ирина марченко
Конспект НОД в старшей группе «Быт русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Быт русского народа»
Программное содержание:
1) Образовательная: формирование у детей интерес к истокам народной культуры, первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, Обобщать и систематизировать знания детей о быте русского народа, о жизни предков.
2) Развивающая: развивать речь детей, умение давать свои эстетические оценки, умение выслушивать ответы своих сверстников.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Быт русского народа“» размещена в разделах
3) Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к народной культуре.
Ход занятия
-Ребята, вы любите свой дом? Расскажите, за что любите, какой ваш дом? (Ответы детей) Какие замечательные у вас дома: многоэтажные, построенные из разных материалов а вот раньше, давным –давно, когда ваши пробабушки и про дедедушки были маленькие, как вы сейчас, дома выглядели совсем по другому. Дома были одноэтажные и деревянные. И называли такой дом –изба. Чтобы построить избу собиралось много народу. Созывали мужчин со всего села. В те времена тагого выбора инструментов, как в наше время не было. А был один топор. И говорили раньше не строить, а рубить избу. Люди выбирали место около реки
-Ребята, а как вы думаете, почему выбирали такое место? (Рубили деревья для сруба. Пользовались водой из рек. В лесу люди охотились, в реке рыбачили, чтобы прокормиться.)
Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т. е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков.
Чтение отрывка «Наши предки (Н. Н. Головин «Моя первая русская история»)
Славянские города не были похожи на наши большие красивые города. Они напоминали теперешние деревни с деревенскими бедными и маленькими избушками. Только вокруг всей деревни строили тогда славяне крепкий забор. За которым прятались от врагов.
Давайте рассмотрим избу, в которой жили славяне. Входя в избу, волей-неволей каждый поклонится хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая, а порог наоборот высокий, чтоб меньше дуло. (Детям показывают атрибуты русской избы).
Печь. Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям, готовы они потесниться, потому что печь и напоит и накормит, и обогреет, а надо и вылечит. Одно слово – Матушка!
«Без печки и хата не хата.
Мала печенька, да тёпленька» - говорили в народе. С печью связаны вся жизнь и быт крестьянина. Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок.
- Дети, давайте вспомним сказки, в которых упоминается русская печка. («Гуси-Лебеди» печь прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей; «По Щучьему велению» везёт Емелю к царю и т. д.)
Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь – печник, пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
«Когда в печи жарко, тогда и варко»-гласит народная мудрость.
Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, ягоды, грибы, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка - полати.
Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка. Всё было приспособлено для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Отсюда и слово «Закуток», то есть отгороженное где-нибудь место, обособленный уголок.
Другой, левый от печи угол назывался «красный», то есть красивый. Здесь стоял стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей.
Русский народ всегда славился гостеприимством, а говорили в народе так :
Что есть в печи - на стол мечи.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Умей в гости звать, умей и угощать.
На столе в избе всегда стоял горячий самовар. Послушайте загадку:
У носатого, у Фоки, постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит, словно зеркало блестит.
Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в самоваре быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился и до наших дней. Наши предки, в отличие от нас пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Рассказ воспитателя о назначении кухонной утвари, загадать загадки:
Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)
На плечах дуга держит вёдра, в них вода. (Коромысло)
Новая посуда, а вся в дырках» (Решето)
Всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали из дерева миски и ложки, долбили ковши. Ткали. Вышивали. Плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки-всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это мастерство, стремление к прекрасному передавалось из поколения к поколению. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой. Вышивкой или кружевом. Причём всё принимало определённый образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.
Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью. Материал для лаптей было найти не трудно: их плели из липы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать кору с трёх-четырёх деревьев. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошву подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали.
Люди не только хорошо умели работать, но и отдыхали: пели песни, водили хороводы.
Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Слепой козёл».
Цель: развивать слуховое внимание, ловкость.
Ход игры. «Жмурке» завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в неё, а играющие спрашивают: «Кто там?» «Слепой козёл»- отвечает «жмурка». Играющие все вместе говорят:
Козёл слепой,
Не ходи к нам ногой.
Иди в кут,
Там холсты ткут,
Тебе холстик дадут!
Недовольный козёл снова стучится в дверь.
-Кто там?
-Афанас-отвечает козёл.
-Афанас, ищи нас!
С этими словами дети разбегаются. «Жмурка» прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Играющие увертываются, а пойманный игрок становится «жмуркой».
Итог занятия.
Вопросы:
Как называли людей, наших предков, которые жили в далёкие времена?
Какие предметы мы рассматривали?
Какие пословицы и поговорки вы запомнили?
В какую игру мы играли?
Что нового вы узнали на занятии?