Головенченко Альбина
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Песенки, колядки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по «Чтению художественной литературы»
Тема: Песенки, колядки (чтение, разучивание)
Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении песенок, колядок
Образовательные: учить понимать обобщенное значение песенок, колядок, развивать познавательные интересы.
Развивающие: продолжать развивать интерес к художественной литературе
Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству
Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы „Песенки, колядки“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Методы и приемы: чтение, рассматривание иллюстраций, чтение, разучивание колядок, песенок, беседа о значении колядок и песенок, физминутка, помощь воспитателя в отработке речевых навыков.
Оборудование: ИД (интерактивная доска, ноутбук, иллюстрации
Литература: «Книга для чтения в детском саду 5-7 лет» В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, стр. 7-8
Ход занятия:
1. Мотивация: «Зима – время колядок» (стоя на коврике)
Воспитатель: В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Радость, счастье в дом приходит,
После ночек Новогодних
Рождество ведь настает,
Детвора колядовать идет!
2. Беседа «Песенки, колядки» показ иллюстраций на ИД (стоя перед ИД)
Воспитатель:
С 7 по 18 января люди гуляли, ходили в гости, поздравляли и угощали друг друга, веселились, потешали народ колядками. Наши прадеды очень ждали и любили этот праздник. В станицах, в храмах и церквях, проходят праздничные богослужения. В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год и будущий урожай.
Парни и девчата, дети рядились и группами ходили по домам поздравляли с праздником. Ряженые, так их называли, стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т. д. Иногда ходили целыми семьями. (иллюстрации на ИД)
Они без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.
Желали наилучшего специальными песенками – колядками. Колядки (от латин. "календы" - название первого дня месяца у римлян) - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Во время святок никто не работал. С этим временем связано много веселья, обычаев. Наши предки верили, что в это время силы добра и света побеждают силы зла и тьмы. Этот праздник считался колдовским, волшебным временем. Обычай «кликать коляду» был известен по всей Руси: под окном каждого дома пелись колядки с пожеланиями всего хорошего, а хозяева одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками. (иллюстрации на ИД)
Давайте вспомним песенки- колядки…
3. Чтение песенок и колядок (сидя на стульях)
Воспитатель:
1. Коляд-колядин,
Я иду к вам не один!
Тетушка добренька,
Дай кусочек сдобнинька,
Не режь, не ломай,
Лучше весь подавай.
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
В сундучок монетку,
А в мешок конфетку!
2. Коляда-моляда
Зашла в новы ворота!
А за ней и мороз
Через тын перерос!
Принес он холод,
Так, что дед Архип
Стал молод!
Мороз не велик,
Да стоять не велит!
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать.
Колядовщики носили с собой солнышко с зажженной в нём свечой. В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева, выходя встречать посланников Коляды, гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня.
Конечно же, колядовщиков угощали различными праздничными яствами и даже давали с собой. Одаривание, при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году.
Ой, а мороз-то, какой нынче крепкий! Давайте погреемся
4. Физкультурная минутка «Мороз» (стоя перед ИД)
Ой, мороз, мороз, мороз - похлопывание ладошками по предплечьям
Щиплет щеки, щиплет нос - движения по тексту
Щиплет уши, щиплет губы - движения по тексту
Забирается под шубы - поглаживание руками по бокам
Чтоб согреться – посмотри
Все как следует потри:
Щеки, носик, уши, губы - потирание пальчиками щек,носа, ушей, губ
Пар пошел уже от шубы - похлопывание себя ладошками по телу.
5. Заучивание колядок (сидя на стульях)
6. Игра с валенком (два человека бросают валенок – выбирают себе пару для пляски)
Воспитатель: Кроме песенок –колядок люди любили играть! Давайте поиграем!
Есть обычай на Руси
Хочешь бабушку спроси
В полночь выходил народ
Да из собственных ворот
В руках валенок держали
Через плечо его кидали
Где носом упадет
Там парочку себе найдет
7. Итог занятия (в кругу на ковре)
Воспитатель: С какими произведениями народного творчества вы сегодня познакомились?
Что вам понравилось больше всего сегодня?