Набиева Парвана
«Как дикие звери готовятся к зиме». Конспект ОД по ознакомлению с природой в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Расширить представления, об образе жизни лесных зверей, познакомить с тем как дикие животные готовятся к зиме.
Задачи :
Образовательные:
Закреплять знания детей о диких животных. Отмечать характерные признаки представителей диких животных, расширить представления, об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить с тем как дикие животные готовятся к зиме; продолжать знакомить с характерными особенностями времен года – осень; Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Создавать условия для формирования умение делать выводы и простые умозаключения, расширять активизацию словаря дошкольника.
Развивающие:
Развивать познавательную и речевую активность детей, внимание, воображение, память, связную речь,слуховое и зрительное внимание, наблюдательность и умение разгадывать загадки о диких животных; - активизировать словарный запас детей
Воспитательные:
Воспитывать любознательность. Воспитывать интерес к диким животным. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к живой природе и диким животным. Воспитывать желание быть вежливым.
Форма проведения – игра путешествие.
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное»
Методические приемы: беседа, показ объяснение, сюрпризный момент, вопросы к детям.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы о жизни животных, изменениях в природе осенью.
Обогащение словаря: зайчик, зайчишка, волчок, волчонок, лисичка, лисёнок, медведь, медвежонок, логово, нора, берлога, листопад, в спячку.
Материалы и оборудование:
Наглядный материал : картина с изображением осеннего леса и осеннего пейзажа, картинки (Заяц, медведь, белка, лиса, волк, еж и их жилище – логово, берлога, дупло, кустик, нора, норка). Маски- шапочки – заяц, волк, лиса, медведь, силуэты животных (белка, заяц, медведь, волк, макет леса. Фонограмма «Звуки природы». Кукла Незнайка. Магнитная доска,
Раздаточный материал: клей, кисточки, картонные силуэты животных, крупы (манная, гречневая, ячневая, просо).
План образовательной деятельности
Этапы деятельности Содержание
I Организационный этап.
1. Коммуникативная игра – приветствие
«Здравствуйте!»
2. Сюрпризный момент.
(появляется Незнайка)
3. Беседа об осени.
II Основной этап
1. Рассказ стихотворения об осени.
2. Рассказывание детьми о приметах осени по мнемотаблице
3. Игровая мотивация
«Путешествие в лес»
4. Динамическая пауза
«Мы - осенние листочки»
5. Дидактическая игра «Загадки о диких животных».
6. Динамическая пауза «Дом»
7. Дидактическая игра «Кто где живет?»
8. Пальчиковая гимнастика
«Дождик»
9. Дидактическое. упражнение
«Подбери определения»
10. Сценка «Беседы животных»
11. Практическая работа.
12. Игра «Подскажи словечко»
. III Заключительный этап
Рефлексия Воспитатель : ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте, все вместе поздороваемся.
Воспитатель: Здравствуй, солнышко дружок (руки вверх, фонарики)
Здравствуй, носик- пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками почмокали («чмокаем»)
Зубками пощёлкали («щёлкаем»)
Руки вверх подняли (поднимаем руки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе-
«Здравствуйте!» сказали (хором здороваемся).
Слышится стук в дверь.
Приходит Незнайка, здоровается со всеми,просит прощения за свое опоздание на занятие. Рассказывает о том, что не мог найти детский сад, не узнает знакомых мест, все изменилось вокруг: на деревьях нет листьев, трава пожелтела,гуляя на даче, в лесу не встретил знакомых животных тихо там, не с кем поговорить.
Воспитатель: Ребята, давайте мы Незнайке расскажем почему так случилось. Сначала предлагаю отгадать загадку.
Загадывание загадки :
Пустые поля
Мокнет земля
Дождь заливает
Кода это бывает? (осенью)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (дети отвечают, что время года – осень).
Воспитатель: Правильно, время года – осень. Какие изменения происходят осенью?
Дети: Стало холодно. Солнце стало светить мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди. Люди стали одеваться потеплее. Листья пожелтели. Деревья приготовились к зиме-листву сбросили. Птицы улетели в теплые края.
Воспитатель: Ребята. вы знаете осенние месяцы какие? Назовите их.
Воспитатель: Скажите, а какой сейчас месяц осени? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ноябрь.
Но осень бывает разная. Бывает ранняя, золотая, а бывает холодная, дождливая, морозная, поздняя. А сейчас какая осень?
Дети : поздняя.
Воспитатель: А как называется природное явление, когда листья падают с деревьев?
(Листопад.)
Воспитатель: Послушайте стихотворение. О каком времени года говорится в этом стихотворении.
Собрались и полетели
птицы в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Дети: Осень
Воспитатель : Правильно, это стихотворение про осень. А по каким признакам вы догадались, что это осень?
Дети:(ответы детей)
Воспитатель : Молодцы. Я вижу, вы знаете приметы осени.
2-3 детей рассказывают приметы осени кратко по схеме.
Воспитатель : ребята, после осени наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить.
Воспитатель: к зиме готовятся не только люди, но и дикие животные. Они тоже делают запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шубку на зимнюю.
- Каких диких животных вы знаете?
Дети: Белки, волки, зайцы, медведи, лиса, ежик. (называют животных леса)
Воспитатель :Почему их называют дикими?
Дети: Потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жильё.
Воспитатель: Правильно ребята! Эти животные сами добывают себе корм, строят себе жилища, заботятся о своих детенышах.
Воспитатель :Ребята, давайте сходим в лес, и посмотрим как зимуют в лесу звери, где они спят, чем питаются, и Незнайку возьмем с собой. Скажем все дружно волшебные слова :
Мы в листочки превратились
и тихонько закружились,
Покружились, полетели,
на пенёчки тихо сели.
(дети садятся на свои стульчики)
Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу (музыкальное сопровождение).
А в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.
Воспитатель: Ребята, а что это шумит (фонограмма ветра) Ой какой сильный ветер поднялся, закружил листики.
- Он шепчет мне на ушко, что хочет поиграть с вами. Давайте представим, что мы превратились в осенние листочки.
Мы - осенние листочки. (Дети образуют круг.)
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели. (Разбегаются по комнате) .
Мы летели, мы летели - (Бегают, помахивая листьями) .
И на землю тихо сели!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели.
(Бегают, помахивая листьями.)
И на землю тихо сели. (Присесть на корточки)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это корзинка.
Воспитатель: Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда садитесь на пенечки поудобнее – спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду.
В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, и желуди, а на них загадки. Сейчас я загадаю вам загадки, помогите мне, пожалуйста, их разгадать.
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
(Белка)
Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением белки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, это белка.
А где живет белка?
Дети: Белка живет на дереве, в дупле, (хором скажем «дупло»)
Воспитатель обращает внимание детей и Незнайки на фланелеграф. На нем выставлены картинка : дерево, осенний пейсаж, пеньки, берлого.
Воспитатель: Посмотрите ребята, это картина необычная, волшебная.
Расматриваем дерево,там есть дверце. Открываем и видим белочку. Почему она спряталась? (ответы детей)
Воспитатель:А вы знаете как белочка готовится к зиме?
Дети: Белочка заботливая хозяйка. Она сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится.
Воспитатель: Правильно. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую, которая помогает ей маскироваться, чтобы когда она прыгает по деревьям, не была заметна. Дом белки называется дупло. Она его тоже готовит к зиме, принесет туда много листьев, перьев птиц, так она утепляет его, чтобы в зимнюю стужу в дупле было тепло. Она спит в своем дупле, свернувшись в клубочек.
Воспитатель: Отгадайте следующую загадку:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Дети отгадывают загадку, и воспитатель выставляет картинку с изображением медведя.
Воспитатель: Да действительно медведь. А кто знает, где живет медведь?
Дети: В берлоге.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как готовится медведь к зиме?
Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ловит рыбу в реке, ест много ягод, накапливает жир на зиму. В конце осени медведь находит себе под сосной место, в котором много листьев и веток, и в этом месте он ложится спать до весны. А зимой, когда выпадет много снега, медведю будет тепло в его берлоге.
Воспитатель: Ребята, а что любит кушать медведь? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, медведь любит мед, ягоды, рыбу.
Воспитатель: А кто из вас знает, кто еще спит зимой?
Дети: Ежик.
Воспитатель: Отгадайте загадку, узнаем кто это?
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
(Ёж)
Дети отгадывают загадку, и воспитатель выставляет картинку с изображением ежа.
Воспитатель: Ежи так же как и медведи готовятся к зиме и накапливают жир за лето и осень, чтобы не проголодаться и не замерзнуть зимой. Они утепляют свои норы. А когда начинаются первые заморозки, ежи забираются в свою норку глубоко и засыпают в ней на всю зиму. Ребята, а что любит кушать ежик? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, еж питается мышами, лягушками, жуками. Также ежик любит грибочки и яблоки.
Воспитатель: Ребята, есть в лесу и животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Отгадайте, кто это.
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)
Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением зайца.
Воспитатель: Да, это заяц. Ребята, а как зайчик готовится к зиме? (дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Заяц меняет свою летнюю шубку на белую. Зимняя шубка у зайца белого цвета, а летняя – серого. Белая шубка у зайца теплая, она не дает замерзнуть ему во время морозов. Ребята, а вы знаете, почему зимняя шубка зайца белого цвета?
Дети: Чтобы на снегу его не было видно.
Воспитатель: У зайца в лесу нет своего домика, он спит под кустом или в траве, а зимой заяц спит в снежной ямке.
Воспитатель: Зайцы летом питаются свежей травой. сладкими корешками, а зимой питаются корой деревьев и ветками кустарников. А что еще любит заяц? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, зайчик любит морковку.
Воспитатель: Но совсем по- другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Угадайте кто это?
Кто зимой холодной
Ходит по лесу злой и голодный?
(Волк)
Дети отгадывают загадку, и воспитатель выставляет картинку с изображением волка.
Воспитатель: Правильно. А вы знаете, что волки к зиме особо не готовятся, они не делают запасов. Даже зимой они могут най ти себе питание, а когда становится очень холодно, они прячутся в своем доме. Дом волка называется логово. Волк не уходит в спячку. Волк живет в логове. Волк очень хитрый и умный зверь. Он быстро догадывается, что за ним охотятся, и надолго покидает опасное место. Волк очень осторожен. .
Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут ее (лисица)
Дети отгадывают загадку, и воспитатель выставляет картинку с изображением лисы.
Воспитатель: Живет лиса в норе, и к зиме готовит шубку. У нее отрастает новая теплая и пушистая шерсть, чтобы зимой ей не было холодно. Но запасов лиса не делает. Зимой лиса охотится на зайцев и мышей. У лисы хороший слух, она слышит, как мыши возятся под снегом. Лиса разгребает снег лапками и ловит мышей. Но если ей угрожает опасность, то лиса бежит в свой дом и прячется. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе.
Дом.
Мы большой построим дом,
Заживем все вместе в нем,
Дети собираются, двери закрываются
Тук -тук -тук, тук -тук-тук
Кто стучится в гости вдруг?
Может хитрая лиса? Чух-чух-чух-чух
Может косалапый мишка, топ-топ-топ-топ
Может это зайчишка? Прыг-скок-прыг-скок
Может это серый Волк? Р-р-р-р-р
Может это серый ежик?ф-ф-ф-ф-ф-ф
Может лягушка квакушка? -ква-ква- ква-ква
Мы большой построим дом
Будут жить зверюшки в нем.
Воспитатель :Ребята, мы все- таки испугали зверей и они разбежались. Теперь вот не могут найти свои домики. Поможем им?
Где живет белка? (в дубле)
Где живет лиса (в норе)
Где живет медведь? (в берлоге)
Где живет волк? (в логове)
Где живет ёж? (в норке)
Где живет заяц? (под кустом, зайчик домик не строит)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Всех зверей по своим домикам расселили. Но кого то из них дождик намочил. Давайте проверим кто же из них промок?
Дети встали в круг. Проводится упражнение для пальцев.
Воспитатель: Дождь
Дождик капал на ежонка
Дождик капал на бельчонка,
Дождик капал на волчонка
Дождик капал на зайчонка
А на мишку не попал
Он в своей берлоге спал
Воспитатель : Сейчас мы поиграем в игру «Вокруг себя обернись и в зверя превратись». (Волк, лиса, заяц, медведь, еж, белка)
Волк (какой по характеру) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой) – колючий, маленький, …
Заяц (какой) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…
Белка какая (встревоженная, рыжая. трудолюбивая…
Воспитатель : Молодцы ребята. А сейчас мишка, ежик и зайка расскажут как они встречают осень.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Незнайка : Молодцы ребята. Вы очень много знаете. Теперь и я знаю об осени, и как готовятся звери к зиме.
Воспитатель: Но в лесу нет магазина. А есть лесное ателье. Я предлагаю вам стать портными и утеплить шубки для зверей из различных круп. Какие крупы вы видите? (Гречневая, манная, просо). Выбирайте, кому вы будете утеплять шубку. (Ребята выбирают силуэты животных).
Индивидуальные вопросы:
- Из чего ты будешь мастерить шубку медведю? (из гречневой крупы)
- Какого цвета шубка у зайчика? (белого цвета)
- Из чего ты будешь её делать? (из манной крупы)
- Какого цвета шубка у белочки?
Воспитатель: А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).
(На картонные силуэты животных дети намазывают клей ПВА, и посыпают соответствующей по цвету крупой).
- Какие же вы молодцы ребята! Какие замечательные шубки смастерили зверятам. Пока звери примеряют шубки, мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».
Заяц зимой белый, а летом ….(серый)
- У зайца хвост короткий, а уши ….(длинные)
- У белки задние лапы длинные, а передние ….(короткие)
- Ёж маленький, а медведь ….(большой)
- Заяц пушистый, а ёж ….(колючий)
- У белки хвост длинный, а у зайца ….(короткий)
- У лисы шерсть мягкая, а у волка ….(жёсткая)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся как листочки.
Листочки, листочки
В деток превратитесь
В детский сад вернитесь!
Воспитатель: Вот и снова мы в детском саду! Понравилось вам наше путешествие? Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Каких животных мы встретили в лесу?
Воспитатель:Подойдите все ко мне. У меня есть вот такой мячик. Давайте поиграем… (или просто встали в круг)
Мяч красивый и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.
Воспитатель - Дети
1. Кого мы видели в лесу? (В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика.)
2. Кто из животных спит зимой? (Зимой спят медведь, ежик.)
3. Где спит медведь (Медведь спит в берлоге.)
4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? (Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.)
5. Какие животные являются врагами для зайца? (Волк и лиса)
6. Где живет белочка? (Белочка живет на дереве в дупле.)
7. О чем мы говорили на занятии? (Как дикие животные готовятся к зиме.)
Сегодня на занятии все старались. Молодцы!