Получи документы

Конспект занятия в форме научного заседания на тему «Насекомые»

Оксана Ащеулова
Конспект занятия в форме научного заседания на тему «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формировать у детей представления о многообразии живых существ, продолжать знакомство с Красной книгой Кузбасса.

Задачи:

1. Рассказать детям о том, что в лесу живут очень маленькие существа – насекомые.

2. Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, делать выводы и умозаключения.

3. Включать детей в элементарную природоохранную деятельность.

Публикация «Конспект занятия в форме научного заседания на тему „Насекомые“» размещена в разделах

Материал: шапочки бакалавров, глобус, карта Кемеровской области, картинки с изображением животных, растений, грибов и бактерий, картинки с изображением стадий развития насекомых, дидактическая игра «Волшебный поезд, фишки, листы с силуэтами насекомых, цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель. В некотором Царстве, в некотором государстве жила – была одна мудрая матушка, звали её Землёй. Было у неё много – много детей. И чем больше у неё их становилась, тем сильнее она радовалась, отчего становилась всё круглее и круглее, как мяч, вот такой (показывает планету Земля). Трудно ей было уследить за всеми детьми. И сказала она тогда одним: «Вы живите всегда на одном месте, там, где родились, а двигаться будете только вглубь, ввысь и вширь. А вам даю я крылья, ноги, лапы, плавники, чтобы вы могли передвигаться». Но не зря матушку Землю мудрой. Придумала она всем детям работу, каждому свою. Тем, кто остался жить на одном месте, она с большой строгостью сказала: «Живите дружною семьёй, ешьте, пейте, дышите, но и помогайте жить другим. Накормите, обогрейте, дайте воздух для дыхания, дом для жилья тем, кто бегает, ходит, прыгает, лазает, плавает, летает. А вы, дети мои: зрячие, говорливые, осторожные, пугливые, подкрадывающиеся, бесстрашные, загадочные, забавные и добрые, - сказала она другим, -будете передвигаться и следить, чтобы кладовые ваших бессловесных друзей, тех кто вас накормит, всегда были полны пищей. Помогайте им расселяться, содержать их дом в чистоте и порядке, помогайте друг другу во всём».

Ребята, так кто же является детьми доброй, мудрой матушки Земли?

(Животные, растения, люди)

Разделились все живые существа на свои Царства и стали жить- поживать.

Ребята, какие Царства живых существ вы знаете?

(Царства животных, растений, грибов и бактерий)

Ребята, давайте разложим картинки с изображением живых существ на Царства.

Игра «Природные Царства»

Ребята, давайте обратим внимание на самых маленьких жителей Царства животных. Кто же это?

(Насекомые)

Ребята, а знаете ли вы насекомых? Давайте рассадим насекомых по вагончикам нашего волшебного поезда. В первый вагончик - насекомых нашего края, во второй – насекомых Австралии, в третий – Америки, в четвёртый – Африки.

Игра «Волшебный поезд»

Насекомые самые маленькие и многочисленные жители Царства животных. Если спросить у зоолога – учёного, который изучает животных, назвать всех животных, например, нашего края, то он их назовёт. Если спросить у ботаника – учёного, который изучает растения, например Африки, то он назовёт их. А если спросить учёного, который изучает насекомых – энтомолога назвать всех насекомых, то он назовёт большое количество насекомых, но всех назвать всё равно не сможет, так как их очень много. Энтомологи изучили около 1 миллиона насекомых, но предположительно их в два раза больше (1,5 – 2 мл. видов)

Сегодня, ребята, я предлагаю вам тоже стать маленькими учёными и сделать несколько открытий. Наденьте шапочки бакалавров. И так, научное заседание на тему : «Насекомые» считать открытым!

Давайте посмотрим на доску (на доске картинки с изображением насекомых).

Ребята, сколько лапок у насекомых? (у всех насекомых по 6 лапок)

Какие части тела вы заметили? (голова, грудь, брюшко)

Посмотрите, что есть на голове у насекомых? (усики)

Усики – это органы чувств насекомых. Кроме усиков на голове есть и другие органы чувств – глаза, рот.

Найдите вторую часть тела (грудь)

Посмотрите, что крепится к груди? (лапки)

Лапки - это органы передвижения. Почти у всех насекомых есть органы передвижения. Лапки прикрепляются к груди. И ещё одна часть насекомых – брюшко. В брюшке находятся внутренние органы.

И так, какое важное открытие мы с вами сделали?

насекомых три пары ног, их тело делится на три части: голова, грудь, брюшко)

Что ещё есть у насекомых? (крылья)

А почему у насекомых такая разная окраска? – окраска у насекомого – это маскировка. Как мы узнаём осу? По окраске: чёрные и жёлтые полоски на брюшке. Так же её узнаё т и птица: запомнит после первых же встреч. И у божьей коровки яркая окраска: «Не тронь меня, будет плохо, я не вкусная еда» - будто говорит окраска. Много есть насекомых, которых не сразу увидишь. Сядет бабочка на кору – и исчезнет. Окраска и рисунок её крыльев похожи на кору дерева.

Какое следующее открытие мы с вами сделали?

(Окраска, это защита)

Но насекомые умеют не только прятаться, но и защищаться. Например, жук – бомбардир при опасности останавливается, поднимает брюшко и опускает голову, а потом раздаётся лёгкий треск, и из кончика брюшка жука что - то вылетает, похожее на маленькое облачко. Это он врагов пугает!

А чем питаются насекомые? Насекомые питаются в основном растениями. Поэтому их называют растительноядными. Есть насекомые, которые портят одежду (моль, мебель и даже разрушают дома и мосты (термиты) А ещё есть насекомые – хищники! Они прожорливые. Один из них – стрекоза. Она охотится на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Одним из самых красивых существ на земле является бабочка. Бабочки питаются нектаром – цветочным соком. Рот бабочки – длинная трубочка, свёрнутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достаёт нектар со дна цветка.

Ещё одно открытие – бывают насекомые хищники!

А как вы думаете, бывают ли насекомые детишками? Стрекозы, бабочки, жуки никогда не бывают детишками. Они сразу рождаются взрослыми. Насекомые откладывают много яичек, а из яичек появляются личинки (у жуков, мух, стрекоз) и гусеницы (у бабочек). Пройдёт немного времени, и гусеница превратится в куколку, а из куколки появится бабочка. А дальше взрослое насекомое отложит яички, и всё начинается сначала. Такое превращение называется метаморфозой.

Очередное наше открытие – насекомые никогда не бывают детишками!

Ребята, что будет, если исчезнут насекомые? Насекомые необходимы растениям, что бы опылять их. Если исчезнут пчёлы и бабочки, то исчезнут и растения, потому что растения без насекомых не смогут образовывать семена и плоды. Если исчезнут насекомые-санитары, лес будет загрязняться. Если исчезнут насекомые, вслед за ними начнут исчезать птицы, рыбы, которые питаются личинками комаров, живущих в воде. Люди должны оберегать насекомых. Мы уже с вами знакомились с Красной книгой Кузбасса, в которую заносятся редкие и исчезающие виды животных и растений. Так вот в Красную книгу Кузбасса занесено более 39 видов насекомых. Каких насекомых, занесённых Красную книгу Кузбасса, вы знаете? Люди должны оберегать насекомых. А вы, ребята, постарайтесь узнать о них как можно больше, и не только из книг и рассказов взрослых, а ещё из собственных наблюдений.

При наблюдении за насекомыми надо выполнять правила:

1. Подходите к насекомому так, чтобы не упала ваша тень.

2. Не делайте резких движений, чтобы не спугнуть насекомое.

3. Не трогайте насекомое руками.

А где живут насекомые? Везде. На воде, под водой, на земле, под землёй, в траве и в древесине. Одни умеют летать, другие ползать, третьи прыгать и бегать.

Ещё открытие - насекомые самые многочисленные животные на Земле!

Ребята, куда же исчезают насекомые зимой? Одни из них умирают, а многие прячутся на зиму в почву, в трещинах коры деревьев, под опавшие листья. Там насекомые впадают в оцепенение. Это означает, что они становятся неподвижными и могут даже показаться мёртвыми. Исчезновение насекомых осенью связано с похолоданием и недостатком корма. Зимой насекомые умирают, а весной их можно увидеть опять. Откуда же они берутся? Дело в том, что умирают взрослые насекомые, а яйца, личинки, куколки остаются зимовать. Но некоторые насекомые зимой не умирают, а зимуют в укромных местах. Бабочки крапивницы и лимонницы прячутся в дупла, кору деревьев, на чердаки и в сараи. Если вы найдёте бабочку со сложенными крыльями, не беспокойте её, дайте ей возможность спокойно дождаться весны. Божьи коровки забираются на зиму под опавшие листья. Муравьи уползают в глубокие подземные камеры. Пчёлы собираются в плотный клубок и так проводят зиму в улье.

А сейчас я предлагаю вам, маленькие учённые, посоревноваться в своих знаниях. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете быстро на них отвечать. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку.

Игра «Вопрос – ответ».

Вопросы к игре:

1. Какое насекомое живёт один день? (Подёнка)

2. Какое насекомое «пасут» муравьи? (Тлю)

3. Как жук-бомбардир пугает врагов? (Выпускает жидкость)

4. Какой груз может нести жук-геркулес? (2кг.)

5. Бывают ли насекомые детишками? (Нет)

6. Какое насекомое бегает по воде? (Водомерка)

7. Органы чувств насекомого? (Усики)

8. Какое насекомое называют голубым вертолётом? (Стрекозу)

9. О чём говорит яркая окраска насекомого? (О том, что насекомое не пригодно для еды)

10. Сколько лапок у насекомого? (6)

11. Каких насекомых вредителей вы знаете? (Термиты, моль, кожеед, колорадский жук и т. д.)

12. Почему у кузнечика тело зелёного цвета? (Чтобы прятаться от врагов сливаясь с травой)

13. Чем питаются бабочки? (Нектаром)

14. Является ли паук насекомым? (Нет)

15. Где живёт майский жук? (На деревьях)

16. Расскажите, как развивается бабочка? (Яичко, гусеница, куколка, бабочка)

17. Какие насекомые живут семьями? (Муравьи, пчёлы, осы)

18. Священный жук в древнем Египте? (Скарабей)

19. Жук-вредитель картофеля? (Колорадский жук)

20. Назовите полезных насекомых. (Пчёлы, пауки, муравьи, тутовый шелкопряд, божья коровка, жук-могильщик)

21. Длина усиков у жука лимонного усача? (10 см.)

22. Какая муха похожа на осу по окраске? (Журчалка)

23. Как называются учённые, которых изучают насекомых? (Энтомологи)

24. Каких бабочек нашего края вы знаете? (Аполлон, голубянка, лимонница, бражник, капустница, павлиний глаз)

25. Как называется превращение насекомых? (Метаморфоз)

Ребята, а вы знаете что:

Золотые мухи были символом военной славы в древнем Египте. Их вручали воинам за храбрость в битве.

Индейцы племени Майя и древние египтяне считали золотого скарабея священным и поклонялись ему, как божеству, считая его символом солнца.

Муха-журчалка похожа на ос и пчёл, но у неё не жала.

Сороконожка-400 ножек.

Шелкопряд. Её гусеница плетёт кокон из выделяемой его же шёлковой нити, очень ценной для изготовления тканей.

Если личинка ночной бабочки Совки подвергается нападению хищников, то поначалу остаётся неподвижной, делая вид, что ничего не замечает; если атака продолжается, личинка поднимает голову и с силой двигает передними лапками, напуская на себя грозный вид.

Жук-геркулес достигает в длину 17 см.

Мокроглосса. Имя этой бабочки в переводе с древнегреческого означает «длинный язык»

Эта бабочка летает со скоростью 50 км/ч., а так же зависает в воздухе, как вертолёт.

В Древнем Риме думали, что бабочки произошли от цветков оторвавшихся от растений.

А сейчас, ребята я предлагаю вам раскрасить и вырезать насекомых и разместить их в нашем «лесу».

Панно «Весёлые насекомые».

Вот и подошло к концу наше научное заседание на тему : «Насекомые». Какой мы с вами сделаем вывод? (Ответы)

Провести награждение детей за активное участие.

Публикации по теме:

Художественное творчество детей на тему «Насекомые»Художественное творчество детей на тему «Насекомые» Встреча с природой – всегда чудо! Дети окружающую природу воспринимают как – то особенно. Они восторженно разглядывают прозрачных стрекоз.

Конспект занятия по экологии «Насекомые» Тема. Насекомые. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей среднего дошкольного возраста Задачи.

Конспект итогового занятия на тему «Насекомые» в подготовительной группе Программное содержание: 1. Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые 2. Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение.

Конспект НОД на тему «Насекомые» в средней группе «Насекомые» Задачи: - Расширять представления детей о разнообразии насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Насекомые» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. ТЕМА: «Насекомые» ЦЕЛЬ: Продолжать расширять знание о многообразии насекомых.

Конспект занятия «Кто такие насекомые?»Конспект занятия «Кто такие насекомые?» Цель:познакомить детей с миром насекомых;развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам;воспитывать интерес к насекомым,желание.

Конспект занятия: «Насекомые» Цель: Расширять и закреплять знания о насекомых; совершенствовать навыки работы с природным материалом. Демонстрационный материал: лист.

Конспект занятия «Насекомые» Конспект занятия разработан Воспитателем: СП ОДО №296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Богдановой Т. Ю. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «НАСЕКОМЫЕ».

Конспект занятия по формированию экологической культуры во 2 младшей группе на тему «Насекомые» Конспект занятия по формированию экологической культуры во 2 младшей группе Тема :»Насекомые» Цели: закрепить знания детей о многообразии.

Поделки на тему «Насекомые»Поделки на тему «Насекомые» Этим летом, в июне месяце, наша тема была насекомые. Мы с ребятишками рассматривали насекомых на картинках, на улице, разучивали стихи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в форме научного заседания на тему «Насекомые»
Опубликовано: 1 декабря 2015 в 17:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в форме научного заседания на тему «Насекомые»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Ащеулова (УИ 242792) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД