Светлана Гукова
Конспект занятия «Нижний Новгород-моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- знакомить с достопримечательностями родного города, с историей возникновения Нижегородского Кремля;
- развивать интерес и любовь к малой Родине;
- воспитывать патриотические чувства.
Оборудование:
- иллюстрации с изображением Нижнего Новгорода, Кремля;
- DVD диск с песней о городе;
- флаг, герб Нижнего Новгорода.
Словарная работа:
- Дятловы горы, «Стрелка», карман России, Юрий Всеволодович, Михайло – Архангельский собор.
Публикация «Конспект занятия „Нижний Новгород-моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель ставит на стол флажок и начинает занятие.
Воспитатель: Дети, вы догадались какой страны этот флаг?
Дети: флаг России.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина значит родная, как мать и отец.
Как называется город, в котором мы живём?
Дети: Нижний Новгород
Воспитатель: Наш город маленький кусочек огромной страны, которая называется?
Дети: Россия
Воспитатель: Нижний Новгород – наша малая Родина, где мы родились и выросли, и куда бы нас ни забросила жизнь, в нашем паспорте будет записано место рождения – Нижний Новгород.
Что же такое наш город?
Наш город – :
- это, где мы живём, где живут наши друзья, родители;
- это наши дома, детские сады, улицы, по которым мы ходим, детские площадки, где мы гуляем;
- это автобусы, троллейбусы, трамваи, на которых мы ездим;
- это магазины, стадионы, кинотеатры, театры, заводы и фабрики;
- это все леса и животные, которые нас окружают.
А люди, которые живут в нашем городе, как называются?
Дети: Нижегородцы.
Воспитатель:
Так мы говорим о своём родном городе – Нижний Новгород.
«Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём…»
Воспитатель показывает герб Нижнего Новгорода.
Воспитатель: Ребята, у каждого города есть свой герб. Кто изображен на нашем гербе? Где вы видели такой герб?
Дети: Олень.
Воспитатель: На нём изображен благородный Олень – он является символом благородства, красоты, чистоты и величия жизни, мудрости и справедливости.
Нижний Новгород – один из древнейших, красивейших городов.
Он был основан в 1221 году великим князем Юрием Всеволодовичем на Дятловых горах – в месте слияния рек Оки и Волги.
Воспитатель показывает иллюстрацию.
Воспитатель: Как это место называется, где Волга и Ока встречаются?
Дети: «Стрелка».
Звучит отрывок песни «Сормовская лирическая». Показываются иллюстрации.
Физкультминутка: «Речка»
К речке быстрой мы спустились. Дети идут в круг.
Наклонялись и умылись. Наклоны, трут лицо.
Раз, два, три, четыре. Движения ладонями по лицу.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Идут по кругу и руками делают движения, как будто плывут.
Делать так руками дружно:
Вместе – раз, это брасс. Показывают брасс.
Одной, другой – это кроль. Показывают кроль.
Все как один плывём, как дельфин.
Идут по кругу, сложив вытянутые руки.
Вышли на берег крутой –
И отправились домой. Меняют направление движения, маршируют.
Воспитатель:
А почему наш город называется Нижний Новгород? Кто знает?
Есть город Новгород Великий, а наш город был самым нижним поселением на Оке и саамы нижним из русских городов на Волге. Так и появился ещё один город – новый город, который был назван Новгородом Нижним.
Почему же именно здесь, на Дятловых горах, возвёл город князь Юрий?
Здесь, у слияния Оки и Волги был перекресток военных и торговых путей. Кто захватит этот перекрёсток, тот и будет хозяином над всеми ближайшими землями. Отсюда, с гор, всё видно, кто плывёт по Волге, кто пытается войти в устье Оки.
Показ иллюстраций.
Воспитатель: Красивое место выбрал для города князь Юрий – холм – это на Нижегородский Кремль – главный символ города, уникальный памятник отечественной культуры. Пятьсот лет стоит Нижегородский каменный Кремль на Дятловых горах, построенный взамен дерево-земляным укреплениям. Ни разу он не был захвачен противником.
В нашем Кремле можно погулять, пройти по Кремлёвской стене и даже в башни заглянуть, посмотреть с высокого берега на дали, полюбоваться красивыми клумбами, полазить по настоящим боевым машинам, которые теперь выставлены в Кремле на всеобщее обозрение.
А где вы любите гулять в Кремле?
Воспитатель: А теперь заглянем за стены Кремля. В центре Кремля стоит белоснежный Михайло - Архангельский собор, самый древний в Нижнем Новгороде.
На территории Кремля горит Вечный Огонь в память о погибших земляках в годы Великой Отечественной Войны.
Рядом с Кремлем находится главная площадь города. Кто знает её название?
Верно, это площадь Минина и Пожарского, на которой проходят большие праздники, на ней собирается много людей и гостей Нижнего Новгорода.
На этой площади памятник знаменитому лётчику Валерию Чкалову и знаменитая лестница, которая ведёт от памятника к набережной великой русской реки Волги.
Карманом России называли Нижний Новгород, Нижегородскую Ярмарку. Главный торговый двухэтажный дом расположился на реке Оке. Сюда привозили всякие российские изделия – семёновские ложки, балахниниские кружева, мурашкинские тулупы и рукавицы, арзамаский войлок.
Показать иллюстрацию Нижегородской Ярмарки.
А ещё в нашем городе, как мы уже отметили в начале занятия, множество театров. Есть цирк, планетарий, зоопарки.
Расскажите, где вы были, что интересного видели?
Воспитатель: Нижний Новгород – гостеприимный и знаменитый город, сюда приезжают туристы со всей России и из других стран.
Какие места вам захотелось посетить вместе с родителями?
А мы с вами будем стараться, чтобы наш город был всегда чистым и красивым, и будем делать всё, чтобы город становился всё лучше и лучше с каждым днём.
И в заключении, послушайте гимн Нижнего Новгорода :
написал Александр Морозов «Нижегородская лирическая».