Ольга Глазунова
Конспект занятия «Зимние забавы» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему : «Зимние забавы»
Цель: закрепление у детей знаний о зимних развлечениях.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о зимних видах спорта и развлечениях; активизировать словарный запас.
Публикация «Конспект занятия „Зимние забавы“ во второй младшей группе» размещена в разделах
2. Развивать логическое мышление, воображение, умение рассказывать об ассоциативном образе, высказывать собственное мнение; упражнять в рисовании фигур людей в движении, создании совместной композиции на основе индивидуальных рисунков детей.
3. Воспитывать интерес к русским народным традициям и культуре, эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.
Оборудование и материалы: электронная презентация по теме «Зимние забавы детей и взрослых», листы бумаги А5, панно (А3) с фоном для коллективного коллажа «Снегопад».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я Вам предлагаю поговорить на очень интересную тему, которая обозначена на доске. Она состоит из двух слов, открываю одно из них (переворачивает карточку со словом «забавы»). Что, по-вашему, обозначает это слово? (Ответы детей.)
Забавы – это старинное слово, которое у нас на Руси обозначало игры, потехи, шутки.
Зимние забавы… А что же тогда обозначают эти слова? (Ответы детей.)
Воспитатель обобщает ответы детей (зимние игры и развлечения) и предлагает больше узнать о зимних забавах, которые издревна любили на Руси, причём как дети, так и взрослые.
Просмотр электронной презентации «Зимние забавы детей и взрослых».
Содержание работы со слайдами
Слайд № 1. Титульный лист
Слайд № 2. Цели и задачи презентации
Слайд № 3. Дидактическая игра «Ассоциации».
При показе картинки, дети её называют (снег, варежки) и педагог предлагает им подобрать слова, ассоциирующиеся с этим словом.
Снег – зима, холод, снеговик, снежки…
Варежки – гулять, руки, тепло…
Вспомнить поговорки о морозе:
- «Береги нос в большой мороз»;
- «Мороз не велик, да стоять не велит»;
- «В зимней шубке и морозы – шутка».
Слайд № 4. Вопрос: Чем интересным можно заниматься зимой на улице? (Ответы детей.)
Слайд № 5. Педагог читает детям загадку о санях (при правильном ответе появляется отгадка).
Рассказ педагога об одной из старинных забав на Руси – катание на санях: «Зима на Руси длилась достаточно долго, была и снежной, и холодной. Летом в старину все передвигались на чём? (телега, карета) Колёса крутились, карета ехала. Но зимой колёса часто подводили. Как вы думаете, почему? (Ответы детей – застревали в сугробах.) И люди придумали переставить повозки, кареты с колёс на полозья (лыжи). Так они двигались намного быстрее».
Сравнение старинных саней с современными (Дети анализируют сходство и отличия старинных саней с современными) .
Слайд № 6. Педагог предлагает логическое задание «Кого на Руси не впрягали в сани?» (при правильном ответе ребенка изображение коровы исчезает) .
Слайд № 7. Демонстрация фото по теме «Кого из животных использовали в разных регионах России» (кони, собаки, олени) .
Расширение словаря: упряжка, «тройка», бубенчики.
Слайд № 8. Вопрос: Можно ли ехать или кататься на санях без животных? (Катание на санях с горки.)
Рассматривание картины Ф. Сычкова «На горке». Дети отвечают на вопрос: «Что вас заинтересовало на картине?»
Слайд № 9. Фото-загадка «Чьи это следы?» (При правильном ответе появляется отгадка - лыжник) .
Беседа о лыжных видах спорта (гонки на лыжах, биатлон, прыжки с трамплина) .
Слайд № 10. Педагог читает детям загадку о коньках. Дети определяют, что здесь лишнее (при правильном ответе ненужные предметы исчезают) .
Слайд № 11. Рассматривание картины К. Сомова «Зима. Каток».
Историческая справка
«Это одна из самых известных старинных картин, рассказывающих о городских катаниях на коньках. Очень красив в ней пейзаж: действительно, в Петербурге зимой можно увидеть и такое золотистое небо, какое изображено в картине, и узор темных ветвей высоких деревьев, создающий декоративный эффект дымчатого кружева на золотом фоне неба. Картина построена в виде триптиха, т. е. как бы делится на три условные части. Действие открывается в левой части, где мы видим степенно шествующих кавалера и даму в красной одежде, с муфтой из белого меха и в высоком белом головном уборе. Ее облик четко выделяется на фоне силуэта идущего рядом с ней спутника. В центральной части — беззаботно скользят по льду дама и кавалер, а справа уходит в глубину картины пустынная аллея, далекая перспектива которой будит воображение и зовет вдаль. На катке, в этой части картины - упавший конькобежец, он лежит в смешной и нелепой позе. Сомов не может обойтись без некоторой лукавой насмешки над своими героями».
Слайд № 12. Вопросы детям: Где можно кататься на коньках? Как образуется лёд?
Рассматривание фото с различными видами катков (естественный – на реке; залитый специально – на улице и во Дворце спорта)
Слайд № 13. Логическое задание «Что здесь лишнее?» (Фигуристам не нужны клюшка с шайбой; при правильном ответе детей они исчезают) .
Педагог спрашивает, кому из спортсменов необходимы эти предметы. (При правильном ответе появляется фото с хоккеистами.)
Динамическая пауза
На коньки мы встали –
(встать со стула)
Поехали все сами.
(выпрямить спину, развести руки – на пояс)
Раз – шажок, два – шажок,
(шаг ногой в одну и другую сторону – имитация движений фигуриста)
Даже сделали прыжок.
(прыжок на месте)
Вправо – влево повернулись,
(поворот поочередно в одну и другую сторону)
Подтянулись, улыбнулись!
(встать на носки, подняв руки вверх и вытянуться)
Закрепили состояние –
(то же самое)
Благодарим всех за внимание!
(пожать обе руки)
Слайд № 14. Педагог спрашивает, какие игры со снегом дети знают. Во время ответов появляются фото с ответами (постройка крепости, игра в «снежки», лепка снеговика).
Слайд № 15. Педагог начинает читать стихотворение (две строчки, а дети продолжают (каждый по одной строчке…
СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Зачем искать его в горах?
Его найдете во дворах.
Из года в год, из века в век
Живет здесь снежный человек.
Он на дворовом пяточке
Стоит, держа метлу в руке.
Он веселит ребят весь день,
Ведро, напялив набекрень.
(А. Шлыгин)
Логическое упражнение «Помоги Снеговику» (убрать лишние картинки с изображением неподходящих носов для Снеговика). При правильном выполнении задания морковка встает на место.
Слайд № 16. Чистоговорка «Зима» :
Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
Слайд № 17 - 26. Педагог проводит итоговую краткую беседу по первой части занятия : спрашивает, какая же она зима (подбор детьми ярких прилагательных эпитетов – снежная, белая, веселая, радостная, морозная) и предлагает полюбоваться картинами русских художников об этом удивительном времени года.
Зрительный ряд картин русских художников о зиме
Педагог. Ребята, мы сегодня с вами как будто побывали на большой интересной зимней прогулке. Давайте в конце занятия сделаем картину о наших зимних развлечениях. Сейчас я вам предлагаю пройти к столам, там вас ждут вырезанные снежинки. Давайте с вами сделаем настоящий снегопад из наших снежинок.
Самостоятельная работа детей за столами. Дети создают коллективную работу из вырезанных снежинок «Снегопад»