Ольга Дунина
Конспект занятия по обобщению представлений об осени «Незаконченная сказка»
▼ Скачать
Задачи:
Образовательные:
• обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
• уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
• закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
Развивающие:
• развивать внимание, память
• улучшать общую моторику и координацию движений
• развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
Речевые:
Публикация «Конспект занятия по обобщению представлений об осени „Незаконченная сказка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
• отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
• активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
• обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Воспитательные:
• воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
• воспитывать чувство любви к родной природе
• воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Катю Б. Богдана Л. Даша Л. к комментированию ответов других детей
Дидактический материал: иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»
Предварительная работа :
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.
Методы и приемы, использованные на занятии :
• информационно – рецептивный метод,
• словесный метод,
• наглядный метод,
• практический метод,
• игровой метод.
Ход занятия.
Орг. Момент
Возле окна: Посмотрите, как красиво на улице, все деревья желтые, обратите внимание на берёзку. Какая она?
Рассуждения детей.
Хотите я вам сказку прочитаю?
1. Встретились в лесу времена года, и каждое время года захотело про себя рассказать. Начала свой рассказ зима. Я, самое замечательное время года. Ведь когда я прихожу с морозами и метелями, все мне радуются. Землю я укрываю тёплым белым покрывалом, деревья укутаны снегом. Им не холодно. А люди как радуются! Играют в снежки, катаются на санках, лыжах и коньках.
Тут пришёл черёд весны. А я весна-красна. С моим приходом всё оживает, деревья просыпаются от зимнего сна, птицы прилетают из тёплых краёв. И такая красота везде наступает.
А я лето красное. Уж как хорошо когда я прихожу на землю. Солнце пригревает, травка зеленеет, птицы поют. Люди купаются и загарают. Ходят в лес. Все мне рады…
Ой, ребята, а на этом сказка закончилась… Мне кажется что это не всё…
А вы как думаете? Ведь какого то времени года не хватает?
Д. Осень о себе ни чего не рассказала.
В. И что же нам делать? Ведь хочется чтобы сказка закончилась, не справедливо, осени обидно что она в этой сказке ни чего не сказала о себе.
Д, Нужно закончить сказку.
В. Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков, вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала.
Думаю, вам есть, что рассказать.
А чтобы на что то не пропустить в нашем рас сказе об осени, я предлагаю вам картинки схемы по которым мы будем рассказывать.
Выбирайте картинку, о чём мы сначала расскажем.
Первая картинка:Неживая природа
Д:(К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
В:- Назовите признаки осени в неживой природе?
Д: (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной?
Д: (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) –
В. Какие осадки характерны для осени?
Д: (Чаще идут дожди, дует холодный ветер
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни?
Д:(По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).
2. Рассказ по второй картинке :Растения
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.)
В:- Что мы относим к растительному миру?
Д:(К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
В:- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему?
Д: (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн. ,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)
Давайте устроим листопад в группе
Дыхательная гимнастика «Листопад»
В: что еще интересного вы можешь добавить о листьях? (загадка о листьях,Стихи)
— Почемy к зиме деpевья (Марина)
Раздеваются кpyгом?
— А деpевьям тоже нyжно
Раздеваться пеpед сном!
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим. (Кирилл П.)
Нам ответят: «Это.» (осень)
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
Мы с вами тоже учили стихи об осени, давайте их вспомним:
Настя В., Аня Б. рассказывают стихи
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены
В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый
Утешает осень : - Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета! (Настя)
Листья улетели
Вслед за птичьей стаей.
Я по рыжей осени
День за днём скучаю.
Небо загрустило,
Солнце унывает…
Жаль, что осень тёплой
Долго не бывает! (Аня)
А хотите поиграть
Игра «Назови по-другому» (образование относительных прилагательных)
Лист дуба – дубовый лист
Лист клена – кленовый лист
Лист березы – березовый лист
Лист ивы – ивовый лист
Ветка рябины – рябиновая ветка
Ствол ольхи – ольховый ствол
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)
3. Животный мир осенью
В:- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру?
Д: (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?
Д:(Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Богдан, ты хочешь что-нибудь добавить?
(Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
В:- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (
Д:Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
В:- что меняется в жизни птиц с приходом осени?
Д:(есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
В:- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?
Д:(Такие птицы называются перелетными.)
В:- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи.
Д:(А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
Д:(Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- «Отгадайте загадку!»
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая. (сорока)
Эта птица перелётная или зимующая?
4. А сейчас мы поговорим о том, чем занимаются люди осенью.
Рассказы детей по картинке :
Д. Люди собирают урожай, готовят запасы на зиму.
В. А кто вспомнит загадку?
Д. Осень-запасиха
Зима-подбериха.
-Одевают тёплые вещи.
-В домах включают отопление, или начинают топить печки.
5. Вы очень хорошо рассказали об осени! Как вы думаете, мы закончили сказку?
Осени не будет обидно?
Я хочу предложить вам сделать подарки для осени.
На столах красски, карандаши, Пластилин. Выбирайте кто что хочет, и приступайте к изготовлению подарков.