МААМ-картинки

Конспект занятия «Народы и этносы России» (8 фото)

Мария Тытюченко
Конспект занятия «Народы и этносы России»

Конспект занятия «Народы и этносы России»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Капелька» города-курорта Железноводска

Ставропольского края

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе компенсирующей направленности «Пчелки» на тему

«Народы и этносы России»

Выполнила воспитатель Тытюченко Мария Николаевна.

2024 г.

Публикация «Конспект занятия „Народы и этносы России“» размещена в разделах

Конспект занятия «Народы и этносы России»

Цель: Расширение знаний детей о Родине. Знакомство с традициями гостеприимства казаков, табасаранцев, казахов, русских.

Задачи: Познакомить детей с разными народами и этносами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.

Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, такия, саукеле, кумыс, баурсак, бешпармак, кесе, черкесска, папаха, хинкал, чуду, айран, ногайка, шашка, каймак, крынка, шлычка, парочка, кокошник, рушник, изба, курень, юрта, кьюб мертебайин и тд.

Оборудование: Карта РФ, флаги; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, национальных жилищ; куклы в костюмах народов России; книги со сказками народов России; выставка предметов народно-прикладного творчества. Презентация с использованием мультимедийной установки.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сколько разных народов проживают в России? Больше ста девяноста. А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, татары по праздникам готовят чак-чак — жареную лапшу с медом, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят румяными блинами. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение Владимира Степанова «Российская семья» (читает Богдан).

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о традиции гостеприимства народов, живущих в нашем крае.

Прежде чем мы начнем, ответьте на вопросы.

-Поднимите руки те, у кого темные волосы?

-Поднимите руки те, у кого светлые волосы?

- Похлопайте руками те, у кого голубые глаза?

-Поднимите руку те, у кого карие глаза?

Видите ребята, мы с вами очень разные у каждого из нас есть свои особенности, свои привычки, мы одеваемся по-разному у каждого свой внутренний мир. Мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

Так же и народы. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою культуру, традиции, свою национальную одежду. Мы все разные, но Родина у нас одна.

Воспитатель: Как называется страна в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Россия наша Родина.

А люди, живущие в России?

Дети: Россияне.

Воспитатель: В каком поселке мы живем? А к какому городу мы относимся?

Дети: В Капельнице. Город Железноводск.

Воспитатель: Правильно, а Железноводск - это наша Малая Родина. Малая Родина - это место где мы родились, где живут наши родители.

Воспитатель: В нашей группе ребята разных национальностей.

Значит о каких народах мы будем говорить?

Дети: русские, казаки, табасаранцы, казахи.

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, давайте познакомимся с ними поближе!

Видео презентация «Народный стиль России».

Воспитатель: Я приглашаю вас в мини-музей.

В музее представлены разные предметы, посуда, книги, одежда.

Что это за предметы? Хотите узнать, что они означают, какому народу они принадлежат, для чего использовались?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Тогда приготовьтесь, слушайте внимательно. Сегодня мы будем говорить о традиции гостеприимства народов, живущих в нашем крае.

Предлагаю вам пройти к первому столу.

Звучит песня «Калинка малинка».

Подходим к столу, ребята (Костя и Света) в русских народных костюмах приветствуют нас: Здравствуйте, гости дорогие! (с поклоном)

Сейчас мы с вами будем говорить о русском народе.

Россия - страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. А в реках много разной рыбы. Много в России гор. В горах добывают разные полезные ископаемые - уголь, алмазы, железную руду. Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Сегодня мы совершим путешествие в старину.

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда. (Смотрим иллюстрации)

В доме обязательно была печь. Печь в старые времена была в доме очень важна. В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грелись на ней, а также в ней мылись.

Когда –то очень давно в давние времена посуду, игрушки изготавливали из чего, ребята, подскажите?

Дети: из дерева, из глины.

Воспитатель: Правильно. У каждого народа была своя посуда, игрушки, одежда. Это зависело от того где жили люди в степи, в лесу, в горах, на севере. Люди, жившие в то время всегда хотели их украсить и украшали их орнаментом узорами диковинными птицами, кружочками, рисунками и эти вещи оживали украшали жилье радовали людей.

Посмотрите, как украшена эта посуда? Это чаша, ложки, ковш. Эта посуда украшена в стиле хохломской росписи, а вот это – гжель. (Рассматриваем посуду и игрушки)

И конечно русские народные сказки, которые передаются из поколения в поколение. (Смотрим книги «Русские народные сказки»)

Люди украшали посуду, жилище и конечно одежду. Как же одевались люди? Как украшали себя?

Мужская рубашка называлась косоворотка. (Костя одет в косоворотку, брюки, обувь – кожаные сапоги, для людей побогаче, для простых людей – лапти. (рассматриваем).

Посмотрите на Свету:

У женщины на голове был обязательно головной убор кокошник. Кокошники украшались бисером жемчугом лентами служил и украшением, и оберегом. Кокошник берегли передавали от матери к дочери.

Женщины носили рубаху, поверх носили сарафан.

Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой.

Русские народные костюмы шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

Радушный прием гостей или так называемое хлебосольство всегда было главной отличительной чертой, характеризующей славянские народы. Русское гостеприимство демонстрировало не только материальную щедрость, но и величие человеческой души. Сочетание великодушия и уважения к людям выступали гарантом того, что хлебосольный человек никогда не познает одиночества, а его дом никогда не будет пустым.

Порядок подачи разносолов на Руси был следующим: сначала угощались пирогами, потом гостям выносили мясные и рыбные блюда, а супы подавали в конце застолья, перед сладкими угощениями.

Традиционными русскими блюдами можно назвать: пироги, каши, соленья, холодец, пельмени, ну и конечно же – блины. Наши дорогие хозяева русского стола угощают нас блинами со сметаной, вареньем, медом. Из традиционных напитков у нас хлебный квас и иван-чай. (угощаемся)

Воспитатель: Матушка Русь славится и веселыми играми.

Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Салки».

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладёт одному из них в руку какой – нибудь предмет.

На слова «Раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я – салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я – салка!»

Проводы гостей тоже сопровождались определенными традициями. Перед уходом принято было выпить на посошок и посидеть на дорожку. Провожая гостей, хозяева давали им с собой в дорогу какие-либо угощения и желали доброго пути. В старой Руси дороги не отличались каким-либо обустройством, и ездить по ним было настоящим мучением. Поэтому в след уезжающим гостям говорили: «скатертью дорога», что подразумевало собой пожелание легкого и гладкого, как скатерть, пути.

Костя и Света говорят нам «скатертью дорога», и мы следуем ко второму столу.

Звучит песня «Ойся ты ойся.».

Казаки (Богдан и Женя) приветствуют ребят и гостей – «Здорово дневали! Любо!»

Воспитатель: А какие вы сегодня нарядные, красивые. Да на вас костюмы казаков и казачек. А что вы знаете о казаках? Я приглашаю всех в мини-музей терских казаков Ставропольского края.

Воспитатель: Самые первые казаки пришли жить на Ставрополье с реки Дон почти триста лет тому назад. В 1777 году 24 апреля императрица Екатерина II издала указ о строительстве Азово-Моздокской оборонительной линии. Ребята, какое сегодня у нас число?

Дети: 24 апреля.

Значит сегодня ровно 247 лет, как начал образовываться Ставропольский край.

За короткий срок были возведены 10 крепостей. Их главное предназначение – защита от набегов горцев, охрана южных рубежей Российской Империи.

Вот названия первых крепостей:

1. Крепость св. Екатерины в устье реки Малки. (ст. Екатериноградская в Кабардино-Балкарии, обсуждаем, что Кабардино – Балкария находится недалеко от нас, за городом Пятигорск)

2. Крепость св. Павла на реке Куре (Г. Новопавловск, Ставропольский край, а мы живем в Ставропольском крае)

3. Крепость св. Марии на реке Золке (ст. Марьинская)

4. Крепость св. Георгия (г. Георгиевск)

5. Крепость св. Александра на Томузловке (село Александровское основано в 1777 году и названо в честь великого русского князя, полководца святого Александра Невского)

6. Крепость Северная (с. Северное, недалеко от Александровского)

7. Сергиевская на Калаусе (в честь св. Сергия Радонежского, Грачевский район).

8. Крепость Ставрополь на Ташле (г. Ставрополь, город креста. Ставрополь называется «Градом Креста» не из-за греческого перевода. По преданию, во время строительства оборонительной крепости казаки нашли здесь каменный крест, который был установлен, как символ крепости. Там родилась Василиса, девочка из нашей группы).

9. Крепость Московская (с. Московское, недалеко от Ставрополя)

10. Крепость Донская на Егорлыке (тоже недалеко от Ставрополя).

Казакам понравился наш край своей красотой и богатством. Казаки жили на Ставрополье свободно. Они охотились, ловили рыбу. Верой и правдой служили русскому царю, стерегли границы. Были они люди храбрые, удалые, и воевать, и жить умели ладно.

В мирное время они возделывают поля и разводят скот, а в тревожные военные времена все, как один, становятся под ружьё.

А семьи у казаков были большие, детей было много, жили все в любви и дружбе. Учили в казачьих семьях уважать и почитать старших, быть вежливыми, послушными, скромными, честными, приучали к труду.

Чтобы хорошо жить, надо трудиться. Дети помогали старшим в огороде, нянчили младших детей, пасли скот.

Казаки занимались разными ремё слами: шили себе одежду, сами ткали материю, вышивали, украшали ее. Обратите внимание на костюмы казаков: мужской костюм характеризуется особым кроем и силуэтом. А именно облегающий верх, и расходящийся вокруг фигуры низ. Традиционный мужской казачий костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по подолу. Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Казачий костюм стал результатом соседства с народами Северного Кавказа, в частности казаки переняли одежду горцев, черкеску, папаху, некоторые элементы женского костюма. Так как казаки это войско, люди военные, то при них всегда было оружие – шашка и ногайка. (рассматриваем на Богдане)

В каждом доме была прялка (показываю прялку, чтобы прясть шерсть и вязать и ткать из неё одежду.

Костюм казачки очень яркий и красивый, состоит из юбки и кофточки, а вместе они называются – парочка. Головной убор казачки – это либо платок, либо собраные волосы в узел, на который одевалась шапочка – шлычка. Казачки очень любят украшения. А как называются вот такие бусы? (Монисто).

Казаки сами строили свои дома из глиняных камней – самана и соломы – крышу крыли камышом. Этот дом назывался - курень. У каждого в доме была большая печь с лежанкой (показываю иллюстрацию). Дети в холодное время года спали на печи, на её лежанке. А летом, когда было жарко, печь выкладывали во дворе. Растапливали её сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова.

Готовили казачки вот в таких чугунках (показываю посуду). Ели казаки за деревянным столом, у которого стояли лавки. Посуда была из глины, а ложки деревянные (показываю). Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству. Кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.

Любимые блюда у казаков были лапша, борщ, уха, студень, вареники, взвар – компот из сушеных фруктов. Чай любили пить казаки из разных трав, предпочитали мяту. В каждом огороде росла пахучая мята (показываю).

А наши дорогие хозяева угощают нас сегодня одним из своих любимых блюд – варениками. Вареники бывают с разными начинками. И с картошкой, и с капустой, и с творогом, а самые любимые – с вишней!

У нас сегодня вареники с картошкой и творогом, к ним подается каймак (каймак - национальное блюдо, это томленая в печи сметана). А напиток – взвар (угощаемся).

А теперь, ребята, давайте поиграем в казачью игру:

Игра «Надень фуражку»

Мальчик-казачок сидит на стуле. На десять шагов от него отводят водящего. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом (лицом к казачку, дают в руки фуражку. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть фуражку на казака.

Спасибо, вам, большое, дорогие казаки!

Богдан: Любо!

Воспитатель: Ну, а мы пойдем дальше. (идем к третьему столу)

У третьего стола нас встречают табасаранец (Курбан).

Курбан: Салам Алейкуум! (мир вашему дому).

Воспитатель: Алейкум Ассалам!

Ребята, малая Родина Курбана – Дагестан. Внимание на экран (презентация – мой Дагестан).

Дагестаан, или Респуублика Дагестан, — субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в Северо-Кавказский федеральный округ. Самый многонациональный регион в Российской Федерации.

Дагестан — прекрасный и гостеприимный край, влюбляет в себя с первого раза. Фантастические ландшафты, подземный водопад, реки, каньоны и даже песчаный бархан – здесь много природных чудес. Не оставляют равнодушными местные города, аулы, пропитанные колоритом восточной сказки.

На территории республики проживают представители свыше 30 коренных национальностей, более 110 наций и народностей, с самостоятельными языками и диалектами, культурой и богатыми традициями.

- Курбан, расскажи нам, пожалуйста, какой ты национальности?

Курбан: Я – табасаранец.

Воспитатель: Табасара ны — один из дагестанских народов лезгинской группы, коренной народ южного Дагестана.

Основной территорией расселения является юго-восточный склон Большого кавказского хребта. Большая часть табасаранов проживает в Табасаранском, Хивском и Дербентском районах Дагестана, городское население сосредоточено главным образом в Дербенте, городах Дагестанские Огни, Каспийск и Махачкала.

- Курбан где живет твои дедушки и бабушки?

-Одни живут в селе Гувлиг, папины родители (Табасаранский район, а мамины родители – в селе Ляхля (Хивский район).

- Спасибо, Курбан.

Основные занятия — земледелие (в некоторых местах и садоводство) и скотоводство. Важная традиционная отрасль хозяйства — производство ковров, развита также резьба по дереву и камню.

Некогда у табасаран были развиты ковроткачество, обработка дерева, гончарство, узорное ткачество, резьба по дереву и камню, кузнечное дело, шерстяное, бумажное, льняное ткачество, валяние шерсти, выделка кожи, изготовление узорчатых носков. Ныне из ремесел сохраняются производство ковров и ковровых изделий, деревянной утвари.

Воспитатель: А что это, Курбан, у тебя в руках?

Курбан: Это ковер (показывает). Он маленького размера, потому, что это коврик для молитвы. У нас дома есть большой ковер, на всю комнату, его сделали мама и бабушка, он очень красивый.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем еще славятся дагестанские народы?

Конечно же зажигательной музыкой и танцами. Лезгинка – традиционный народный танец горских народов Кавказа.

Ребята, давайте посмотрим на народный табасаранский танец, который испоняет ансамбль «Эхо гор». (смотрим видео)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, на фоне чего выступают танцоры?

Дети: Ковра.

Воспитатель: Совершенно верно, красивого, с причудливым орнаментом ковра. Ребята, а что держат девушки в руках?

Дети: Клубки ниток.

Воспитатель: Правильно, то есть народный промысел отражен даже в танце.

А сейчас давайте рассмотрим национальную одежду табасаран.

Важным элементом быта и культуры народов Дагестана является национальный костюм (мужской и женский). Национальный костюм включает в себя комплекс одежды, обувь, аксессуары, головной убор. Мужской костюм большинства народов Кавказа состоит из следующих элементов: черкеска, бешмет, иногда рубаха, штаны, ноговицы, выходную обувь из кожи или сафьяна, пояс с кинжалом и папаху. В случае выезда за пределы селения парадный ансамбль иногда дополнялся буркой или башлыком. Женский национальный костюм очень разнообразен у народностей Дагестана, но объединяет их длина платья, в пол, длинный рукав, пояс. Обязательным атрибутом является головной убор – это платок и все его вариации. Женщины носили кожаную или вязаную обувь с загнутым носом, что было практично и красиво. Такие туфли не оббивались об камни.

- Ребята, нравится вам папаха Курбана? (ответы детей)

- Ну а теперь мы подошли к самому вкусному – традиционным блюдам Дагестана.

К национальным блюдам Дагестана относятся: хинкал, хатлама, чуду, сохта, сушеное мясо, курзе, урбеч.

-Чем нас будет угощать Курбан?

Курбан: Я угощу вас сегодня чуду (лепешки с начинкой, жаренные на сухой сковороде) и айраном (кисломолочный продукт). (Угощаемся).

Ну что ж, мы хорошо подкрепились, теперь можно и поиграть.

«Волк и овцы» - дагестанская народная игра.

Играет вся группа.

Содержание игры:

Выбирают “волка”. Остальные игроки называют пастуха, становятся за ним в колонну, причем каждый держится за талию впереди стоящего. Волк обращается к “пастуху” : «Целую зиму ничего не ел и страшно проголодался, дай мне одну овцу!»

Пастух: «Не дам!»

Волк: «Тогда отберу силой».

Пастух: «Попробуй, если сможешь!»

После этих слов “волк” старается ловить “овец”, нападая на хвост колонны. “Пастух” должен защищать “овец” от “волка”. Пойманные “овцы” выходят из круга. Игра считается законченной, когда остается одна “овца”, она становится “волком”, а “волк” “пастухом”.

Игра начинается сначала.

Правила игры:

Число участников от 5 до 20-25 человек.

Овцы не должны разбегаться, а взяв друг друга за талию обязаны следовать за “пастухом”.

Примечание: Этот вариант игры для детей старшего дошкольного возраста. Для более старших детей можно усложнить, назначив двух “волков”.

Игра распространена как среди мальчиков, так и среди девочек.

Ну, а нам пора спешить дальше.

Подошли к столу. Давайте посмотрим, какой народ представляют Василиса и Матвей? Выставка посвящена казахскому народу.

Ребята, обратите внимание на экран (презентация – казахский народ).

В нашей стране также проживают казахи. Большая часть российских казахов проживает вдоль российско - казахстанской границы. Крупнейшие общины проживают в Астраханской, Оренбургской, Омской и Саратовской областях.

Казахи – кочевой народ, который сегодня перешел к оседлому образу жизни, но бережно хранит свои традиции, формировавшиеся на протяжении тысячелетий.

Когда-то давно жилищем была юрта (смотрим иллюстрации). Юрта - жилище казаха, удобный и практичный дом, который легко собрать и транспортировать во время кочевых переходов от пастбища к пастбищу. Само слово «юрта» можно перевести как родина, отечество.

Издавна казахский народ славился своим гостеприимством Казахский народ всегда был рад гостям, и принимал их радостно и приветливо. У казахов говорят - гость на пороге - это праздник. Гостей встречают баурсаками (лакомство из теста обжаренное в масле) и сладостями, конфетами.

Это называлось «шашу» - это обычай осыпать гостей конфетами и деньгами. Он проводится на свадьбах, во время сватовства, и на других похожих мероприятиях.

Воспитатель: Ребята, поприветствуйте дорогих гостей.

Матвей: Салеметсизбе!

Василиса: Кош келдиниздер!

Воспитатель: Салеметсизбе!

Василиса и Матвей осыпают конфетами и монетами ребят.

Традиционными блюдами казахов являются – бесбармак, шорпа, баурсаки, кумыс (кисломолочный продукт из кобыльего молока, курт, самса, манты, казы, жент и многие другие. А еще казахи очень любят пить чай, особенно с молоком, а подают его в специальной посуде «кесе» (демонстрирую).

Воспитатель: А чем сегодня будут нас угощать «наши казахи»?

Василиса: Чаем с баурсаками! (угощаемся).

Воспитатель: Казахи также славятся песнями, танцами, сказками, и играми.

Одна из таких игр «Тенге алу».

Содержание игры:На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша На площадке раскладываются большое количество «монет» мешочков.

Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки передвигаются по направлению к линии финиша имитируют скачку на конях. Во время скачек джигиты не останавливаются наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.

Правила игры: Начинать скачки только по сигналу. Во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга. Поднимая предмет нельзя стоять на месте.

(Во время игры на экране картинка «всадник в степи» и фоном звучит музыка «кара жорга»)

Воспитатель: Спасибо, ребята!

Предлагаю вам посмотреть клип «Песня о всех народах России».

Рефлексия:

Какой костюм вам больше понравился? (ответы детей)

Как называется костюм казачки, а головной убор? (ответы детей)

Как называется казахский головной убор? (ответы детей)

Как называется блюдо, которым угощал нас Курбан? (ответы детей)

Как называется русский национальный напиток? (ответы детей)

О каких народах мы сегодня говорили? (ответы детей)

Ребята, что вам понравилось сегодня больше всего? (ответы детей)

Еще раз спасибо, ребята! Спасибо, уважаемые взрослые! На этом сегодня наше знакомство с народами завершается. Ещё многое предстоит узнать, но это в следующий раз. У каждого народа свои традиции обычаи. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.

А в заключение, предлагаю всем выйти в хоровод! (Звучит песня «Матушка Земля» Т. Куртуковой).

Фото «Народы и этносы России»
Конспект занятия - фото
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад Капелька города курорта Железноводска Ставропольского края Конспекты занятий Публикация Конспект занятия Народы и этносы России размещена в разделах Конспекты занятий Все конспекты Моя Родина Россия Нравственно патриотическое воспитание Патриотическое воспитание Конспекты занятий Родина Россия
Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Народы России»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Народы России» Дидактическая игра «Народы России» Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий.

Дидактическое пособие «Народы России». Мастер-классДидактическое пособие «Народы России». Мастер-класс Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию авторское дидактическое пособие «Народы России», предназначенное для детей старшего дошкольного.

Конспект занятия «Колокольные звоны России» Цель: Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России, воспитывать чувства гордости за свою Родину. Программные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Народы и этносы России»
Опубликовано: 14 мая 2024 в 21:25
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД