Стеценко Наталья
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Осень к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное дошкольное образовательное учреждение
«АЯСКВ № 8 «Светлячок»
Конспект
группового логопедического занятия
в старшей логопедической группе
тема: «Осень в гости к нам пришла»
Подготовила: учитель-логопед
Стеценко Н. Г.
Цель:
Публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе „Осень к нам пришла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
уточнять и закреплять знания обучающихся об осени, расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать практическое применение грамматических правил в игровой форме.
Задачи:
образовательные-
• развивать навыки звукового анализа и синтеза;
• развивать навыки словообразования;
коррекционно-развивающие-
• активизировать речевое подражание слову педагога в любых речезвуковых выражениях;
• развивать фонематическое восприятие;
• вырабатывать правильное речевое дыхание, голос, чувство ритма;
• развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
• активизировать словарь по темам «Осень», "Овощи";
• развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие.
воспитательные-
• воспитывать потребность в речевом общении, эмоциональном отношении
к происходящим событиям;
• воспитывать интерес к сезонным явлениям в природе;
• формировать усидчивость, самоконтроль.
Оборудование: компьютер, презентация к занятию, осенние листья с разных деревьев, осенние листья разного цвета из бумаги, салфетки, фольги, игрушка Лесовик, зеркала, мультимедийная запись «Осенний вальс», "Твой мир" (минус, разрезные осенние картинки.
План занятия :
I. Организационная часть: приветствие, введение в тему,
мотивация игровой момент
II. Основная часть: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук
2. Артикуляционная гимнастика
3. Развитие фонематического восприятия
4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
5. Физминутка
6. Образование относительных прилагательных.
7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти,
внимания - игра «Осенние слова».
8. Развитие глагольного словаря - игра «Подбери
действие».
III. Заключительная часть: итог и анализ занятия,
оценка деятельности ребят.
Ход занятия:
I. Организационная часть:
Приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности.
Послушайте загадку: Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года -. (Осень)
Чему посвящено сегодня наше занятие? (осени)
Что такое осень? (время года)
Какое время года было до осени? (лето)
Какое время года будет после осени? (зима)
"Осень в гости к нам пришла" - так называется наше занятие.
Чему мы учимся на логопедических занятиях? (учимся слушать, думать,
правильно говорить).
II. Основная часть:
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Как солнце светило летом? Широко расставить пальцы рук в стороны.
Как светит осенью? Напряжённые пальцы рук чуть согнуты.
Как будут светить зимой? Напряжённые пальцы рук собрать в щепотку.
Что происходит с листьями осенью? (листья опадают)
Пальчиковая игра “Осенний букет”.
Пошли пальчики гулять, пробегают указательным и средним пальцами по столу
Стали листья собирать:
красный листик, желтый листик, поочередно прикасаются подушечками пальцев,
начиная с указательного пальца к большому пальцу
А потом давай считать: поочередно загибают пальцы на одной руке
Один, два, три, четыре, пять!
Сколько листиков собрали? протягивают вперед ладонями
Пять! поднимают вверх одну руку, широко раздвинув
пальцы.
2. Артикуляционная гимнастика (осенняя сказка о Язычке)
Язычок проснулся, выглянул в окно ("Окно",
посмотрел направо, посмотрел налево ("Часики",
посмотрел вверх: "Где же солнце?", посмотрел вниз: "Много ли нападало осенних листочков?" ("Качели",
услышал, как ветер гудит за окном: -ввв-, -ууу- ("Ветер",
испугался и спрятался ("Прятки",
потом решил, что ветра бояться не надо и решил сходить в огород, посмотреть, что там изменилось; в огороде он увидел круглый помидор, а потом длинный тонкий огурчик (надуть-втянуть щёки,
он пошёл дальше и увидел кудрявую капусту (удивиться, рядом рос лук (нахмуриться).
Как назвать одним словом всё, что росло в огороде? (Овощи)
Язычок набрал овощей и побежал домой: дома мама пекла блины ("Блинчик,
Язычок позавтракал, почистил зубы после еды ("Почистим зубки",
потом закрыл первые двери (зубы, потом закрыл вторые двери (губы) и решил отдохнуть.
3. Развитие фонематического восприятия
Как шуршат осенние листочки?
(Шуршание осенними листиками разных цветов из бумаги, салфетки, фольги).
Учащиеся угадывают, какой листочек шуршит.
4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (
Какие вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Какой первый звук в слове Сентябрь?
Октябрь?
Ноябрь?
Если мы возьмем первые буквы названий осенних месяцев, какое слово у
нас получится? (на слух слово «СОН»).
Значит, что происходит с природой осенью? (она засыпает).
5. Физминутка
«Дерево» (под музыку)
Дети стоят, руки вытянуты вверх.
Сначала заснули листочки, опустить пальцы рук
Потом веточки, опустить кисти рук
Затем ветки, опустить предплечья
Потом уснуло всё дерево. опустить руки
«Дождик»
Капля раз, прыжки на носочках, руки на поясе
Капля два, прыжки на носочках, руки на поясе
Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе
А потом, потом, потом 8 прыжков на носках, руки на поясе
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, развести руки в стороны
От дождя себя укрыли. сомкнуть руки над головой полукругом
6. Образование относительных прилагательных:
В гости пришёл Лесовик и принёс разные осенние листья :
- С какого дерева твой листок? С берёзы – берёзовый листок
- Какой листок? С рябины – рябиновый листок
С дуба – дубовый листок
С клёна – кленовый листок
7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания
Игра «Осенние приметы».
У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слова, которые
относятся к осени, поднимите листочек вверх.
ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ
УРОЖАЙ ПОСПЕВАЕТ
ДЕРЕВЬЯ РАСЦВЕТАЮТ,
ЗВЕРИ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ
НА УЛИЦЕ ЖАРКО
ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЕЮТ
ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ
ДОЖДЛИВАЯ И ХМУРАЯ
СНЕГ ТАЕТ
ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ
ЗЕЛЕНЕЮТ ПОЛЯ
ЗОЛОТАЯ ПОРА
8. Развитие глагольного словаря
Игра «Подбери действие»
- Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с
самого утра. Встретила я его по дороге в школу, и он мне подарил
волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Кому я прокачу мяч, тот отвечает на вопрос, и катит мяч назад:
Листья осенью (что делают) - Листья осенью желтеют, краснеют, опадают…
Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет…
Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья, засыпают.
Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки.
Ветер осенью – Ветер дует, …
III. Заключительная часть:
Итог и анализ занятия.
- Ребята, ветер так сильно подул, что картинки рассыпались. Давайте их
соберем. Каждому из детей логопед дает часть общей осенней картинки.
- О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени)
- Что такое осень? … (время года)
Осень в гости к нам пришла,
Всех нас радует она.
Осень не повод грустить. Улыбнись!
Тёплой и уютной осени всем вам.