Сирина Галиуллина
Конспект занятия «Путешествие по родному краю» по теме «Республика Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Расширять представления о родном крае; - Продолжать формировать представления о Республики Башкортостан : о ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, реках, горах, лесах, памятниках; о ее богатстве; - Формировать первичное представление о людях, населяющих нашу Республику;
- Развивать интерес и любовь к музыке народов Башкортостана, к музыкальному народному инструменту курай; - Развивать и обогащать словарь детей, зрительное и слуховое восприятие, память;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по родному краю“ по теме „Республика Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.
Материалы и пособия: Карта Башкирии, герб, флаг Башкортостана. Изображение соцветия курая; на каждом цветке и в середине соцветия нарисованы символы одного из семи заданий (они прикрыты бумажными кружками). Портрет президента Республики Башкортостан.
Словарная работа: обогащение словаря: Башкортостан, герб, флаг Башкортостана. Символика, курай, смешанный лес, березовая роща, сосновый бор.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Дети, сегодня у нас гости. Давайте дружно поздороваемся с ними и пожелаем доброе утро и начнем с вами заниматься. Воспитатель: Послушайте стихотворение, башкирского поэта Геннадия Молодцова «Башкирия»
Воспитатель: (читаю стихотворение).
Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край
Здесь все прекрасно –
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Воспитатель: О чем это стихотворение
Дети: О нашей республике, о родном крае, о нашей Родине…
Воспитатель: Да, дети, это замечательное стихотворение о нашей Республике Башкортостан, о ее красоте. Посмотрите пожалуйста, на доску и скажите что вы видите.
Дети: Цветок, растение, соцветие курая.
Воспитатель: Существует такая легенда
Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.
Воспитатель: Дети, хотите послушать, как звучит курай? (ставлю аудиозапись со звуками курая).
Дети: Да
Воспитатель Понравилась вам мелодия курая?.
Дети: Да
Воспитатель: Звучание курая очень красивое, протяжное, душевное.
Воспитатель: Дети, а сейчас посмотрите на доску, я вам приготовила карточку, где изображен символ соцветия курая. Сколько лепестков вы видите?
Дети: семь
Воспитатель: Эта не простая карточка, под желтыми кругами спрятаны задания для вас. Вы попробуйте выполнить эти задания. Когда будете отвечать на вопросы, не перебивайте друг- друга, отвечайте полным предложением.
Итак, открываю первый круг. Слушайте внимательно (убираю с 1 лепестка желтый круг).
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Изображение города
Воспитатель: Задание называется «Города». Назовите столицу нашей Республики.
Дети: столица нашей республики город Уфа.
Воспитатель: А какие города вы еще знаете? Назовите их.
Дети: Бирск, Белебей, Нефтекамск, Салават, Туймазы, Мелеуз, Стерлитамак, и др.
Воспитатель: Справились с этим задание. Много городов назвали. В нашей Республике всего 21 городов.
Воспитатель: Дети, открываю следующий лепесток курая, что же там за задание ждет нас? (снимаю желтый круг со второго лепестка, а там изображение герба).
Воспитатель: Что вы видите на лепестке?
Дети: Герб.
Воспитатель: Что изображено на гербе?
Дети: Солнце, Салават Юлаев на коне, флаг республики.
Воспитатель: А кто такой Салават Юлаев?
Дети: Национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит.
Воспитатель: Да дети Салават Юлаев наш национальный герой, батыр, джигит – воин, поэт
Воспитатель: На фоне восходящего солнца изображен Салават Юлаев, по краю Герба национальный башкирский орнамент Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Баш ортостан»
Воспитатель: А Тихон у нас знает стихотворение про Салавата Юлаева и хочет прочитать его
Воспитатель: Продолжаем открывать лепестки. Что же за задание под третьим лепестком? (Снимаю третий бумажный кружок).
Воспитатель: Что изображено на этом лепестке?
Дети: Флаг Республики Башкортостан.
Воспитатель: Какие цвета вы видите на флаге?
Дети: Синий, белый, зеленый.
Воспитатель: Что они означают?
Дети: синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь.
Воспитатель: Да, синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь.
Воспитатель: Дети, предлагаю вам игру вам нужно из полосок собрать флаг.
Воспитатель: Что еще можно назвать государственной символикой?
Дети: Гимн.
Воспитатель: Когда звучит эта торжественная музыка?
Дети: На праздниках, торжествах.
Воспитатель: Правильно. А как нужно слушать гимн.
Дети: Стоя, не разговаривая. Когда звучит гимн, мужчины снимают головные уборы.
Воспитатель: Дети послушайте, как звучит гимн (предлагаю послушать гимн все встают).
Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (демонстрирую портрет главы нашей республики).
Дети: Президент республики Башкортостан; глава Республики Башкортостан.
Воспитатель: Дети, глава нашей республики. А что он делает как глава?
Дети: Он руководит нашей республики.
Воспитатель: главный руководитель нашей республики, он руководит нашей республикой.
Воспитатель: Давайте откроем следующий лепесток (Снимаю четвертый бумажный кружок).
Воспитатель: Что вы видите под кругом?
Дети : Карта
Воспитатель: Как вы думаете что эта за карта?
Дети: Эта карта Республики Башкортостан.
Воспитатель:. Посмотрите, на что он похож?
Дети: На большую ладонь
Воспитатель Башкирский народный поэт Мустай Карим сравнивал его с ладонью. А сейчас Мират нам расскажет это стихотворение.
Я у карты Родины стою,
Узнаю Башкирию свою.
Мне она напоминает руку,
А вернее, крепкую ладонь,
Искренне протянутую другу,
За друзей готовую в огонь.
Воспитатель: Взгляните на карту, действительно Башкортостан напоминает руку. Еще на что похожа карта Республики Башкортостан?.
Дети: На листок (если дети не отвечают говорю сама).
В: Природа Башкортостана богата, многокрасочна. Чего только здесь нет: и нефть, и золото, и железо, и медь. Много здесь гор и рек.
- На этой карте также нарисованы реки, горы, леса. (показываю указкой на карте)
Воспитатель: Какие реки вы знаете? Назовите их.
Дети: Дема, Уфа, Агидель, Юрюзань. Усень….
Воспитатель: Как называется самая большая река?
Дети: Агидель
Воспитатель: В Башкортостане много гор. Какие горы вы знаете?.
Воспитатель: А самая высокая гора?
Дети: Иремель, Ямантау, Раймантау
Воспитатель: :А леса Башкортостана словно сказка.
Вот сейчас мы с Вами поговорим о лесе, о нашем зеленом друге.
- А что такое лес?
- Как вы его себе представляете
Дети: В лесу много деревьев, растений кустарников…
Воспитатель:- А какие деревья растут в наших лесах?
Дети: Клен, осина, береза, ель, сосна, липа…
Воспитатель: А как называется лес, где растут разные деревья?
Дети: Смешанный лес
Воспитатель: Как называется лес, где растут березы?
Дети: Березовая роща
Воспитатель: Где растут сосны?
Дети: Сосновый бор
Воспитатель: Дети, подустали, давайте отдохнем. (провожу физминутку «Юрта»)
Юрта, юрта, круглый дом, (Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)
Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится. (Присели.)
Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши.)
Круглые оладушки. (Шагаем на месте.)
Воспитатель Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России?
Дети: Нефть, газ, уголь, железо, медь
Воспитатель: В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное наше богатство – это люди. В Башкортостане живет трудолюбивый народ.
Воспитатель: Вот пятый лепесток. Давайте откроем его (Снимаю пятый бумажный круг).
Воспитатель: Что здесь изображено?
Дети: Люди.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, люди каких национальностей проживают на территории Башкортостана?.
Дети: Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, морейцы, удмурты.
Воспитатель: В Башкортостане живут люди разных национальностей в дружбе и в согласии
Воспитатель: Открываем шестой лепесток нашего цветка. (Снимаю шестой бумажный круг).
Воспитатель: Что здесь изображено?
Дети: Пироги, кувшины.
Воспитатель: Значит, мы поговорим о блюдах напитков Республики Башкортостан. Назовите их. Дети :Кумыс, айран, очпочмак, зур бэлеш, баурсак, квас, окрошка, пельмени, расстегаи, каравай, чак-чак,
Воспитатель: Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток?
Дети :Его делают из кобыльего молока.
Воспитатель: А что такое катык?
Дети: Заквашенное кипяченое коровье молоко.
Воспитатель : А что такое квас?
Дети Квас это напиток
Воспитатель :А что такое каравай?
Дети : Главный свадебный хлеб.
Воспитатель: Посмотрите на цветок курая. У него остался один лепесток. Давайте откроем его.
Воспитатель: Раньше еще были такие интересные традиции, обычаи. Перед тем как садиться кушать, гости и хозяева приветствовали друг друга пословицами. Мы тоже знаем много пословиц. Расскажите пожалуйста.
-Приход гостя – дому украшение.
-Ласковое слово – что весенний день.
-Проворный человек – десять человек.
-От курая напев – от бревна дом.
-Слово - серебро, песня – золото.
- Полюбуйтесь дети, мы собрали все лепестки курая, на этом наше путешествие законченно.
Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами узнали очень много интересного.
Что вы узнали нового? Что вам больше всего понравилось?