Чернова Дарья
«Путешествие в прошлое телефона». Конспект занятия ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром
Тема:
«Путешествие в прошлое телефона»
Цель: Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и знакомство с историей появления и развития телефона.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования устройства телефона.
- Закрепить правила речевого этикета при общении по телефону, знание номеров телефонов служб экстренной помощи: пожарной, полиции, скорой помощи.
- Расширить знания о средствах связи.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, сообразительность.
- Развивать внимание, воображение, память.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: проектор, коробочка, записка, муляж телефона, нитки, 2 пластиковых стаканчика, скрепки, мяч, картинки телефона с недостающими частями, номера экстренных служб.
Ход занятия
- Ребята я пришла сегодня в детский сад и нашла необычную волшебную коробку, давайте посмотрим, что там внутри.
Здесь записка «Вы узнаете, что в этой коробке отгадав загадку»
Загадка:
Стали несменным спутником жизни:
Есть на работе, в школе, в квартире,
В сумке, а может быть, и в кармане.
Коль позвонили-так сразу достанем,
Есть и домашний, и сотовый он:
Всем нам знакомый наш ***
- Давайте откроем снова необычную коробку.
- Ребята, вы знаете, что это? (Это телефон.)
- А для чего он нужен? (Чтобы разговаривать с кем-то, кто находится далеко от нас.)
- Как вы думаете, всегда ли были телефоны?
(Нет, очень давно телефонов не было.)
- А вы хотите узнать, как появился телефон? (Хотим.)
- Я хочу вас пригласить в прошлое телефона. Для этого вам нужно закрыть глаза, посчитать до трех и мы окажемся в прошлом. (1 слайд, со звуком волшебства)
-Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, они не умели говорить, но им приходилось общаться друг с другом. Как же они это делали? (Жестами и мимикой)
- Давайте поиграем в игру: «Передай просьбу жестом».
- Ваня, придумай просьбу и передай ее нам жестом. (1-2 ребенка пробуют передать просьбу)
-Вам легко было общаться? (Трудно. Не всегда понятно, что тебе показывают жестом.)
- Шло время, люди научились говорить, строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы передачи информации.
- Если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер, позже использовали звуки барабанов, сигнальных труб, колокола. (слайд 2-5) Удобны ли были эти способы? Почему?
- Время шло. И вот был изобретен первый аппарат, он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. В одну трубку говорили, другую прикладывали к уху. Этот аппарат назвали «телефон». Сейчас я покажу, как выглядел первый телефон. (слайд 6)
- Приступим: Отрежу нитку длиной 1 м или 1,5 м. Возьму 2 стаканчика с отверстиями на дне каждого. Катя, продень нить в отверстие одного стаканчика, я ее закреплю с помощью скрепки – просто привязав ее к ней таким образом, чтобы скрепка оказалась внутри стаканчика.
- Варя, продень в отверстие второго стаканчика, я ее закреплю, чтобы между ними была натянута нить. Теперь возьмите наш телефон и попробуйте поговорить, один говорит в стаканчик – другой в это время прикладывает стаканчик к уху и слушает. Но сначала, давайте вспомним, как нужно разговаривать по телефону. (дети называют правила разговора по телефону)
Убедились? Наш телефон действительно работает!
- Думаю, вы устали уже сидеть, давайте встанем и проведем физкультминутку.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой раз, два (Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (прыжки на месте)
Мы колени поднимаем-
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)
От души мы потянулись (потягивание-руки вверх и в стороны)
И на месте развернулись. (Поворот вокруг себя)
- А знаете, ребята, ведь все предметы и объекты имеют свою историю. Давайте поиграем в игру «Чем был раньше?»
Игра с мячом «Чем был раньше?»
Книга – деревом;
Велосипед – железом;
Стол – деревом;
Хлеб – мукой;
Дуб – желудем;
Корова – теленком;
Бабочка – гусеницей;
Дом – кирпичами;
Очки – стеклом;
Снег-водой.
- Слово «телефон» означает: «теле» - далеко, «фон» - звук. При помощи этого аппарата звук можно было услышать далеко. Позднее виды телефонов менялись и люди изобрели телефоны с диском для набора номера. Палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами, и крутили диск. (слайд 7) Это было не очень удобно: уставал палец, диск вращался медленно. Поэтому диск заменили кнопками. Какие виды телефонов вы еще знаете? (телефон-автомат, кнопочный телефон, телефон автоответчик, радиотелефон, сотовый телефон)
- Но таким аппаратом можно было пользоваться, находясь в помещении, с собой его взять нельзя. Почему?
- Ученые снова стали думать, как телефон сделать более удобным. И вот изобрели мобильный телефон. Как вы думаете, почему телефон называют мобильным? (слайд 8)
- Мобильный – означает переносной, его можно брать с собой и общаться, где бы человек ни находился.
- Обратите внимание на разные виды телефонов: телефон с диском, кнопочный телефон, телефон с автоответчиком (если вас нет дома, человек, который вам звонил, может оставить сообщение для вас). (слайд 9-11)
-Что можно узнать с помощью телефона? (ответы детей)
Я предлагаю вам выполнить небольшое игровое задание. У меня есть картинки телефона, где чего-то не хватает, вам нужно дорисовать недостающий элемент.
- Ребята, у каждого телефона есть свой номер. Это помогает нам позвонить именно тому человеку, которому нужно. А есть номера телефона, которые мы обязательно должны знать. Это номера очень важных служб. Вы знаете, каких? (Пожарной службы – 101; полиция – 102; скорая помощь – 103.)
Игра «Правильный номер»
У вас на столах есть карточки с номерами этих служб, на экране будет появляться картинка, отображающая чрезвычайную ситуацию: пожар, травма, авария на дороге и т. д. Вам нужно будет определить и показать номер нужной службы. (слайд 12-17)
- Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, с историй чего мы с вами сегодня знакомились? Как нужно разговаривать по телефону? Каким тоном нужно говорить по телефону? Что нужно сказать в начале разговора?
- Что нового вы узнали о телефоне, каким телефон был в прошлом?
- Мы с вами повторили правила разговора по телефону и важные номера, теперь я за вас спокойна, вы сможете вызвать помощь, если это будет нужно.
- Наше занятие подошло к концу и волшебной коробке пора отправляться в другой детский сад.