Филатова Наталья Николаевна
Конспект занятия «Обрывная аппликация «Русская березка» для детей подготовительного к школе возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
способствовать развитию детского творчества путем использования нетрадиционной техники обрывной аппликации; прививать любовь к природе.
Задачи:
• закрепить умение создавать образ берёзки в технике обрывной аппликации;
• расширить представления детей о березе как символе России;
• развивать мелкую моторику рук, стремление создавать изделия, радующие окружающих;
• закреплять у детей знания и навыки по работе с бумагой;
• воспитывать аккуратность, любовь к родному краю и бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, рассказ, объяснение.
Наглядные: рассматривание, демонстрация схем, алгоритмов.
Практические: физкультминутка, самостоятельное выполнение обрывной аппликации детьми.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор.
Раздаточный материал: картон голубого, желтого или оранжевого цвета; клей и кисточки для клея, подставки для кисточек; тарелочки с заготовками бумаги белого, черного и зелёного, красного, оранжевого цвета; салфетки, клеёнки на каждого ребёнка, фломастеры, фишки для голосования.
Демонстрационный материал: компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point в виде презентации (картины художников, где изображены берёзы в разное время года –И. Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», «Февральская лазурь» И. Э. Грабарь, "Голубая весна" В. Н. Бакшеева, карточки «Польза березы», мольберт, образцы поэтапной работы; запись народной мелодии. Интерактивная игра «Соберни витраж Белая березка»
Предварительная работа:
• Чтение стихотворения Л. Преображенская «Тонкая берёзка осени примета»
• Наблюдение за берёзой во время прогулки.
Словарная работа: березняк, березовая роща, крона, ствол, чечевички.
[i]Ход занятия:[/i]
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку. Отгадав ее Вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
И красива, и стройна-
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая. (Березка)
Воспитатель: Береза – символ красоты русской природы, символ России. Название «береза» происходит от слова «беречь». В давние времена люди считали, что веточки, принесенные в дом, защищают от зла. На Руси 11 апреля отмечали день березы или Брещенье. По традиции, в этот день ходили в березовые рощи, общались с почитаемыми деревьями, прислушивались к движению сока. Ею можно восхищаться в любое время года. (Обращает внимание детей на интерактивную доску).
Воспитатель: посмотрите на картины художников, какие берёзки вы видите? Чем они отличаются, а чем похожи?
Ответы детей
Воспитатель: где можно встретить, увидеть березу?
Ответы детей
Воспитатель: как называется место, где растёт много берёз?
Ответы детей
Воспитатель: ребята, о березке сложено множество песен, стихов, потешек, закличек, хороводных игр. Сейчас я вам прочитаю одно из стихотворений о берёзке, которое написала Агеева И.
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
Воспитатель: Стройные белые стволы покрыты белой тонкой берестой. Посмотрите, ребята, на березку, полюбуйтесь ею. А кто мне скажет, как в любое время года мы можем узнать березку?
Ответы детей
Воспитатель: правильно, ребята, природа наделила только одно дерево нашего края белой корой с черными пятнышками, которые называются чечевичками. Через них береза «дышит». Берёза не только красивое дерево,
она ещё приносит пользу для человека. А кто знает, какую же пользу приносит берёза? (обращает внимание на мольберт с карточками «Польза березы»)
Ответы детей
Воспитатель: а кто скажет, какие у березки листочки в разное время года?
Ответы детей
Воспитатель: в какое время года листочки появляются из почек?
Ответы детей
Воспитатель: и наша березка рада весне, только одно ее огорчает, нет у нее подружек (показывает образец). Как мы можем помочь березке?
Ответы детей
Воспитатель: ребята, предлагаю поиграть- соберем красивый витраж
Проводится интерактивная игра «Собери витраж Белая березка»
Воспитатель: сегодня мы с вами сделаем подружек для нашей березки с помощью обрывной аппликации.
Воспитатель: ствол и молодую листву нашей берёзке мы будем изготавливать способом аппликации. Мы с вами помним, что в обрывной аппликации все детали не вырезаются из цветной бумаги, а обрываются руками и приклеиваются к основе. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий. Сегодня мы сделаем березку осенью.
Воспитатель:
1. Берем длинную полоску белой бумаги и обрываем края так, чтобы были похожи на ствол дерева.
2. Берём фломастер черного цвета и рисуем тонкие ветки.
3. Из полоски черной бумаги делаем березе ее характерные полоски-чечевички.
4. Все готовые детали наклеиваем на картон.
5. Берем зеленую, желтую и оранжевую бумагу и отрываем листья. Приклеиваем их произвольно.
6. Берёзка готова.
Воспитатель: ребята, перед работой давайте немного отдохнём и разомнемся.
Физкульт минутка:
Белая березонька на ветру качается, Дети качают руками, поднятыми над головой.
Вправо наклоняется, Наклоняются в правую сторону.
Влево наклоняется Наклоняются в левую сторону.
И полощет длинные
Веточки в реке, Наклоняются вперед и качают руками в правую и левую стороны.
Чтобы были чистые косы по весне. Выпрямляются, проводят руками по волосам и плечам, опускают руки вниз.
Воспитатель: Ребята, повторим правила при выполнении аппликации:
1. Держим кисть вертикально.
2. Наносим клей на всю поверхность детали на клеёнке.
3. Пользуемся салфеткой, чтобы убрать лишний клей.
4. Следим за чистотой рук, соблюдаем порядок на столе.
Воспитатель: Молодцы, приступаем к работе.
Самостоятельная деятельность детей под запись народной мелодии.
Итог занятия:
Воспитатель: с какой новой техникой познакомились?
Воспитатель: дети, вам понравилось сегодня работать на занятии?
Какая аппликация вам понравилась больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: кому мы сегодня помогали? (Березке)
Воспитатель: как называется лес, в котором только они березы? (березняк, березовая роща)
Воспитатель: из каких материалов выполнено ваша береза? (из цветной бумаги)
Воспитатель: что вам больше всего запомнилось на занятии? (ответы детей)
Воспитатель: посмотрите на работы друг друга и оцените их. Проголосуем за понравившуюся вам работу. Возьмите по одной фишке и положите на ту работу, которая вам больше всего понравилась. (ответы детей)
Воспитатель: спасибо! Вы молодцы.
Оформляется выставка детских работ.