Люба Потемкина
Конспект занятия «Оренбургские узоры» танцевального кружка «Фортуна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Оренбургские узоры»
танцевального кружка «Фортуна»
Организационная информация
Примечание
1. ФИО, должность педагога Потемкина Любовь Ивановна, музыкальный руководитель
2. Направление развития детей Художественно-эстетическое
3. Доминирующая образователь-ная область «Музыка»
Методическая информация
Публикация «Конспект занятия „Оренбургские узоры“ танцевального кружка „Фортуна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Орнамент и узоры
- Танец. Конспекты занятий на тему танца
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
1. Тема непосредственно образо-вательной деятельности «Оренбургский пуховый платок»
2. Методы и приемы реализации содержания НОД - проблемная (введение в тему, постановка цели);
- беседа (диалог о музыкальном произведении и пуховом платке, личностное отношение к изделию, музыкальному произведению);
- моделирование (танцевальные упражнения);
- социальная значимость деятельности детей.
3. Интеграция образовательных областей «Музыка», «Художественное творчество», «Коммуника-ция», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
4. Вид детской деятельности - художественно-творческая (восприятие художественного произведения, анализ, синтез);
- музыкально-художественная (слушание, восприятие, со-отнесение эмоционального содержания музыкального фрагмента с настроением и выражением его в цветовом решении, рассматривание фотографий, узоров пухового платка);
- двигательная (танцевальные движения);
- коммуникативная (беседа, диалог, монолог, общение);
- игровая (элементы хороводной игры).
5. Возрастная группа: Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
6. Цель: Раскрытие творческих способностей ребенка в танце через приобщение к культуре своего народа и родного края.
6.1. Задачи воспитания: Мотивация эмоционально-личностного отношения к музыкальному произведению; формирование партнерских взаимоотношений; воспитание любви к родному краю, малой родине; воспитание навыков совместной деятельности.
6.2. Задачи развития: Развитие коммуникационных качеств; проявление творческих возможностей в выразительном исполнении танцев; развитие эмоциональной отзывчивости, инициативы; совершенствование речи детей, умения свободно и четко высказывать свои мысли, обогащать словарный запас.
6.3. Задачи обучения: Знакомство с историей возникновения Оренбургского пухового платка; обучение элементам хороводного танца; обогащение детей музыкальными впечатлениями через слушание, игры и танцы; овладение выразительными движениями и оттенками в танце; формирование физических качеств (ловкости, выносливости, гибкости, силы).
7. Планируемые результаты
7.1. Личностные Ценностные ориентиры, активная позиция в изучении творческого потенциала родного края, партнерство, эмпатия.
7.2. Интеллектуальные Самостоятельность в речевой оценке музыкального произведения, изделия прикладного творчества (пуховый платок).
7.3. Физические Сформированность положительного эмоционального тонуса в процессе выполнения элементов хороводного танца, как наиболее важной предпосылки здоровья.
8. Организация среды для прове-дения непосредственно образо-вательной деятельности Выставка изделий Оренбургских мастеров (пуховые платки, паутинки).
Выставка книг С. Аксакова и Л. Толстого.
Песня (В. Боков, Г. Пономаренко «Оренбургский пуховый платок»).
Стихотворение Л. В. Выскубовой «Пуховый платок».
Проектор со слайдами.
9. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты Предварительная беседа воспитателей с детьми об Орен-буржье, посещение краеведческого музея, выставки народно-прикладного искусства, просмотр видеофильма, чтение стихов о родном крае, посещение выставки «Мой край благословенный» в городской детской библиотеке.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
30 мин
I. Вводная часть 7 мин
1.1. Введение в тему (создание про-блемной ситуации) У каждого человека есть своя Родина. Что такое Родина? (Родина – это мой дом, город, в котором я живу).
Что мы можем назвать своей Родиной? (Своей Родиной мы можем назвать Оренбургский край).
Оренбуржье…. О нем невозможно говорить как о чем–то неизменном. Об истории, величии и красоте края, о его людях писали С. Аксаков и Л. Толстой.
Оренбургский край по-другому называют Оренбургской областью. Чем богат наш край? ( полезными ископаемыми: газ, нефть; хлебами, твердой пшеницей).
Оренбургский край дорожит своим культурным наследием. Сегодня я вам расскажу об одной из гордостей нашего края – Оренбургском пуховом платке, который давно стал сувениром нашего края.
Красоту оренбургского пухового платка воспевают поэты:
Мне платок подарили пуховый,
Оренбургский пуховый платок.
Он согреет, как тёплое слово,
Даст мне силы, как влаги глоток.
Этот пух оренбургские козы
Нарастили в степях среди гор,
Где гуляют ветра и морозы,
Чтоб сплела мастерица узор.
Чтоб тончайшую ткань отбелила,
Расчесала искусной рукой,
Людям сердце своё подарила,
И тепло, и уют, и покой.
Я изящным движением накину
Паутинки ажурный наряд,
Распрямлю свои плечи и спину,
И окрашу лукавостью взгляд.
На избыток проблем невзирая,
На вечернюю глядя зарю,
Завернусь в это облако Рая
И к блаженству душой воспарю. 2 мин
1.2. Мотивация деятельности детей (Музыкальный руководитель приглашает детей на вы-ставку фотографий и разных видов Оренбургского пухового платка : паутинки, шали, палантины. Совместное с детьми рассматривание фотографий и изделий).
Давайте пройдем на выставку и внимательно все рассмотрим.
Обратите внимание на ажурные паутинки. У каждой из них свой неповторимый, особый рисунок. В одну из суровых Оренбургских зим, почти 200 лет назад Алена Денисовна Рычкова связала первый Оренбургский платок. Народный промысел превратился в удивительное искусство. Вязать ажурные платки выучились многие Оренбургские мастерицы. Долгими зимними вечерами пуховницы садились за спицы и начинали творить это замечательное чудо, согревающее душу, не только пухом, но и своей неповторимой красотой.
Оренбургская область всегда славилась вязанием орен-бургских пуховых платков, он по сей день остается символом и визитной карточкой нашего региона. 3 мин
1.3. Целеполагание (с помощью пе-дагога дети формулируют цель своей деятельности) Оренбургские пуховые платки не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки.
(Дети рассматривают узоры платков. Педагог знакомит детей с названиями узоров («ёлочка», «снежинка», «дорожка», «квадрат», «змейка»).
Сегодня мы научимся водить хоровод, повторяя узоры Оренбургских пуховых платков. 2 мин
II. Основная часть 20 мин
2.1. Моделирование танцевальных упражнений Музыкальный руководитель при помощи слайдов (проектора) показывает схематическое изображение одного из узоров и предлагает детям изобразить его в движении.
Движения в хороводе похожи на узоры Оренбургского пухового платка.
Посмотрите на схемы узоров платка. (Рассматривание схем узоров совместно с детьми.)
Представьте, что кружочки – это девочки. В хороводе можно изобразить такой же узор. Давайте построимся с вами как показано на схеме и выполним движение под музыку, чтобы не нарушить рисунок узора. 4 мин.
2.2. Разучивание элементов хоровода. Выполнение хороводных движений под русские народные мелодии (концертный русский оркестр имени Гнесиных).
На «вступление» выполнять движение «дорожка».
1часть музыки фигура «Змейка» начинается из линии, делая повороты то вправо, то влево, подражая изгибам змеи. Все исполнители, не разрывая рук, двигаются за ведущим. Двигаться переменным шагом» (Руки раскрыть в стороны. На счет «раз» - шаг правой ногой вперед, на счет «и» - небольшой шаг левой ногой вперед (она как бы обгоняет правую, на счет «два» - небольшой шаг вперед правой ногой (теперь она как бы обгоняет левую, на счет «и» - пауза. Затем движение повторить с другой ноги).
2 часть музыки: В ходе перестроений хоровода фигура "петля" образует петлю вместе с кругом, перестраиваясь в «снежинку» (Хороводный шаг – И. п. : ноги в третьей позиции /пятка правой ноги приставляется к середине левой ступни/. Движения представляют собой плавный поочередный шаг каждой ногой с коска. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. 14 мин.
2.3. Творческое исполнение ра-зученных движений.
Послушайте, какая замечательная песня сложена об Оренбургском платке.
(Прослушивание музыкального фрагмента песни в испол-нении Л. Зыкиной «Оренбургский пуховый платок»).
А какие движения можно выполнить под эту песню? (По-каз движений детьми под музыкальное сопровождение на 3 часть музыки) 4 мин.
III. Заключительная часть
Самоанализ деятельности детей С какой песнею мы сегодня познакомились? Какие движения мы разучили? На что они похожи? 2 мин
Дальнейшая проработка темы
Разучивание хороводного танца под песню в исполнении Л. Зыкиной «Оренбургский пуховый платок». Постановка танцевальной композиции «Оренбургские узоры»
Выступление на конкурсе Городской фестиваль музыкального детского творчества
«Музыкальная капель»