Екатерина морданинец
Конспект занятия на тему «Время суток»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на тему «Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год)».
Цель:
• Познакомить детей с понятием «сутки», «части суток»;
• Формировать у детей представления о времени во всей его объемности (сутки, неделя, месяц, год, а также о его существенных характеристиках (текучесть, непрерывность, необратимость).
• Развивать внимание, умение оперировать этими понятиями в повседневной жизни;
• Воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам – гному Тик – Так, черепахе Тортилле и Незнайке.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия на тему „Время суток“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
• Наглядная модель часов черепахи Тортиллы.
• Изображение гнома Тик – Так, Незнайки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Упражнения по развитию мелкой моторики и тактильных ощущений.
III. Работа по теме занятия.
Логопед. Ребята, сегодня к нам в гости пришел гном Тик – Так. Здравствуйте, ребята! Давайте поиграем в игру «Загадки и отгадки»! Я буду загадывать загадку про часть суток, а тот, кто отгадает, покажет отгадку на моих часах.
Педагог читает отрывок из стихотворения:
Солнце ярко осветило
Землю, всё позолотило.
Оно сияет и блестит,
Нам лениться не велит.
(день)
Ребенок, который правильно назовет загаданную часть суток, показывает ее, передвигая стрелку на наглядной модели часов черепахи Тортиллы. Так же загадывают загадки и про остальные части суток :
Небо вдруг порозовело,
Тихо – тихо и несмело
Солнце красное лучом
Что открыло, как ключом?
(утро)
Солнце спать легло, и будто
Легким, синим покрывалом
Оно всю землю укрывает,
Это время – очень точно-
Сумерками называют.
(вечер)
Когда с темнотою
Земля вдруг сошлась
И в небе луна
Со звездою зажглась?
(ночь)
По такой же схеме можно провести игру «Загадки и отгадки гнома Тик — Так», используя в загадках не описание положения солнца и освещенности земной поверхности, а содержание и характер деятельности гнома Тик – Так в разное время суток.
Когда гномик это делал?
Гном уста, фонарик яркий
Светлячок ему включает,
Сказку гномик прочитает
И тихонько засыпает.
(вечером)
Гномик бодро просыпался
И росою умывался,
Колпачок свой надевал,
Звонко песню напевал.
(утром)
Гномик спит,
И снятся сказки
Интересные ему.
(ночью)
Гном чинил свою калитку
И катался на улитке,
Он и пчелкам помогал,
Им цветочки наклонял.
(днем)
IV. Физминутка.
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
V. Объемность времени. Сутки, неделя, месяц, год.
Утро
• Какого цвета было небо утром?
• Какого цвета бывает солнце, когда встает?
• Что делает гномик в это время?
• Что делаете вы по утрам?
День
• Почему говорят, что днем солнце «все позолотило»? (днем солнце яркое, желтое, и этот цвет сравнивают с цветом золота, поэтому день «сияет, блестит»
• Чем занимался гномик днем?
• Что делаете в это время суток вы?
• Почему это время суток «нам лениться не велит»? (Это большая часть суток, когда светит солнце и активно трудятся люди и все живое в природе.)
Вечер
• Какого цвета та часть круга на часах гномика, которая обозначает вечер? Почему? (Солнце легло спать, уже не освещает Землю, окружающие предметы хуже видно – это время суток называют «сумерки», то есть все как бы меркнет, исчезает под «легким, синим покрывалом», которым «вечер землю укрывает).
• Почему гномик устал?
• Что он делал вечером?
• Что делаете по вечерам вы?
Ночь
• Какого цвета небо ночью? (Небо черное, вокруг темно, ничего не видно, но это все равно красивое время суток, так как небо озаряет свет Луны и звезд, Землю на лугах освещают светлячки, а в городах сияют огни фонарей. Ночь еще называют «волшебной», потому что во время сна люди видят интересные сказки.)
• Что делал гномик ночью?
• Снятся ли вам ночью волшебные сны?
Неделя.
• Количество дней в неделе.
• Названия дней недели.
Месяц.
• Количество дней в месяце.
• Названия месяцев.
Год.
• Количество дней в году.
• Названия времен года.
VI. Закрепление.
• На сколько частей разделены суточные часы черепахи Тортиллы?
• Как часы ей помогают?
• Какие части суток больше, а какие меньше продолжаются по времени?
• Что обозначает желтая (розовая, синяя, черная) часть на этих часах, какое время суток?
• Сколько дней в неделе, месяце?
• Назовите времена года.
VII. Итог занятия.