Инна Соловьева
Конспект занятия «Первый снег»
Конспект занятия
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, художественное чтение, труд.
Цель: Развивать речевую и мыслительную активность детей.
Задачи:
• Образовательные: Формировать умение описывать содержание и настроение пейзажной картины.
• Определять изобразительные средства, которые использовал художник для передачи замысла.
• Учить детей выражать словами впечатления от восприятия пейзажа.
Публикация «Конспект занятия „Первый снег“» размещена в разделах
Развивающие: Развивать интерес к изменениям природы, замечать красоту окружающего мира; развивать умение использовать наиболее точные слова для характеристики настроения героев картины.
Воспитательные: Воспитывать умение видеть и понимать пейзажную картину.
Предварительная работа: рассматривание картины за 2-3 дня, слушание музыки, чтение и разучивание стихотворений о первом снеге, дидактические игры «Скажи по другому», «Подбери слово», рассказ о художнике, коллективная аппликация «Наша улица».
Словарная работа: изба, палисадник, пальто, валенки, крыльцо, запрягать.
Оборудование: Репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», мольберт, снежинки (по 2 на каждого ребенка, вата, клейстер, влажные салфетки, аудиозапись вальса из к/ф «Амели».
Ход занятия:
Какое сейчас время года? Назовите период осени, его признаки (поздняя осень).
Когда мы с вами увидели первый снег? (в октябре). Какое у вас в этот момент было настроение?
Многие поэты написали красивые стихотворения о первом снеге. Давайте послушаем некоторые из них.
И. Суриков
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
И под утро снегом
Поле заблестело
Точно пеленою
Все его одело.
Е. Трутнева «Первый снег».
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
На заборах, на крылечке
Все блестит и все бело
Нет свободного местечка –
Всюду снега намело.
И. Бунин «Первый снег»
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала
А с рассветом на село
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло…
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
Сегодня мы вспомним содержание, персонажей картины А. Пластова «Первый снег».
О чем картина? (О первом снеге).
Как назвать снег ласково? (снежок).
Как можно сказать о снеге, какой он? (Белый, пушистый, холодный липкий, мягкий, мокрый, приятный).
С чем можно сравнить снег? (с пухом, с ватой).
Мы рассматривали картину, а сегодня будем рассказывать по картине.
Картина веселая или грустная?
Художник назвал свою картину «Первый снег», а как бы вы ее назвали? (Скоро зима, Морозное утро, Дети радуются, Красивое утро, Хорошее настроение).
Какие краски использовал художник?
Расскажите о детях. (Уточнить настроение описываемых детей).
Что находиться около дома? Расскажите о деревьях, птицах.
Давайте рассмотрим задний план. Что вы видите?
Физкультпауза (со снежинками).
Давайте попробуем как бы войти в картину: закроем глаза и представим, что мы перенеслись в эту картину. Откроем глаза: что вы чувствуете, что бы вы сейчас сделали? (Предположения детей).
А сейчас попробуем составить рассказ по этой картине. Нужно рассказать:
• о детях;
• описать природу;
• чем понравилась картина (что хотелось добавить или рассказать) ;
( Кратко дать анализ каждому рассказу : отметить точность, последовательность, живую образную речь).
Мы недавно изготовили аппликацию «Наша улица». Давайте украсим ее, сделаем нарядной: наклеим на дома, дорогу, деревья - снег.
Анализ занятия. Чему мы сегодня учились? Что вам больше всего понравилось на занятии?
Используемая литература:
1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под редакцией О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2007.-144с.