МААМ-картинки

Конспект занятия «Путешествие по родному краю» по теме «Республика Башкортостан»

Сирина Галиуллина
Конспект занятия «Путешествие по родному краю» по теме «Республика Башкортостан»

Программное содержание: Расширять представления о родном крае; - Продолжать формировать представления о Республики Башкортостан : о ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, реках, горах, лесах, памятниках; о ее богатстве; - Формировать первичное представление о людях, населяющих нашу Республику;

- Развивать интерес и любовь к музыке народов Башкортостана, к музыкальному народному инструменту курай; - Развивать и обогащать словарь детей, зрительное и слуховое восприятие, память;

Публикация «Конспект занятия „Путешествие по родному краю“ по теме „Республика Башкортостан“» размещена в разделах

- На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

Материалы и пособия: Карта Башкирии, герб, флаг Башкортостана. Изображение соцветия курая; на каждом цветке и в середине соцветия нарисованы символы одного из семи заданий (они прикрыты бумажными кружками). Портрет президента Республики Башкортостан.

Словарная работа: обогащение словаря: Башкортостан, герб, флаг Башкортостана. Символика, курай, смешанный лес, березовая роща, сосновый бор.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, сегодня у нас гости. Давайте дружно поздороваемся с ними и пожелаем доброе утро и начнем с вами заниматься. Воспитатель: Послушайте стихотворение, башкирского поэта Геннадия Молодцова «Башкирия»

Воспитатель: (читаю стихотворение).

Башкирия,

Моя земля и небо,

Моя любовь,

Мой соловьиный край

Здесь все прекрасно –

И земля, и небо.

Любовь моя,

Мой солнечный край.

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того,

Кому не пел курай…

Воспитатель: О чем это стихотворение

Дети: О нашей республике, о родном крае, о нашей Родине…

Воспитатель: Да, дети, это замечательное стихотворение о нашей Республике Башкортостан, о ее красоте. Посмотрите пожалуйста, на доску и скажите что вы видите.

Дети: Цветок, растение, соцветие курая.

Воспитатель: Существует такая легенда

Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.

Воспитатель: Дети, хотите послушать, как звучит курай? (ставлю аудиозапись со звуками курая).

Дети: Да

Воспитатель Понравилась вам мелодия курая?.

Дети: Да

Воспитатель: Звучание курая очень красивое, протяжное, душевное.

Воспитатель: Дети, а сейчас посмотрите на доску, я вам приготовила карточку, где изображен символ соцветия курая. Сколько лепестков вы видите?

Дети: семь

Воспитатель: Эта не простая карточка, под желтыми кругами спрятаны задания для вас. Вы попробуйте выполнить эти задания. Когда будете отвечать на вопросы, не перебивайте друг- друга, отвечайте полным предложением.

Итак, открываю первый круг. Слушайте внимательно (убираю с 1 лепестка желтый круг).

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: Изображение города

Воспитатель: Задание называется «Города». Назовите столицу нашей Республики.

Дети: столица нашей республики город Уфа.

Воспитатель: А какие города вы еще знаете? Назовите их.

Дети: Бирск, Белебей, Нефтекамск, Салават, Туймазы, Мелеуз, Стерлитамак, и др.

Воспитатель: Справились с этим задание. Много городов назвали. В нашей Республике всего 21 городов.

Воспитатель: Дети, открываю следующий лепесток курая, что же там за задание ждет нас? (снимаю желтый круг со второго лепестка, а там изображение герба).

Воспитатель: Что вы видите на лепестке?

Дети: Герб.

Воспитатель: Что изображено на гербе?

Дети: Солнце, Салават Юлаев на коне, флаг республики.

Воспитатель: А кто такой Салават Юлаев?

Дети: Национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит.

Воспитатель: Да дети Салават Юлаев наш национальный герой, батыр, джигит – воин, поэт

Воспитатель: На фоне восходящего солнца изображен Салават Юлаев, по краю Герба национальный башкирский орнамент Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Баш ортостан»

Воспитатель: А Тихон у нас знает стихотворение про Салавата Юлаева и хочет прочитать его

Воспитатель: Продолжаем открывать лепестки. Что же за задание под третьим лепестком? (Снимаю третий бумажный кружок).

Воспитатель: Что изображено на этом лепестке?

Дети: Флаг Республики Башкортостан.

Воспитатель: Какие цвета вы видите на флаге?

Дети: Синий, белый, зеленый.

Воспитатель: Что они означают?

Дети: синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь.

Воспитатель: Да, синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь.

Воспитатель: Дети, предлагаю вам игру вам нужно из полосок собрать флаг.

Воспитатель: Что еще можно назвать государственной символикой?

Дети: Гимн.

Воспитатель: Когда звучит эта торжественная музыка?

Дети: На праздниках, торжествах.

Воспитатель: Правильно. А как нужно слушать гимн.

Дети: Стоя, не разговаривая. Когда звучит гимн, мужчины снимают головные уборы.

Воспитатель: Дети послушайте, как звучит гимн (предлагаю послушать гимн все встают).

Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (демонстрирую портрет главы нашей республики).

Дети: Президент республики Башкортостан; глава Республики Башкортостан.

Воспитатель: Дети, глава нашей республики. А что он делает как глава?

Дети: Он руководит нашей республики.

Воспитатель: главный руководитель нашей республики, он руководит нашей республикой.

Воспитатель: Давайте откроем следующий лепесток (Снимаю четвертый бумажный кружок).

Воспитатель: Что вы видите под кругом?

Дети : Карта

Воспитатель: Как вы думаете что эта за карта?

Дети: Эта карта Республики Башкортостан.

Воспитатель:. Посмотрите, на что он похож?

Дети: На большую ладонь

Воспитатель Башкирский народный поэт Мустай Карим сравнивал его с ладонью. А сейчас Мират нам расскажет это стихотворение.

Я у карты Родины стою,

Узнаю Башкирию свою.

Мне она напоминает руку,

А вернее, крепкую ладонь,

Искренне протянутую другу,

За друзей готовую в огонь.

Воспитатель: Взгляните на карту, действительно Башкортостан напоминает руку. Еще на что похожа карта Республики Башкортостан?.

Дети: На листок (если дети не отвечают говорю сама).

В: Природа Башкортостана богата, многокрасочна. Чего только здесь нет: и нефть, и золото, и железо, и медь. Много здесь гор и рек.

- На этой карте также нарисованы реки, горы, леса. (показываю указкой на карте)

Воспитатель: Какие реки вы знаете? Назовите их.

Дети: Дема, Уфа, Агидель, Юрюзань. Усень….

Воспитатель: Как называется самая большая река?

Дети: Агидель

Воспитатель: В Башкортостане много гор. Какие горы вы знаете?.

Воспитатель: А самая высокая гора?

Дети: Иремель, Ямантау, Раймантау

Воспитатель: :А леса Башкортостана словно сказка.

Вот сейчас мы с Вами поговорим о лесе, о нашем зеленом друге.

- А что такое лес?

- Как вы его себе представляете

Дети: В лесу много деревьев, растений кустарников…

Воспитатель:- А какие деревья растут в наших лесах?

Дети: Клен, осина, береза, ель, сосна, липа…

Воспитатель: А как называется лес, где растут разные деревья?

Дети: Смешанный лес

Воспитатель: Как называется лес, где растут березы?

Дети: Березовая роща

Воспитатель: Где растут сосны?

Дети: Сосновый бор

Воспитатель: Дети, подустали, давайте отдохнем. (провожу физминутку «Юрта»)

Юрта, юрта, круглый дом, (Шагаем на месте.)

Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)

Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)

В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)

Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)

Угостить торопится. (Присели.)

Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши.)

Круглые оладушки. (Шагаем на месте.)

Воспитатель Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России?

Дети: Нефть, газ, уголь, железо, медь

Воспитатель: В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное наше богатство – это люди. В Башкортостане живет трудолюбивый народ.

Воспитатель: Вот пятый лепесток. Давайте откроем его (Снимаю пятый бумажный круг).

Воспитатель: Что здесь изображено?

Дети: Люди.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, люди каких национальностей проживают на территории Башкортостана?.

Дети: Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, морейцы, удмурты.

Воспитатель: В Башкортостане живут люди разных национальностей в дружбе и в согласии

Воспитатель: Открываем шестой лепесток нашего цветка. (Снимаю шестой бумажный круг).

Воспитатель: Что здесь изображено?

Дети: Пироги, кувшины.

Воспитатель: Значит, мы поговорим о блюдах напитков Республики Башкортостан. Назовите их. Дети :Кумыс, айран, очпочмак, зур бэлеш, баурсак, квас, окрошка, пельмени, расстегаи, каравай, чак-чак,

Воспитатель: Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток?

Дети :Его делают из кобыльего молока.

Воспитатель: А что такое катык?

Дети: Заквашенное кипяченое коровье молоко.

Воспитатель : А что такое квас?

Дети Квас это напиток

Воспитатель :А что такое каравай?

Дети : Главный свадебный хлеб.

Воспитатель: Посмотрите на цветок курая. У него остался один лепесток. Давайте откроем его.

Воспитатель: Раньше еще были такие интересные традиции, обычаи. Перед тем как садиться кушать, гости и хозяева приветствовали друг друга пословицами. Мы тоже знаем много пословиц. Расскажите пожалуйста.

-Приход гостя – дому украшение.

-Ласковое слово – что весенний день.

-Проворный человек – десять человек.

-От курая напев – от бревна дом.

-Слово - серебро, песня – золото.

- Полюбуйтесь дети, мы собрали все лепестки курая, на этом наше путешествие законченно.

Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами узнали очень много интересного.

Что вы узнали нового? Что вам больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Конспект занятия «Салават Юлаев — национальный герой Республики Башкортостан» Тема: «Салават Юлаев национальный герой Республики Башкортостан» Образовательные задачи: • расширять представления детей о городе Уфа,.

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Физкультурный досуг «Путешествие по родному краю» (средняя группа) (4–5 лет) Цель: Способствовать формированию основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой. Задачи: • предоставить детям возможность.

Фотоотчет «Моя республика Башкортостан»Фотоотчет «Моя республика Башкортостан» Выполнила Сабирова Р. Х. 2018г. На тысячи верст раскинулась Башкирия! Какими только дарами не наградила природа эту страну: обширные и тучные.

Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю»Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю» Попова Валентина Фотозарисовка " Осенняя прогулка по родному краю" Совсем недавно в выходные мне посчастливилось выбраться на природу.

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Игра-путешествие по родному краю Игра-путешествие по родному краю. Цель. 1. Закрепить представления о родном городе, дать более полное представление об источниках, возникновению.

Лэпбук «Республика Башкортостан»Лэпбук «Республика Башкортостан» Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно – игровой форме. Актуальность Важным направлением.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по родному городу» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цент развития ребенка – детский сад № 44» городского округа город Салават.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Конспект экскурсии «Путешествие по родному городу» Здравствуйте дети, педагоги и гости нашей прогулки по родному городу. Посмотрите, пожалуйста, на экран, что там изображено? Правильно это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие по родному краю» по теме «Республика Башкортостан»
Опубликовано: 25 февраля 2022 в 20:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД