Елена Лисничук
Конспект занятия на тему: «Родина-Россия»
▼ Скачать
Управление образования и молодежной политики администрации г. Рязани
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119»
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему : «Наша Родина – Россия»
для детей подготовительной группы
Воспитатель: Лисничук Е. С
Рязань 2022
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект занятия на тему: „Родина-Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Цель: формировать патриотические и гражданские чувства дошкольников.
Задачи:
• обобщить и систематизировать знания детей о России, как о государстве, в котором мы живем;
• формировать уважительное отношение к государственным символам;
• закрепить знания о флаге, гербе, гимне;
• воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;
• совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихов, пословиц;
• обобщать речь детей выразительными средствами;
• развивать диалогическую речь, память, мышление;
• развивать мелкую моторику рук, воображение;
• развивать индивидуальное и коллективное творчество детей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и рисование флага России. Чтение стихов и пословиц о Родине. Прослушивание гимна и песен о Родине. Показ презентации «наша Родина - Россия».
Оборудование: Компьютер, карта России, карточки для составления слов, изображение герба России, мозаика «Герб России», российский флаг, цветные флажки, Гимн России, ватман с изображением березы, вата, салфетки, цветная бумага, шаблоны растений, карандаши.
Ход занятия
Педагог: Ребята, сегодня я получила письмо от нашего хорошего друга. Давайте вместе узнаем, что на этот раз подготовил для нас Филин.
Филин: сегодня хочу предложить Вам отправиться в увлекательное путешествие. А чтобы узнать куда, предлагаю карточки со слогами, соберите из них нужные слова, и вы узнаете, куда мы отправимся.
(Дети собирают карточки со слогами ДИ, РО, СИ, Я, НА, РОС) (слайд 2)
Педагог: так куда же мы с вами отправимся?
(дети читают слова - Родина, Россия)
Педагог: правильно, мы будем путешествовать по нашей Родине. Ребята, а давайте посмотрим на карту. Наша необъятна страна красива и богата. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться на поезде с одного края нашей страны на другой надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки. (слайд 3)
Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей!
Педагог: а как называемся мы, люди, живущие в России? (россияне). Мы – граждане России, мы гордимся своей страной и любим её. Россия – это государство. Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. (Герб, флаг, гимн). (слайд 4)
Филин: Ребята давайте, я расскажу вам волшебную историю о Егории, царевне и змее. (слайд 5)
«В некотором царстве, в некотором государстве случилось несчастье – напал на него злой змей-дракон. Поселился он в пещере, на берегу моря. Огнём жёг он землю, разрушал дома. Взмолились жители царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре закончились коровы, овцы, козы – всё съел змей. Рассердился он еще сильнее, тогда, велел он приводить к нему, каждый день, человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели красавицу на берег морской на съедение чудищу страшному. В это время проезжал мимо Храбрый Егорий на своем доблестном коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его».
Педагог: Ребята, о каком символе былина? (о гербе). Правильно. А знаете, что изображено на гербе? Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Справа, скипетр, а слева - держава. Скипетр — это жезл, который украшен золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. На груди орла, на фоне красного щита, помещено изображение всадника. Это – Святой Георгий Победоносец, правой руке он держит серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Верный конь воина топчет дракона копытами. Чёрный дракон – символ зла. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. (слайд 6)
А где мы часто встречаем герб? (Он изображён на всех важных документах, предметах вооружения, произведениях искусства, а отдельные его элементы – на монетах, печатях.) (слайд 7)
Педагог: Ребята наш друг подготовил для нас игру «Собери герб России». Давайте поиграем с вами.
(Дети собирают элементы герба по порядку)
У России величавой,
на гербе орел двуглавый,
чтоб на запад, на восток
он смотреть бы сразу мог.
на груди орла – щит красный,
дорог всем: тебе и мне.
скачет юноша прекрасный на серебряном коне.
развивается плащ синий,
и копьё в руке блестит.
побеждает всадник сильный,
злой дракон у ног лежит.
Педагог: Давайте с вами повторим. Какого цвета конь?
Дети: Белого
Педагог: Какого цвета плащ у юноши?
Дети: Синего
Педагог: Какого цвета щит?
Дети: Красного
Педагог: что напоминают вам это сочетание цветов?
Дети: Цвета флага Российской Федерации.
Педагог: Правильно. Флаг – это тоже государственный символ. 22 августа в России отмечают День флага. Флаг символизирует нашу Родину. (слайд 8).
Педагог: Дети, а вызнаете что означают цвета на флаге?
(дети отвечают)
Сейчас я Вам расскажу, на флаге три ярких полосы белая, синяя, красная. Каждая полоса несет смысл Белая – мир, честность и свобода; Синяя – синева неба, верность Родине; Красная — сила, мощь и победы нашей страны;
Поэтому его и называют триколор, три цвета, три брата, которых нельзя разделить и победить.
Ребята, а давайте подумаем, где же можно увидеть наш флаг? (слайд 9)
(дети отвечают)
Все верно, флаг можно увидеть на улицах города, он развевается над зданием правительства, также вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед.
Филин: а сейчас ребята, я хочу рассказать вам сказку о том, как природа выбрала цвет флага для нашей страны. (слайд 10)
Однажды, встретились снег, вода и солнце. И сказал снег: -«Я хочу подарить флагу россии свой чистый белый цвет, как снежная поляна», так появилась белая полоса на нашем флаге. Вода собрала всех своих друзей - моря, реки, океаны, озера и все вместе они решили дать флагу свой глубокий, синий цвет. Утром встало солнце посмотрело и сказало: «Я хочу подарить флагу самый красивый, яркий цвет - красный». И третья полоса стала красной. Так флаг России стал трехцветным.
Педагог: очень важно не перепутать порядок полос флага. Давайте повторим. какого цвета верхняя полоска?
Дети: Полоса белого цвета
Педагог: В середине?
Дети: синяя
Педагог: внизу?
Дети: красная.
Филин: сейчас мы поиграем в игру: «Российский флаг» (слайд 11).
Педагог: Чтобы Родину защищать, нужно сильным, ловким стать, силу воли показать, патриотом быть, свою Родину любить!
(Филин по очереди, поднимает флажки, а дети выполняют движения под музыку, соответствующие цвету одной из полос Российского флага).
Красный – хлопают в ладошки;
Синий –идут на месте;
Белый – приседают.
Педагог: Молодцы, не перепутали порядок цветов.
Мотив и гордый, и знакомый
Звучит по радио с утра.
Так просыпается страна
Под звуки Гимна — знак особый.
И нам не стоит забывать —
При звуке Гимна
Надо встать.
(А. Александров)
Педагог: Ребята, а какой музыкальный символ страны, вы знаете? (гимн). Правильно, гимн – это торжественная песня, символ государства. Во время исполнения гимна все встают, этим люди выражают свое уважение к стране.
Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров. (слайд 12).
А вы знаете, когда звучит гимн? Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях, во время спортивных состязаний, в честь победителей, на торжественных праздниках, после поздравления Президента в новогоднюю ночь, при подъёме государственного флага. Давайте и мы с вами послушаем гимн России. (Звучит гимн). (слайд 13).
Не правда ли, красивая музыка? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
Педагог: Ребята, а что такое Родина? Как вы думаете?
(дети отвечают)
Педагог: правильно, слово Родина знает каждый. Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад и улицы нашего дома. Родина у каждого человека одна.
Филин: Ребятки, а где мы с вами живём? (Город Рязань) (слайд 14).
Правильно, мы живём с вами в замечательном городе -Рязань. Рязань – это наша малая Родина.
Педагог: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте вспомним их.
Пословицы и поговорки о Родине :
- Человек без Родины, что соловей без песни;
- Жить - Родине служить;
- Родина - мать, умей за нее постоять;
- Кто Родину любит, тому она в долгу не будет;
- Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет;
- Где кто родится, там и пригодится;
- Та земля мила, где мать родила;
- Тот герой, кто за родину горой;
Педагог: чему же учат эти пословицы?
Дети: Пословицы учат нас доброте, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.
Педагог: как вы думаете, какое дерево можно считать символом России? (берёзу)
Верно, для русского человека нет дерева роднее и милее, чем береза. Спросите любого, есть ли в России дерево, которому поэты посвятили бы столько стихов, а народ – песен? А за что мы любим это дерево?
(За красоту, берёзовый сок, бересту, давшую письменность, берёзовые почки и веники, сохраняющие здоровье.)
А сколько прекрасных строчек, наш земляк, Сергей Есенин посветил этому дереву, и нашей родине, давайте вспомним одно стихотворении.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
(Сергей Есенин)
Педагог: Ребята, предлагаю всем вместе выполнить работу «Моя Родина». Посмотрите, как одиноко береза стоит на полянке. Что мы можем сделать для березки?
(Дети предлагают варианты)
Филин: отличные идеи! но сначала предлагаю вам размяться.
Что мы Родиной зовём? (Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх)
Дом, где мы с тобой живём! (Показать над головой домик)
И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём. (Руки поднять вверх, расслабить и покачать как березки качаются от ветра)
Что мы Родиной зовём? (Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх)
Поле (руки ладонями вверх развести в стороны, показать широкие поля нашей Родины)
с тонким колоском (ладони совместить, плавными движениями влево-вправо и вверх показать, как растёт колосок)
Наши праздники и песни (хлопают в ладоши)
Тёплый ветер за окном (губы трубочкой – дуть и одновременно руки в стороны, сгибая в локтях, показать, как дует ветер)
Что мы Родиной зовём? (Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх
Всё, что в сердце бережем! (Прижать руки к груди, плечи вперед)
И под небом Синим-синим (Поднять руки вверх и в стороны, посмотреть вверх)
Флаг России над Кремлём! (Ладони совместить, большие пальцы прижать к указательным, движение ладонями влево-вправо – показать, как колышется флаг на ветру)
Приступаем к работе.
(Дети работают)
Филин: какая красота получилась! Поляна ожила и все потому, что вы вложили частичку своей любви к Родине.
Педагог: Дети, что нам нужно делать для того, чтобы наша Родина расцветала?
(Дети отвечают)
Педагог: верно, нужно любить, защищать, трудиться, беречь, сохранять её богатства, жить в мире и дружбе. А самое главное любить близких, дружить с ребятами в детском саду.
Педагог: сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о российском флаге и символах нашей страны. Я предлагаю вам рассказать об этом вашим папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Пусть ваши близкие гордятся своим юными россиянами.
На этом, я предлагаю закончить занятие пословицей «Если дружба велика – будет Родина крепка».
Список использованной литературы
1. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М, АРКТИ, 2020.
2. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
3. Симонова, Е. В. Моя первая книга о России : для чтения взрослыми детям. - Москва: РОСМЭН, 2018.
4. Степанов В. А. Мы живем в России: для дошкольного и младшего школьного возраста– Москва: Оникс, 2019.
5. Степанов В. Моя родина – Россия / В. А. Степанов. – Москва: Фолиант-Пресс,2020.
6. Сергей Е. А. Сборник стихотворений. [Электронный ресурс]. – режим доступа: URL : Sergey-Esenin.sy (Дата обращения 05. 04.2022).