Становская Татьяна
Конспект занятия «Общение без конфликтов»
Тема:«Общение без конфликтов».
Цели:
образовательная:формирование навыков адекватного поведения в обществе, основ позитивного общения со сверстниками и взрослыми;познакомить с понятиями «общение» и «конфликт»;
развивающая:развитие умения выходить из конфликтных ситуаций;
воспитательная:воспитание коммуникативных навыков,.
Оборудование:бланки с тестами.
Публикация «Конспект занятия „Общение без конфликтов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Форма проведения:беседа- тренинг.
Ход занятия.
Вступительная часть.
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете термин «общение»?
(ответы детей)
Общение - это позитивные, деловые или дружеские взаимоотношения между людьми, обмен информацией и опытом.
Основная часть.
Воспитатель: А сейчас я хочу научить вас некоторым хитростям, которые помогут вам в повседневном общении. Я дам вам в руки несколько «ключиков», которые откроют двери в сердце любого человека.
Представление о человеке складывается впервые 10-15 минут, поэтому очень важно первое впечатление. Представьте, что вы познакомились с человеком и вам очень важно расположить его к себе.
И вот вам первый «ключик»
Правило четырех психологических подарков:
-улыбка;
-комплимент;
-имя собеседника;
-поднятие его значимости.
То есть, начиная общение, улыбайтесь - это показывает, что вы настроены доброжелательно;
говорите комплименты - это всегда приятно;
чаще называйте собеседника по имени - звук собственного имени для человека самый приятный звук;
поднимайте значимость человека - это расположит его к вам. Например: «Аня, ты сегодня замечательно выглядишь! А еще мне нравится, как ты вышиваешь, ты настоящая рукодельница!»
Воспитатель: А теперь попробуйте сами использовать это правило в общении (работа в парах).
Воспитатель: Молодцы, используйте этот «ключик» и в дальнейшем.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое интонация? (ответы детей)
Второй «ключик» позитивного общения - это интонация.
Интонация - это тон разговора, сила и выразительность голоса. Она является важным фактором при общении. Подсознательно мы реагируем не столько на слова, сколько на их интонацию. И невольно настраиваемся на тот тон, который задает собеседник.
Воспитатель: Вот сейчас я скажу вам одну и ту же фразу, но с разной интонацией, послушайте и определите ее: «Я живу вот так»(дети отвечают, с какой интонацией была сказана фраза в первый, во второй и в третий раз).
Казалось бы - одна и та же фраза, но произнесенная с различной интонацией, имеет совершенно разный смысл.
Воспитатель:А сейчас потренируйтесь в произношении фраз с разной интонацией – произнесите их с восхищением, с гневом, с издевкой:
- «Ты молодец!»;
- «Спасибо тебе!»;
- «Ну, извини!»;
- «Я очень рад за тебя!»
Воспитатель: Девочки, скажите, пожалуйста, каким тоном вы предпо-читаете, чтобы с вами общались (ответы детей)
Тогда каждый из вас должен следить не только за своими словами, но и за их интонацией. Тон разговора должен быть спокойным и доброжелательным.
Релаксационная физкультминутка «Гора с плеч» Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе. Необходимое время: 3 сек. Выполняется стоя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
Воспитатель: А что такое, по-вашему, конфликт (ответы детей)
Конфликт – это столкновение противоположных взглядов, серьезное разногласие. А нужны ли нам конфликты? (ответы детей)
Оказывается, конфликты играю важную роль в развитии каждого человека, коллектива. Конфликты были, есть и будут, потому,что сколько людей - столько и точек зрения. Конфликтовать тоже нужно уметь. Ведь даже во время спора можно вежливо, тактично и аргументированно доказать свою правоту, никого не обидев. И сейчас мы постараемся это проверить – упражнение «Ответь с улыбкой».
Вот ситуация: спорят два одноклассника. Во время контрольной работы один ученик написал всё правильно и получил «пять», но не дал списать другому, в результате другой написал на «два».
Мы разделимся на две группы, каждая выберет человека, который будет вести спор, остальные будут ему помогать. Ваша задача – каждый пытается доказать свою правоту, приводит доводы и аргументы в свою пользу. Главное – не поссориться! Давайте попробуем.
(проводится тренинг, подводится итог).
Третий «ключик» для позитивного общения – уход от конфликта.
Используйте чаще улыбку, шутку – ведь люди с чувством юмора реже конфликтуют.
Воспитатель: А сейчас проверьте себя – как вы умеете справляться с конфликтной ситуацией. Ответьте на вопросы теста «Насколько вы конфликтны?» (дети самостоятельно отвечают на вопросы теста на индивидуальных бланках).
Тест «Насколько вы конфликтны?»
1. Можете ли вы в ярости разбить посуду или что-либо?
а – да (1 балл)
б - ну, если меня вынудят, то могу. (3 балла)
в - нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко. (2 балла)
2. Споры, в которых участники придерживаются разных мнений…
а – не нужны. (3 балла)
б – к сожалению, необходимы. (2 балла)
в – ничего не дают. (1 балл)
3. Двое твоих друзей начали горячо спорить. Твои действия…
а – буду держаться в стороне. (1 балл)
б – меня это развеселит. (3 балла)
в – попробую их помирить. (2 балла)
4. Ваш друг несколько дней сильно раздражен.
а – спрошу, что случилось. (2 балла)
б – попрошу его быть сдержаннее. (1 балл)
в – буду избегать общения с ним. (3 балла)
5. За столом в столовой кто-то делает обидные замечания в ваш адрес.
а – дам отпор. (2 балла)
б – пересяду за другой стол. (3 балла)
в – меня это не волнует. (1 балл)
Воспитатель: Подсчитайте свои баллы.
Результат:
I) 6-9 баллов – вы придаете большое значение хорошим отношениям и, поэтому, стараетесь решать возникающие конфликты мирным путем. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда, чтобы добиться результата, необходим спор и борьба.
II) 10-14 баллов – вы никогда не злитесь по пустякам, и поэтому, вас практическиневозможно вывести из себя. Прежде чем начать спор, вы пытаетесь оценить ситуацию. Если все же начинается ссора – вы сохраняете завидное спокойствие.
III) 15-18 баллов – в любой ситуации, для вас важнее всего собственное мнение. Вы будете добиваться своего, даже через конфликт. И, конечно же, иногда бываете чересчур эмоциональны и неоправданно резки.
Воспитатель: Довольны ли вы результатом? (ответы детей). Я думаю, что некоторым из вас нужно поработать над собой и своим характером. А как?
Воспитатель: В этом вам поможет четвертый «ключик» - «Шесть способов справиться с гневом»
1. Если вы чувствуете, что вот-вот «взорветесь» - глубоко вдохните и сосчитайте до 10.
2. Нарисуйте свою злость на листе бумаги и порвите его.
3. Послушайте приятную для вас музыку.
4. Посмотрите на огонь, либо послушайте шум воды.
5. Посмотрите альбом с фотографиями.
6. Прогуляйтесь на сведем воздухе.
Постарайтесь запомнить эти способы и применять их в жизни, потомучто нужно уметь контролировать свои эмоции, а не выплескивать их на окружающих людей.
Заключительная часть.
Воспитатель: Каждый человек, какой бы он ни был, чувствует радость и удовлетворение, когда делает добро. И напротив, чувствует беспокойство и душевный дискомфорт, когда злиться. Подумайте сами, что вы несете в этот мир – тепло и радость или холод и злобу.
И закончить наше занятие хочется словами одного мудрого человека: «Если хочешь, чтоб жизнь улыбнулась тебе – подари ей свое хорошее настроение!»