Екатерина Черноусова Фефилова
Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи «Клад кота Леопольда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить чёткое произношение и характеристику звука –р-.
Задачи:
1. Упражнять в определении позиции звука в слове, звуко - слоговом анализе слов на основе подбора схемы к слову, анализе предложений.
2. Закрепить правильное употребление существительных ед. ч. и мн. ч. в Р. п., составление предложений по опорным словам.
3. Развивать длительный ротовой выдох, слуховое внимание, память.
4. Воспитывать умение слушать друг друга.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук –р-, разрезные картинки с изображением цветов, изображение поезда, велосипеда, кота Леопольда, домиков со схемами звукового анализа слов, дерева со схемой предложения, муляжи грибов, записки с заданиями, магнитофон, ларец, карамель.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Давайте вспомним, кто из героев известного нам мультфильма говорил: «Ребята, давайте жить дружно!».
- Правильно, кот Леопольд. А вы бы хотели с ним встретиться?
Логопед выставляет картинку с изображением кота Леопольда.
- Сегодня он у нас в гостях. Кот Леопольд приготовил для вас клад, но хитрые мышата перепрятали его. А вы бы хотели найти клад кота Леопольда?
II. Постановка цели занятия.
- Хорошо, сегодня мы оправимся на поиски клада и повторим звук –р-, а кот Леопольд посмотрит, как мы умеем работать на занятии.
III. Основная часть занятия:
1. Дидактическое упражнение «Поезд»
- Оправимся мы в путешествие на поезде, а для этого нам нужно купить билеты. Посмотрите на картинки и возьмите только те, в названии которых есть звук –р-.
Дети берут по одной картинке – билету, называют слово.
- В первый вагон сядет тот, у кого в слове звук –р- в начале, во второй – у кого в середине и в третий – у кого звук –р- в конце слова.
Дети определяют позицию звука в слове и кладут картинку – билет в соответствующий карманчик – вагон поезда.
Дидактическое упражнение «Кто дольше?»
- Билеты мы купили, можно садиться в поезд и отправляться в дорогу.
Дети встают друг за другом, как вагончики и «едут», изображая гудок поезда: «ууууууу», вдыхая носом и выдыхая ртом.
2. Дидактическая игра «Собери цветы»
- Ехали, мы ехали и приехали на поляну. Скажите, чего не хватает на этой поляне?
- нет цветов, нет травы и т. д.
- Давайте украсим поляну цветами. Для этого нам нужно собрать картинки.
Дети собирают разрезные картинки и называют цветы (роза, георгин, астра и т. д.).
- А теперь догадайтесь, под каким цветком спрятана записка от мышат. В названии этого цветка звук –р- в середине слова.
Дети находят записку. Логопед читает: «Ребята, отправляйтесь в лес, там найдёте гриб, под которым лежит следующее задание. Ваши мышата».
Дети изображают поезд и «подъезжают» к лесу.
3. Дидактическая игра «Будь внимательным»
- Мы с вами в лесу, посмотрите внимательно и назовите грибы. А сейчас найдите записку под грибком, в названии которого звук –р- в конце слова.
- Правильно, это мухомор. Сейчас мы с вами сыграем в одну интересную игру: «Слушайте слова и повторяйте, но не зевайте – нельзя говорить слово «мухомор». Кто скажет, тот отходит в сторону».
- Рыба, рыжик, мухомор, корыто, рубашка, пирог, мухомор, макароны, мухомор.
- Какие слова вы запомнили?
Каждый называет по одному слову.
- Какое слово нельзя было называть?
- Вот под этим грибком и лежит послание от мышат, читаем: «Ребята, отправляйтесь в деревню и там найдёте домик, в котором лежит следующее задание».
- Ребята, а в деревню мы с вами отправимся на велосипеде – любимом виде транспорта кота Леопольда.
Звучит песня из мультфильма «Кручу педали». Дети изображают езду на велосипеде.
4. Дидактическое упражнение «Подбери схему к слову»
- Вот мы и доехали до деревни, а чтобы найти нужный домик, нам необходимо подобрать схему к слову «трава».
Дети находят нужный домик со схемой звукового анализа заданного слова, объясняют свой выбор, дают характеристику звука –р- и достают записку. :
«Идите к дереву. Мышата»
5. Дидактическое упражнение «Подбери предложение к схеме»
- Подойдите к дереву, внимательно посмотрите на схему предложения и составьте предложение из слов так, чтобы оно подходило к данной схеме: Клад, лежать, ларец, в.
Дети составляют предложение и объясняют предложенную схему.
IV. Итог занятия.
- Молодцы, ребята, вы выполнили все задания, а сейчас кот Леопольд дарит вам вот этот ларец. Давайте посмотрим, что в нём лежит.
Логопед показывает детям карамель. Определяется позиция звука в этом слове.
- Кот Леопольд прощается с вами до следующей встречи и угощает вас карамелью.
- Ребята, вам понравилось искать клад?
- Какие задания вам понравилось выполнять? Какие были трудными?
- Какой звук мы сегодня повторили? Какой он?
- Какие вы запомнили слова со звуком –р-?
- Спасибо за работу!