Елена Болотина
Конспект занятия «Несуществующее животное»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I. Пояснительная записка 3
II. Конспект специально организованной совместной образователь-ной деятельности взрослого и детей:
1) организационно-методическая информация; 4
2) примерный ход специально организованной совместной образо-вательной деятельности взрослого и детей;
6
3) дальнейшая разработка темы; 8
III. Список литературы 9
IV Приложение 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Конспект занятия „Несуществующее животное“» размещена в разделах
Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Педагоги, в том числе и дошкольного образования, должны готовить детей к жизни, поэтому развитие творческих способностей детей является важнейшей задачей.
Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Развить творческие способности - это значит «вооружить» ребёнка спосо-бом деятельности, который поможет ему в дальнейшей жизни.
Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
В данном занятии решаются задачи художественно-эстетического развития детей через чтение художественной литературы. Они создают и реализуют инди-видуальный замысел при решении проблемной ситуации, ищут возможные пути разрешения трудностей. По средством чего у детей развивают не только социально-коммуникативные навыки, но и речь, способность выслушивать предложения других детей и находить наиболее рациональное решение. Дети учатся сотрудничать, договариваться, при этом гармонично развиваясь физически.
Для развития познавательной сферы личности ребенка, ему не предлагаются готовые алгоритмы действий по созданию рисунков. Им не даются готовые решения. Дети должны самостоятельно, опытно-экспериментальным путем понять, как можно применить имеющееся оборудования для создания образов. Осваивая нетрадиционные техники рисования дети учатся пользоваться предметами-заместителями.
Именно нетрадиционные техники рисования помогают ребенку раскрыться, понять себя, обрести уверенность в возможности реализации любого своего замысла, в том, что его точка зрения, его самобытность имеют право на существование.
Данное занятие реализуется в обязательной части образовательной про-граммы дошкольного образования МБДОУ «Д/с №6 «Малышка» ЗАТО Комаровский в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и углубленно решает задачи данной образовательной области.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Тема образовательной деятельности "Несуществующее животное"
2. Доминирующая
образовательная область Художественно-эстетическое развитие П. 2.6. ФГОС ДО
2. Ведущий вид деятельности детей
Художественно-творческая деятельность (создание Несуществующего животного в технике «Кляксография» (раздувание краски)
3 Методы и приемы реализации содержания занятия
3.1 Общепедагогические методы и приемы
Методы формирования сознания:
Беседа (эмоциональное содержание лирического произведения, средства выразитель-ности, использованные поэтом: образ, персонаж, его неординарность).
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
Наглядность (изобразительные материалы для кляксографического обсуждения);
Проблемные (решение проблемной ситуации – создание необычного зоопарка)
3.2 Методы и приемы, характер-ные для специфических видов деятельности Словестный: анализ содержания произведения.
Практические: экспериментирование (решение проблемы рисования без кисти, получение клякс)
3. Интеграция образовательных областей
Художественно-эстетическое развитие: чтение художественной литературы (стихо-творение К. Чуковского «Закаляка»)
Социально-коммуникативное развитие: коллективное решение проблемной ситуации; возможность поделиться опытом и обсудить его.
Познавательное развитие: сюрреалистические игры, преобразование реальных образов животных; экспериментальное исследование свойства материалов.
Речевое развитие: создание и реализация индивидуального замысла.
Физическое развитие: физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики «Мы – одно большое, доброе животное.
4. Возрастная группа Старший дошкольный возраст (5-6лет)
5. Цель Формирование творческой активности средствами неклассических техник рисования (Кляксография).
6. Задачи
Планируемые результаты
6.1 Формировать представления об анималистическом жанре и сюрреалистическом направлении живописи. Дети отличают анималистический жанр и сюрреализм.
6.2 Развивать фантазию детей в процессе преобразования цветовых пятен в образ несуществующего животного. Ребенок видит в цветовом пятне образы и стремится к их самостоятельному преобразованию.
6.3 Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности и потребность в общении о ее результатах. Дети обсуждают результаты своей деятельности, самостоятельно работают над преобразованием пятен в образ.
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения Способы преодоления
Сложность для детей в преобразовании цветовых пятен в образы. Сюрреалистические игры
8. Организация среды для проведения занятия (образователь-ной деятельности) Литературный ряд: К Чуковский «Закаляка»
Изобразительный ряд:
- иллюстрация к стихотворению К. Чуковского «Закаляка»;
Материалы и оборудование: плотная бумага, дополнительные листы, гуашь, кисти, стаканчики с водой, палитра, соломинки для коктейля, салфетки, фартуки.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Знакомство с понятием «Несуществующие»,
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему Чтение стихотворения К. Чуковского «Закаляка»
Беседа с детьми и прочитанном произведении Стихотворение и примерные вопросы для обсуждения с детьми приложение 1. Закаляка – приложение2.
1.2 Мотивация деятельности детей Предложить детям создать Необычный зоопарк, обсуждение с детьми его особенностей на магнитной доске загоны для животных
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) В ходе беседы дети должны прийти к выводу, что в необычном зоопарке должны быть необычные животные. Цель – создание несуществующих животных для не-обычного зоопарка.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Закрепить представления детей о животном, как о живом организме, которому необходимы определенные условия для существования (физкультурная минутка с элементами дыхательной гимнастики «Мы – одно большое, добро животное») Работа в игровой зоне
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Рисование Несуществующего животного в нетрадиционной технике «Кляксографии» (Раздувание краски).
Сюрреалистическая игра (составление сюрреалистических образов из анималистических изображений путем разрезания и неправильного склеивания). Анималистические изображения для сюрреалистических игр приложение 3
2. 3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Домашнее задание: нарисовать в данной технике обитателей «Необычного аквариума», который в последствие будет создан в группе, и составить рассказ-описание о нем.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Обсуждение с детьми поставленной цели, способов ее достижения и продуктов деятельности детей.
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Экскурсия для детей родителей, организованная детьми. Каждому ребенку предлагается проиграть роли экскурсовода и рассказать не только о своем животном, но и о животных других детей, что способствует развитию не только связной речи, но и внимания и памяти. Детский сад
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2. 1 Ребенок сам: Составления рассказа о своем животном для организации экскурсионных групп для родителей.
2. 2 Ребенок по приглашению педагога: Детям предлагается познакомиться с другими нетрадиционными техниками рисовании, такими как «Рисование на мокром листе», «Граттаж», «Рисование свечой», «Витраж» и «Оттиски скомканной бумагой»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bookre.org/reader?file=715022&pg=1 (дата обращения 16.10.2016г.)
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Стар-шая группа. Учебно-методическое пособие. / И. А. Лыкова. – М. : Цветной мир, 2016.
3. Чуковский К. И. Закаляка. /К. И. Чуковский. – Уфа: Оникс, 2013. – 12с.
4. Шаляпина И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. / И. А. Шаляпин. – М. : Сфера, 2016. – 64с. – (Библиотека современного детского сада).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К. Чуковский
Дали Мурочке тетрадь.
Стала Мура рисовать.
Это – козочка рогатая.
Это – елочка мохнатая
Это – дядя с бородой.
Это – дом с трубой
- Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное.
С десятью ногами,
С десятью рогами?
- Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы ее выдумала.
- Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?
- Я ее боюсь!
Вопросы для обсуждения с детьми прочитанного произведения:
1. О ком это стихотворение?
2. Что нарисовала девочка?
3. Чем это животное отличается от настоящих, обычных животных?