Красные ленточки - жизнь и здоровье, жёлтые - солнце и тепло, зелёные - живую природу, голубые - небо и чистоту. Какие красивые веточки получились! Эти веточки будут украшать нашу группу (вазу с веточками размещаем на подоконнике).
Чтобы птицы скорее прилетели и весну на крылышках принесли, дети пели песенки - веснянки, весну звали - закликали. Послушайте песенку.
Воспитатель. Во время праздника Жаворонки хозяйки по обычаю замешивали тесто и пекли булочки в виде жаворонков. Такими булочками угощали детей, родственников, даже давали их домашним животным. Дети брали жаворонков из теста, бежали на пригорок, поднимали их высоко в ладонях, иногда подбрасывали вверх и весну - красну звали - закликали:
Жаворонушки, Красно солнушко!
Прилетите к нам, Весну - с дождём
Принесите нам Лето - с травами,
Весну-красну, Весну - с солнышком
Тёпло летичко, Лето - с зёрнышком!
Нам зима-то надоела,
Весь хлеб переела! У-у
Воспитатель. Ребята, о каком старинном празднике вы сегодня узнали?
7. В: продолжаем наше путешествие.
Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи.
(В. светит на листочки деревьев)
В:- На что упал этот лучик?
Д:- На деревьях распускаются листочки.
В. Давайте возьмём по листочку и поместим их на дерево.
Дети берут по листочку и приклеивают на дерево.
В:- Молодцы, вот наше дерево зашумели листвой, а как шумят деревья?
Д:- ш-ш-ш-ш-ш.
В:- Молодцы, еще один луч нашли.
В:- Ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи.
-Вам понравилось наше путешествие (Да)
Давайте сделаем солнышко. Дети прикрепляют лучики к солнышку. Какое солнышко у нас получилось (лучистое, яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, большое, красивое) .
Ах, как в лесу стало светло. Ребята, вы помогли Весне оживить природу после зимы: деревья ожили, запели птицы, появились первые цветы - подснежники,это верный знак – что Весна наступает.
Подведение итога занятия.
- О каком времени года мы сегодня говорили? (О весне).
- Какие приметы весны вы запомнили? (Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.)
- Ребята, вам понравилось? А что понравилось больше всего? Спасибо вам, вы подарили мне хорошее настроение, ведь весной так хочется радоваться, улыбаться.